search
main
0

Истинное величие и вечная ценность учителя

Вы знаете, мне по-прежнему
верится,
что, если останется жить Земля,
высшим достоинством
человечества
станут когда-нибудь учителя!

Роберт Рождественский

Накануне Международного дня учителя практически все население планеты вспоминает своих учителей, преподавателей колледжей и вузов, обращается к ним со словами благодарности и признания.

Меняются эпохи, меняются поколения, меняется система образования. И вместе с этим меняется и поколение учителей.
Трудно представить, каким бы был мир, если бы не было школы, учителя. Ибо они создают необходимые ценности настоящего и будущего времени.

Об учителе, его роли, его высоком значении и призвании много написано и сказано, и эта тема остается по-прежнему актуальной.
Сегодня мы попробуем составить портрет современного учителя, представить его образ жизни, систему обучения и подготовки.

В основе анализа личность московского учителя и его роль в развитии современного российского общества. Попробуем вместе с читателями газеты раскрыть код московского учителя. Расшифровка кода – это в каком-то смысле упорядочение множества символов, характеристик и правил, это своего рода код наполнения, хранения, передачи информации для общества.

Код московского учителя

Какие же основные характеристики составляют код московского учителя?
Все соглашаются, что труд учителя удивительно многообразен, многоаспектен и одновременно с этим сложен. Учительская профессия является одной из наиболее распространенных в мире, и это вполне закономерно. К примеру, в Москве количество детей ежегодно увеличивается.

В некоторых московских школах к Дню учителя был проведен блицопрос среди старшеклассников на предмет составления словесного портрета московского педагога. На просьбу выделить основные 10 качеств учителя на первое место большинство школьников поставили понятие долга. Школьники понимают долг по-разному: «хорошо объяснять новый материал», «быть добрым и справедливым», «быть умным и обладать хорошими знаниями», «быть заботливым и внимательным». Но везде были слова «долг учителя» и «необходимость учителя». К нашей великой радости, практически все дети отметили, что профессия учителя самая нужная и престижная.

Человек творческий
Только в формате творчества можно воспитать поколение, которое будет создавать, приумножать и беречь то, что есть в нашем государстве и обществе.
Безусловно, символом творчества учителя является конечный результат – благополучие ученика. Как известно, в каждом ребенке заложены природные способности, и творческий учитель формирует у детей стремление хорошо учиться, развивать качество постоянного поиска знаний, уважение к творчеству других, способность работать как самостоятельно, так и в команде, успевать за постоянно развивающимися направлениями науки, культуры, экономики. Конечно, такой ученик будет счастлив, он найдет свое призвание в жизни и будет приносить пользу себе, своей семье и в итоге обществу.
Учитель сам является вечным учеником. Пока он работает, он вынужден учиться, идти в ногу со временем и следить за всеми процессами, которые происходят в жизни. Он не может копировать чужой ум, через обучение он познает то, что надо передать ребенку. Поэтому данная профессия одна из немногих, которая формирует знания и управляет знаниями.
Учитель, ежедневно стоящий перед классом, в процессе преподавания рождает новые идеи, мысли, предложения для передачи их детям.
Вот почему профессия школьного учителя входит в первую десятку профессий, которые связаны с высокими эмоциональными, моральными и физическими нагрузками. Многие считают, что учитель в своем высокопрофессиональном служении долгу часто выгорает. А я утверждаю, что нет, если общество ставит его на тот пьедестал, которого он заслуживает, а государство обеспечивает инструментами, которые помогают ему выполнять свою работу так, как об этом говорит президент, то есть развивая в каждом ребенке его способности и таланты. В Москве успешно решается эта задача.

Учитель-дипломат

В реестре этического кодекса учителя во все времена, и особенно сейчас, присутствуют уважение, тактичность, высокая культура, умение работать с разными детьми, в том числе с детьми с разными возможностями, разных религий, разных национальностей.

Московский учитель сохраняет в содержании образования различные этнокультурные компоненты, подчеркивая при этом их равную значимость, вклад в историю и развитие культуры города, страны и в целом мировую цивилизацию. На уроке он выступает в роли дипломата, передатчика знаний о богатстве национальных культур России, укладе жизни того или иного народа, его традициях, особенностях норм поведения, духовных ценностях. Такой учитель по праву считается народным учителем. Каждая толика его знаний из истории многонационального народа нашей страны наполняет чашу познания школьников и дает понимание роли нашего государства в глобальном процессе.

Каждый учитель независимо от предмета преподавания ставит перед собой задачу воспитывать в детях понимание того, что жизнь не бывает бесполезной. Ведь общеизвестно, что ученик в процессе обучения объективно встречается с трудностями. И учитель тонко корректирует этот процесс, терпеливо и осмысленно подводит ребенка к убеждению, что он личность, он может и должен совершать открытия, становиться изобретателем, поэтом, прекрасным рабочим, прилагая усилия и развивая свои умственные способности. Учитель вкладывает в детей привычку терпеливо искать новое, преодолевать трудности, уметь сопротивляться возникающим сложностям и жизненным неудачам.
Он мотивирует ребенка и убеждает его в том, что он талантлив, просто талант этот ему еще не всегда известен. И их совместная задача – раскрывать эти грани таланта и совершенствовать характер, умения организовать себя, найти себя в учебе, в творчестве, общественной работе.
Сегодня не встретишь московского учителя, который пользуется нудными проповедями, которые, как мы знаем, дети не воспринимают. Напротив, он воспитывает в них свободное мышление, стараясь разнообразить занятия, формирует стремление и умение наслаждаться досугом, любимым творчеством, реализуя свои интересы.

Учитель-актер

В своей работе учитель часто выступает в роли актера, и даже внешний облик, его одежда, внутренняя и внешняя красота воспитывают ребенка, позволяют влюбить в себя и в свой предмет.

Творческий и интересный урок – это для учителя своего рода маленькая театральная сцена, где он режиссер, постановщик, сценарист, ведущий, а дети не зрители, но участники этого действа, и также настоящие ценители и критики. В этом случае любая ошибка, допущенная учителем, остается подмеченной детьми, особенно в подростковом возрасте.

Внешний облик и внутренняя красота учителя часто совпадают. Не случайно многие дети хотят быть похожими на учителя, перенимают его манеру поведения, жесты, привычки, часто даже одежда учителя становится некоей моделью для школьников.

Учитель, как никто другой, понимает взаимоотношения подростков, видит начало их дружбы и юношеской любви и зачастую, как искусный дирижер, помогает пережить этот период, сохранить светлые и самые чистые и искренние чувства.

У московского учителя есть еще масса достоинств, прекрасных качеств, серьезных убеждений, лучших черт характера. Достаточно назвать такие, как требовательность, ответственность за результаты своей работы, креативность. Мы предоставляем возможность читателям дополнить код московского учителя другими качествами.

Много ли учителю надо?

Требования к учителю постоянно возрастают. Это свойственно каждому периоду нашей истории. И сила педагогического труда состоит в том, что он постоянно совершенствуется, развивается, прирастает новыми педагогическими идеями, практиками, неиссякаемым опытом учителей.
Многовековой опыт обучения детей – это, по сути, главный пьедестал великих свершений человеческого гения, богатства культур, педагогического искусства. При этом учитель не повторяет механически старое, а вносит новое, соответствующее времени.

Каждый период истории конструирует будущее. И все чаще в последнее время появляется мысль, что профессия учителя исчезнет. На смену придут информационные технологии. Появятся другие формы обучения, и классические школы прекратят свое существование. Это прогноз, а прогнозы, как известно (зачастую к великой радости), не всегда сбываются. Но уже сегодня для учителя появилось новое определение – «навигатор знаний для учащихся». Скорее всего, это приемлемое определение, потому что учитель сегодня действительно выполняет роль и исследователя, и руководителя проектов, и научного консультанта, и организатора образовательного и воспитательного маршрутов.

Но есть одно «но». Без учителя учебный процесс становится невозможен. И это ярко продемонстрировал период дистанционного обучения во время пандемии. Только учитель способен был быстро перестроиться, провести «перезагрузку» своих учебных планов, программ и качественно продолжить учебно-воспитательный процесс.

Живое общение с учителем делает процесс обучения более творческим, эмоциональным, эффективным. Только учитель способен придать своему голосу при постановке задания тот тон, который мотивирует и погружает ребенка в мир эмоций, ощущений и дополнительного творчества.

Если проанализировать базу Московской электронной школы, то мы встретим в качестве разработчиков, сценаристов уроков, дизайнеров подачи материалов тысячи учителей московских школ. Это еще одно свидетельство того, что учитель всегда стремится работать на опережение, улавливать те процессы, которые происходят в науке, культуре, в обществе в целом и которые понадобятся детям в будущем. «…Нравственные основы не выучишь по учебнику и не скачаешь из Интернета, эта нравственная основа закладывается благодаря каждодневной работе педагога, воспитывается через его личный пример, общение «глаза в глаза», – сказал В.В.Путин.

Педагогическая профессия – это миссия, которая требует не только полной отдачи, но и соответствующего внимания к учителю, заботы о нем. Правительство города делает невероятные шаги для поддержки как материального, так и морального благополучия московских учителей. 211 педагогов имеют почетное звание «Заслуженный учитель города Москвы». Вопросы образования всегда находятся на повестке дня работы мэра и заместителя мэра по социальной политике. Постоянно растет бюджет образования города, что дает возможность одновременно с увеличением фонда оплаты труда решать вопросы, связанные с укреплением материально-технической базы школ, формированием новых технологических сред.

Таким образом, высокий уровень оплаты труда учителей позволяет привлекать в московские школы не только высококвалифицированных специалистов, обеспечивать возможность получения образования высокого качества всем московским школьникам, но и материально поддерживать учителя.
Происходящие изменения, как мы отметили выше, любые изменения в обществе, в государстве неминуемо влекут за собой изменения в образовании. У педагогов в этом случае появляется целый ряд новых профессиональных функций. И эти функции не являются застывшими, они находятся в постоянном движении и требуют нового, дополнительного развития.

Где взять такого учителя?

Идеального учителя подготовить невозможно, это сверхзадача, решение которой является условием успешного развития образования и воспитания детей. В Москве сложилась система подготовки учителей в педагогических учебных заведениях. Для этих целей есть необходимая база, подготовлены научно-педагогические кадры, соответствующие материально-техническая база и профессорско-преподавательские коллективы.

Отрадно заметить, что в последние годы наблюдается повышенный интерес абитуриентов к педагогическим специальностям. Особенно это заметно по результатам приемной кампании текущего года. Хочу поддержать Московский городской педагогический университет, который выстроил универсальную систему подготовки учителей для московского образования.

В состав университета входят школа, колледжи, институты, которые реализуют программы подготовки бакалавров, магистров и аспирантов. По сути, ректоратом выстраивается непрерывная система подготовки учителя. В разнообразные программы и учебные курсы вводятся направления, которые в разноформатном варианте осуществляют подготовку педагога.

Ежегодно появляются специальности, которые объективно необходимы системе образования. У нас нет цели раскрыть опыт подготовки учителя, потому что это требует отдельного анализа и среза результатов работы выпускников данного вуза в московских школах, колледжах и других учреждениях образования. Важно, что выстраивается система получения знаний как теоретического, так и практического характера. Вместе с тем мы все понимаем, что процесс подготовки кадров должен не только постоянно видоизменяться, но и все больше подстраиваться под деятельность школы.

В последнее время все чаще возникают споры, надо ли в педагогических вузах готовить специалистов помимо педагогов и психологов – экономистов, менеджеров, специалистов по IT-технологиям, юриспруденции, так называемых непрофильных специалистов. Однозначного ответа здесь нет. Если эти специалисты проходят сквозную подготовку по программам педагогического профиля, то да, возможно, они могут быть подготовлены как учителя с самыми широкими компетенциями. Но хочу сказать, что это не всегда нужно в школе. И значительная часть непрофильных специалистов уходят в другие отрасли, которые часто вообще не связаны с образованием. Размытие программных блоков, расширение модулей обучения не всегда оправданны. Будущим учителям, воспитателям больше требуется практики, чем теории. А практика – это самый высокий оценщик способностей выпускника вуза и хорошая проверка, получится ли из него настоящий педагог.

Нужны ли школе методисты и кто должен помогать профессиональному росту?

Постоянное профессиональное развитие – это обязательная составляющая профессионального роста учителя, не только его успешности, но и качества образования в целом.

До сих пор во всем мире обсуждается проблема, как повышать квалификацию учителя. Наверное, нет единого рецепта, но есть общие правила, которые игнорировать просто нельзя. Отсутствие серьезной аналитики требует новых форм методической поддержки учителя.
С учетом того что Министерство просвещения России предлагает обсудить федеральный проект «Учитель будущего», в части повышения квалификации, мне кажется, было бы целесообразно использовать следующую уровневую модель:

– 1‑й уровень: создание единого информационного, консалтингового центра профессиональной поддержки сотрудников системы образования, разрабатывающего инструменты для анализа уровневой оценки профессиональных компетенций управленческих и педагогических кадров (диагностика уровня сформированности компетенций, разработка симуляционных тренажеров для использования в обучении и сопровождении, разработка модульных программ обучения в соответствии с выявленными дефицитами, а самое главное – все под запрос школ, адресный подбор индивидуальных и групповых программ обучения);

– 2‑й уровень: внутренний профессиональный аудит педагогических компетенций, дефицитов и осознанных потребностей каждого работника, проводимый школой по материалам, разработанным для нее центром;

– 3‑й уровень: государственные (региональные) организации дополнительного профессионального образования разрабатывают и реализуют программы повышения квалификации, содержание которых является для их участников инструментом прототипирования образовательной практики, в конструировании и экспертизе программ принимают участие специалисты ММС;

– 4‑й уровень: центр осуществляет помощь педагогам в освоении и закреплении новых профессиональных навыков на рабочем месте, отработке тех новых компетенций, знакомство с которыми происходило на курсе повышения квалификации в ИПК.
Предлагаемая модель, на мой взгляд, не только позволит создать новый, современный институт методистов, но и поможет выстроить действительно необходимое научно-методическое сопровождение педагогических работников.

Понимая, что времени на раскачку нет, думаю, логично использовать тот опыт, который наработан у Москвы. Московский центр развития кадрового потенциала образования постоянно внедряет и системно использует самые разнообразные, в том числе автоматизированные, инструменты обучения, подготовки и сопровождения школьных управленцев, классных руководителей и педагогов.

Не так давно на одном из городских селекторов была представлена модель обучения, разработанная центром, в которую входят такие элементы, как диагностика уровня профессиональных компетенций, отработка полученных в процессе обучения навыков на практике, в том числе и с использованием виртуальных тренажеров (симуляторов), составление цифрового профиля педагога, сопровождение и поддержка (осуществляемая как в цифровом формате через чат-бот, так и через наставника/ментора), использование стандарта управления персоналом при найме и адаптации новых участников школьной команды.

Используя наработки и практический опыт МЦРКПО, мы сможем решить одну из самых важных задач – обеспечение школы надежными инструментами выявления профессиональных дефицитов для формирования запроса на обучение, развития сотрудников, формирование кадрового потенциала.

Сделать это можно было бы следующим образом: Московский центр развития кадрового потенциала образования предоставляет инструменты уровневой оценки компетенций педагогов, затем школа формирует запрос на обучение по выявленным дефицитам, после чего школе предлагаются уровневые программы ПК (ориентированные на запрос школ и актуальные задачи системы образования города, различные уровни профессионального развития педагога), а также автоматизированные инструменты оценки эффективности обучения, разработанные центром, используя которые школа сможет оценить качество и эффективность предложенных ей программ повышения квалификации.

Можно, конечно, заново начать изобретать велосипед, но, на мой взгляд, будущее именно за подходом, изложенным в предыдущих двух абзацах, потому что этот готовый и ориентированный на практиков инструментарий уже сейчас позволяет моделировать под каждого учителя программы обучения, полезные именно для его профессионального роста, подбирать таких преподавателей, которые являются наиболее квалифицированными. При этом педагогический университет, педагогические колледжи, которые готовят учителей, могли бы начать взаимодействовать с центром по выявлению профессиональных дефицитов, и тогда объективно в городе выстроится гибкая система повышения квалификации педагогов.

Поскольку в некотором роде Москва в рамках проекта «Взаимообучение городов» (оператором которого как раз и является Московский центр развития кадрового потенциала образования) уже стала методической площадкой для более чем 100 крупных городов России, считаю логичным использовать описанную выше модель. Если предложенная система будет отработана и эффективна в столице, города смогут не создавать новые модели в оперативном режиме, а в рамках того же взаимообучения знакомиться с предлагаемым инструментарием на практике, удачно апробируя вышеописанную модель в своих региональных и муниципальных условиях.

Учитель должен получить больше свободного времени для себя, семьи, хобби и отдыха. Наша задача – создать такую модель профессиональной поддержки педагога, погружаясь в которую он будет чувствовать себя свободно, уверенно и комфортно, обеспечить его проверенными инструментами профессионального роста.

Мария ЛАЗУТОВА, председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы, доктор исторических наук, профессор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте