search
main
0

Истина Школы. Шалва АМОНАШВИЛИ

Друзья Школы! Родная Школа в опасности! Она превращается в вещевой рынок и в сборщика необъявленных налогов с родителей. В такой школе можно купить расфасованные для разного применения знания, а также разные удовольствия и обслуживание, или ж, как теперь принято говорить, «образовательные услуги».

Продолжение. Начало в № 14-16

На вещевом рынке о качестве товара не говорят. Продавцы, скорее, пускают пыль в глаза покупателям, хваля свой товар, а доверчивые покупатели, как часто бывает, обманываются. На вещевом рынке продавец не спрашивает, с какой целью покупатель берет его товар.

Школа – рынок «образовательных услуг»!

Видите, каким понятием украсили Школу, взятым из словаря рыночной экономики. Теперь время такое – все измеряется понятиями рыночной экономики, которая устанавливает жесткую конкуренцию, где нет места для Благородства, для любви к человеку, для сострадания и помощи.

А Школа – святыня, она духовная лестница, по которой надо только восходить.

* * *

Приходите, родители, приходите!

Угощайтесь кофе, шампанским!

А мы расскажем и покажем, какая у нас чудесная школа! (Заметьте, слово «школа» здесь я пишу с маленькой буквы.)

Смотрите, какой мы сделали в школе евроремонт!

Спонсирует нас нефтяная компания.

На стенах мы вывесили высказывания известных миллиардеров о том, как можно заработать большие деньги.

Вот фотовыставка особого назначения. На снимках коттеджи, как дворцы. У коттеджей стоят автомобили новейших марок. Вот и хозяева коттеджей и машин – они играют в гольф. Посмотрит на все это ваше чадо, и зародятся в нем смысл и мотив жизни. Дети, даже первоклассники, любят рассматривать эти фотографии и с жаром обсуждать, какой из этих коттеджей и автомобилей лучше, и кто что выберет, когда подрастет.

А вот портреты голливудских актеров и чемпионов по спорту, которые заработали большие деньги. Видите, под фотографиями указано, у кого какая собственность. Эти фотографии тоже стимулируют учеников – учиться, чтобы преуспеть.

Пойдемте дальше!

Видите, в укромных местах стоят такие удобные кресла и диваны. Пусть ваши дети – девочки и мальчики, тинейджеры, посидят здесь на больших переменах и пошепчутся о личном.

Посмотрите нашу столовую – она, как прекрасное кафе, которое может стать и рестораном. Здесь можно посидеть, вкусно поесть, выпить кофе.

Заглянем в учебные кабинеты.

Видите, в каждом кабинете стоят компьютеры, есть целый набор сногсшибательных игр. Компьютеры подсоединены к интернету.

Хорошо, не правда ли?

Вам не хочется вернуться к своему детству, чтобы учиться в этой школе?

Мы учим иностранным языкам. Программы у нас особые, они акцентированы на преуспеяние в бизнесе, потому заполнены лексикой и текстами американского социолога Карнеги.

Наших учеников мы каждый год направляем за границу – в Англию, Испанию, Германию, Францию, в общем, в любую страну по желанию учеников. Программа этих поездок такая, чтобы наши тинейджеры подружились с тинейджерами Запада. По секрету скажу: делаем так, чтобы мальчики подружились с девочками, а девочки – с мальчиками.

Есть у нас своя особенность. Нам известны все тесты, по которым выпускники России сдают ЕГЭ, то есть единый государственный экзамен. Будет ваша воля, мы специально научим их этим тестам. Так что можете не беспокоиться, ваши чада выдержат тестирование и поступят в вузы.

У нас каждый вечер в школьном актовом зале проводятся встречи и дискотеки, или что-то в этом роде. Ваши дети у нас скучать не будут.

Мы ввели курс по сексуальному воспитанию во всех классах, начиная, конечно, с первого. Ваши девочки будут знать, как защитить себя от СПИДа, от ранней беременности.

О чем еще вам рассказать?

Вот список наших образовательных услуг:

– карате,

– дзю-до,

– борьба,

– бокс,

– стрельба из пистолета,

– теннис,

– бейсбол,

– гольф,

– театр-балаган,

– рок-н-ролл,

– иностранные языки,

– индивидуальный подход к ученику,

– празднование дня рождения вашего ребенка,

– букет учительских улыбок ему,

– особое расположение учителя к вашему ребенку,

– учительское уважение к ученику,

– частные уроки с приходом учителя к вам домой,

– уик-энды,

– поп-музыка,

– компьютерные игры,

– персональная охрана,

– ВИП-обслуживание,

– и т.д.;

Цена за каждую образовательную услугу оговаривается отдельно.

Вот видите, какой у нас широкий спектр обслуживания!

У нас не школа, а шик, господа!

Это есть ВИП-школа!

…Как мне вымолвить слово в этом сообществе о том, что это не Школа, а профанация Школы?

Друзья Школы!

Не будем унижать Родную Школу!

Она была и есть лучшая в мире!

Она прошла испытания, какие не проходила в мире школа какой-либо другой страны.

Она облагораживала общество, она объединяла нации и народы, она взращивала таланты, высокую культуру и науку, она берегла духовность, она возвышала людей, помогала им стать личностями, стать людьми, возбуждала в них прекрасные чувства сорадости, сострадания, любви, уважения, веру в себя, доверие к другим. Она отводила своих питомцев от пагубных чувств собственности, алчности, самости, зависти, ненависти.

Но если она не всегда справлялась со своей миссией и даже оставляла в ком-то неприятные воспоминания и ущемления, вызванные авторитаризмом, господствующим в ней, все равно не ругайте Родную Школу.

И знаете, почему недостойно нам ее ругать? Потому что идеальная Школа – это не та, в которой все уже на своем месте, а та, которая неустанно стремится к идеалу.

Нет идеальных школ.

Но есть школы, которым и не нужен никакой идеал, в них происходит великое топтание на месте.

И есть Школы, устремленные к идеалу. Это – другие Школы. Идеальная Школа – это та, которая стремится к Идеалу. Именно устремленность есть Истина Школы.

Достойно оценим это качество Родной Школы, которое и возвысило ее над школами мира.

Родная Школа!

Знаем ли мы, сколько она пережила, как она страдала, как она, под гнетом идеологии, бережно хранила для нас духовность?

В семье родился мальчик.

Счастью родителей нет предела.

– Дадим сыну гармоничное развитие! – сказала мама.

– Воспитаем его благородным! – сказал отец.

– Пусть он вырастет крепким и здоровым! – сказала мама.

– Пусть полюбит свою Родину всем сердцем! – сказал отец.

– Не забудем о духовности! – сказала мама.

– Только об этом никому ни слова! – предупредил отец.

– Научим языкам!

– Научим искусствам!

– Воспитаем его добрым и чутким!

– Раскроем в нем таланты и способности!

– Воспитаем любовь к свободе!

– Любовь к правде!

– Пусть он будет честным!

– И пусть сам выбирает свой путь!

Так был построен идеал воспитания.

И устремились родители к идеалу.

Они знали аксиомы воспитания: Благородство воспитывается благородством. Свобода воспитывается свободой. Любовь воспитывается любовью.

Воспитывая себя – воспитывали сына.

Но грянула беда – отец погиб на фронте.

Беда – холод и голод, нищета.

Вокруг жестокость.

Мама лелеяла в себе идеал, устремлялась к нему. Но подводили условия.

Где дать сыну гармоничное развитие?

Нет среды, нет возможности.

Как дать сыну знание языков?

Нет средств.

У сына проявились музыкальные таланты.

Где их развить?

Дорого. Нет денег.

Надо купить сыну много книг, он любит читать.

Но разве хватит пенсии вдовы?

Мальчик взрослел.

И мама боялась – чтобы он не сбился с пути, иногда одергивала его, что-то запрещала, ставила условия. И часто показывала сыну фотографии отца, рассказывала о нем.

И хотя идеал таял как снег, все же мама уберегла то, о чем не говорила ни слова, но во что всегда погружала сына. Это была духовность.

Мальчик стал мужчиной, вышел в люди.

И там увидел, что он тоже мог владеть языками, как некоторые другие, тоже мог играть на рояле, тоже мог поступить в университет, но стал рабочим.

Однажды, вернувшись домой выпившим поздно вечером, молодой человек собрался было упрекнуть мать за то, что она обделила его. Но увидел ее, ожидающую у дверей и тихо плачущую.

– Почему плачешь, мама? – спросил молодой человек.

– Сынок, – промолвила она, – прости меня!

И только сейчас в глазах матери, в ее слезах, в голосе он почувствовал ее боль. И только сейчас открыл в сердце своем то, как щедро дарила мать силу свою – духовность.

– Все исправимо, мама, – сказал он ласково и обнял ее, – вот подарю тебе внука!

Вообразите, что мама эта есть образ Родной Школы, отец – все общество, народ, а сын – это мы с вами.

Спросите у ребенка:

– Кто самая-самая-самая красивая в мире?

И устами ребенка зазвучит Истина:

– Моя Мама!

Бейте в тревожные колокола!

Родная Школа в опасности!

Над Ней сгущаются тучи глобализации!

Что значит глобализация?

Это не интеграция, когда люди, сообщества, народы на добровольных началах и в обоюдных интересах объединяют свои мысли, устремления, дела и приводят их в единую систему.

Глобализация – сверху насаждаемая «норма» жизни, «новый мировой порядок». Насаждает его тьма – так называемое теневое «Мировое правительство». Оно есть объединение сверхолигархов, в чьих руках сосредоточена огромной мощности финансовая и экономическая власть. Глобализация направлена на унификацию жизни на земле, на резкое сокращение населения любыми способами, на превращение большинства людей в обслуживающий персонал для «элитного» сословия. «Чтобы прийти к созданию единого Мирового правительства, – сказано в одном официальном документе, – необходимо освободить людей от их индивидуальности, от привязанности к семье, национального патриотизма и религии, которую они исповедуют».

Глобализационные процессы в мировом масштабе уже принесли множество бед: агрессивные войны, банкротство нескольких стран и кабальное положение других, широчайшее распространение наркотиков, насилие гримаснической «поп-музыки», катастрофический рост смертности детей от голода (более 80 миллионов в 2000 году), эпидемия СПИДа, мировая перепись населения и цифровая идентификация каждого, живущего на земле и т.д. и.т.п. Все это и многое другое, связанное с глобализацией, вызывает возмущение людей; возникло движение антиглобалистов.

Может ли миновать глобализация сферу образования?

Конечно, нет! Так же, как глобализация задевает за живое и церковь.

Что есть стандарты образования?

Они есть прямое проявление глобализационных процессов в образовании.

Не унижайте Родную Школу!

То, что мы называли программами образования, составляло куда более высокий уровень образованности, чем стандарты.

Мы достигли высшего уровня в области объема и качества осваиваемых знаний школьниками. Теперь этот уровень искусственно занижается, чтобы он был не выше так называемых европейских или мировых образовательных стандартов. Ясно, что занижение качества и уровня стандартов образования входит в интересы «творцов» глобализации.

Что есть тесты и тестирование?

Они тоже есть проявление процессов глобализации.

Раз есть стандарты, нужно держать их под контролем. Нельзя, чтобы молодежь в своей массе превзошла стандарты. Кроме того, надо держать молодежь в стрессе и зависимом положении от других сил. Надо еще, чтобы мысль учащихся была все время занята тестами, баллами, тревогой о будущем.

Что есть пересмотр содержания образования с точки зрения так называемой «модернизации» (или реформы)?

Это есть процесс рождения «новых» учебников по истории родной страны, по родному языку и литературе, по целому ряду образовательных курсов, в которых всячески унижен национальный дух, вытеснена национальная культура. Обесцениваются понятия: любовь к Родине, патриотизм, гордость за свою историю.

Западные или мировые «стандарты образования» не есть норма для нашей Родной Школы – она выше.

Допустим ли мы, чтобы была унижена Родная Школа?

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте