search
main
0

Истина, добро и красота. Три основы жизни, достойной Человека

Воспитательную систему в своих классах я выстраиваю на основе Концепции по формированию образа жизни, достойной Человека, которая вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя – Надежды Егоровны Щурковой. Человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть первая составляющая цели воспитания – это интеллект ребенка. Вторая составляющая – нравственность, мораль, духовный стержень. И, наконец, творчество. Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. Достигнув этого триединства, личность оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основы – истина, добро и красота.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Целевая установка

Цель построения воспитательной системы – создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.

Цель воспитания – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Задачи-доминанты:

– формировать ценностное отношение к природе как общему дому человечества;

– формировать ценностные отношения к нормам культурной жизни;

– формировать представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;

– формировать ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни;

– формировать жизненные позиции, развивать способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Описание идеи

Первый шаг, который делают учитель начальных классов и его воспитанники, – это понимание и принятие норм культурной жизни. У них единая основа – истина, добро и красота.

Второй шаг, который совершают учащиеся 5-6-х классов, – формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле.

Третий шаг – обретение ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (8-9-е классы).

Четвертый шаг – формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути (10-11-е классы).

Классный руководитель должен всегда помнить о трех основных своих функциях:

1) обустройство жизни ребенка в школе;

2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;

3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни.

Каким правилам должен подчинить свои действия классный руководитель, формируя у своих питомцев образ жизни, достойной Человека? Эти правила рождаются в той или иной педагогической ситуации и теряют смысл, когда ситуация разрешается. Но существуют основополагающие идеи-принципы:

– Принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками прежде всего нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры).

– Принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге – своей жизни).

– Принцип принятия ребенка как данности (нужно уважать личность ученика, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а следовательно, признавать право ребенка на данное поведение).

Деятельность субъектов воспитательной системы строится на идее интеграции культурно-образовательных ресурсов школы и города. Через среду интегрированного курса можно осуществить целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника. В связи с этим появилась необходимость разработки воспитательной программы класса «Содружество».

Основополагающие виды деятельности

Познавательная (ребенок познает объекты окружающего мира);

преобразовательная (ребенок созидает, творит и получает от этого особенную радость, так как может осязать продукт своего творчества);

ценностно-ориентировочная (духовная деятельность, ребенок приобретает личностный смысл ценностей жизни);

общение (ребенок, взаимодействуя с другим субъектом, учится принимать ценность Другого).

Каждый педагог должен помнить, что в центре его внимания должна быть совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.

Дидактическая

и воспитательная подсистемы

В основе воспитательной системы по формированию образа жизни, достойной Человека, лежит идея интеграции подсистем (дидактической и воспитательной), которая позволяет каждому субъекту воспитательного и образовательного процесса найти применение своим методам и технологиям.

Главный фактор данной системы – коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно ориентированный и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли качествами обладает на данном этапе ребенок, чтобы называться достойным Человеком. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

Основное направление воспитательной системы класса – нравственно-патриотическое воспитание. Оно способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия.

Особое внимание в воспитательной системе уделяется семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Организуется целенаправленное взаимодействие с семьями, при этом учитываются индивидуальные особенности детей.

Обращается внимание на духовную культуру как результат развития человеческой цивилизации. Здесь одна из главных педагогических задач – раскрытие особенностей русского характера: высокой духовности, ответственности за окружающий мир, терпимости.

Большое внимание уделяем спортивно-оздоровительной работе. Работаем в тесном сотрудничестве с учителем физической культуры, медицинской сестрой школы и родителями.

Светлана ФЕДОРОВА, учитель русского языка и литературы основной школы №4 им. .Н.Красовского, победитель IV конкурса для классных руководителей, Галич, Костромская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте