Модуль «Открытые возможности: поддержка детской инициативности (проекты и исследования)»
Основные участники:
Центр развития ребенка – детский сад №621 (заведующая Татьяна Мамзелькина) – цель проекта – разработка и создание модели инновационного ДОУ, объединяющей усилия педагогов образовательного учреждения, учреждений культуры и образования микрорайона и округа, родителей для развития самостоятельной, внутренне мотивированной практической деятельности ребенка (разных ее видов) при поддержке взрослого. Такой подход позволит максимально сохранить самоценность дошкольного детства.
Центр развития ребенка – детский сад №183 (заведующая Татьяна Данилина) – цель проекта – создание модели открытого образовательного пространства, обеспечивающего подвижный баланс между инициативами детей, педагогов и родителей. Открытое образовательное пространство по поддержке детской инициативы в ЦРР обеспечивается через организацию поля выбора, выбора альтернатив деятельности (клуб любителей детской книги «Волшебная страна», детско-взрослое сообщество «Открытые сердца», организационно-деятельностные игры, проектно-исследовательская деятельность детей, творческая мастерская «Волшебная кисточка», дизайн-студия «Дом моделей» Нескучного сада), выстраивание траектории развития детей, педагогов и родителей в совместной деятельности через проектный метод обучения и детские клубы по интересам.
Центр развития ребенка – детский сад №2336 – разработка, апробация и внедрение двухуровневой модели образовательной технологии проектно-исследовательской деятельности дошкольников, заключающейся в создании единого оптимального социально-образовательного пространства, включающего ДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.
О работе над проектом рассказывает заведующая Ирина Павленко.
Основная цель проекта нашего ДОУ – создание модели образовательной технологии проектно-исследовательской деятельности дошкольников с 2 до 7 лет. Для нас представляется важным, что Департамент образования в своей программе развития дошкольного образования в Москве до 2017 года приоритетной задачей считает поддержку интеллектуального развития современных детей, совершенствование образовательных технологий работы с ними. В связи с этим то направление, которое мы будем развивать, чрезвычайно актуально.
Разрабатываемая нами модель состоит из двух уровней: детское экспериментирование в раннем и младшем дошкольном возрасте и проектная деятельность со старшими дошкольниками. На первом этапе реализации проекта мы ставим задачу погружения педагогов в методику организации проектной деятельности с детьми. Через презентацию достижений ребенка мы формируем у родителей интерес и желание сотрудничать с детским садом, включаться в совместное с ребенком сотворчество. На этом этапе мы планируем создать систему занятий по экспериментированию с детьми раннего и младшего дошкольного возраста и определить направления и темы детских проектов.
На втором этапе будет апробирована созданная система занятий по детскому экспериментированию, реализованы самые разнообразные проекты. Создана целостная система методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства и созданы интернет-ресурсы для родителей по этой проблеме. Результатом второго этапа станет создание практической содержательной части модели, создание интернет-странички для родителей, а также составление для них рекомендаций по организации исследовательской работы с детьми в домашних условиях.
На заключительном третьем этапе будет создан сборник методических материалов, в котором будет описана модель образовательной технологии проектно-исследовательской деятельности дошкольников и путей ее внедрения в практику работы ДОУ. Главным итогом нашей работы будет то, что у педагога и у родителей появится уникальная возможность увидеть и поддержать индивидуальность каждого ребенка, активизировать все механизмы его саморазвития.
Вот некоторые темы проектов, которые были успешно реализованы с детьми уже в этом учебном году: «Экологическая тропа», «Моя семья», «Корм для птиц», «Уникальные музеи Москвы», «Город будущего» и другие.
Реализация нашего проекта позволит получить следующие результаты:
– у ребенка сформируется высокая познавательная мотивация, он станет исследователем, открывателем, творцом;
– родители станут соучастниками образовательного процесса. Будут созданы условия для обмена опытом семейного воспитания в неформальной обстановке;
– у педагога появится возможность для активного и творческого самовыражения и позиционирования себя в профессии.
Комментарии