Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Филипп ДЗЯДКО: Устарела не школа, а отношение к обучению
Учителя Московской области могут подать заявки на социальную ипотеку
Студент отчислен из университета за то, что увидел разницу между мужчиной и женщиной
Валентина Матвиенко считает необходимым переход всех школьников на пятидневное обучение
Всероссийские проверочные работы в российских школах будут писать более 7 млн школьников
Стало известно, какие предметы школьной программы учащиеся считают бесполезными
В России три весенние рабочие недели будут сокращенными
Дистанционное обучение повысило уровень доверия и уважения россиян к педагогам
С Девятой симфонии Бетховена на первом CD-диске началась новая эра звукозаписи
В России создадут единую систему повышения квалификации для учителей
Филипп ДЗЯДКО: Устарела не школа, а отношение к обучению Учителя Московской области могут подать заявки на социальную ипотеку Студент отчислен из университета за то, что увидел разницу между мужчиной и женщиной Валентина Матвиенко считает необходимым переход всех школьников на пятидневное обучение Всероссийские проверочные работы в российских школах будут писать более 7 млн школьников Стало известно, какие предметы школьной программы учащиеся считают бесполезными В России три весенние рабочие недели будут сокращенными Дистанционное обучение повысило уровень доверия и уважения россиян к педагогам С Девятой симфонии Бетховена на первом CD-диске началась новая эра звукозаписи В России создадут единую систему повышения квалификации для учителей
Директорский клуб

Испытание успехом

Атмосфера единения и сотворчества
Учительская газета, №08 от 23 февраля 2021. Читать номер
Автор:

Ставить высокую планку в своей деятельности – одно из качеств директора Наталии Александровны ПЕТРУШОВОЙ. Возглавляет она среднюю школу поселка Ярославка пятый год, а вообще ее директорский стаж составляет десять лет. За это время сформировался свой особый стиль руководства, основной принцип которого – создать ситуацию успеха для каждого взрослого и ребенка.

В сельской школе сегодня обучаются 216 детей. Среди них полсотни учеников приезжают на автобусах из окрестных сел. И сюда же проложили дорогу юные горожане, благо от Ярославля до сельской школы рукой подать. Но притягивает школа не только своей близостью, но и тем, что здесь созданы все условия для успешной учебы и развития способностей и талантов ребят.

На прошедшей в конце минувшего года региональной ярмарке социально-педагогических инноваций в Ростове Великом школа из поселка Ярославка отличилась оригинальным проектом «Дай руку помощи». Он получил высокую оценку экспертов за свою социальную направленность и актуальность. Ребятам по праву достались лавры победителей. Волонтеры сельской школы наладили тесное взаимодействие с Комплексным центром социального обслуживания населения, расположенным в Заволжском районе города Ярославля. Ясно, что плодо­творное и полезное для обеих сторон общение юных волонтеров и людей пожилого возраста возможно при грамотном и целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Но тут очень важно заметить, что инициатором движения навстречу друг другу людей разных поколений выступила учительница английского языка. Марии Сергеевне Головой такая деятельность оказалась по душе, она отвечала ее потребности нести добро людям. Более того, классный руководитель была хорошо знакома с работой центра. Ее предложение о создании волонтерского отряда «Яр – Добро» было встречено с энтузиазмом и руководством школы, и детьми. Педагог-психолог школы Елена Игоревна Иванова с первых шагов стала оказывать квалифицированную помощь школьникам в их благородном деле.

С полной уверенностью можно сказать, что волонтерский отряд «Яр – Добро» впишет яркие страницы в историю школы. Иначе и быть не может. На чем основана эта уверенность?

Одна из главных задач, которые сегодня стоят перед руководителем, – это повышение профессионального уровня педагогов, формирование разносторонней личности ученика, развитие его творческих способностей. В школе поселка Ярославка она решается весьма продуктивным и действенным методом. Это активное участие коллектива в конкурсном движении.

Расти должны все цветы. Эту гениальную в своей простоте истину директор Петрушова переняла от своих наставников, в числе которых выделяет заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук Ирину Николаевну Закатову, под руководством которой работала в знаменитой ярославской школе №59, и научного руководителя Германа Константиновича Селевко, академика МАНПО, профессора, кандидата педагогических наук. Там и сформировалась потребность в постоянном самосовершенствовании, заставляющая ставить высокую планку.

Что дает участие в конкурсном движении? Во-первых, постоянное движение и развитие. Участие в конкурсах, проектах – это тот живительный кислород, который насыщает жизнь. Благо что ныне таких состязаний разной направленности, начиная с конкурсов профессионального мастерства и заканчивая действами театрального характера, великое множество. К примеру, сегодня в коллективе никого не надо упрашивать принять участие в таком празднике талантов, как «Ярославская уха», который проходит в рамках увлекательного действа «Валенки-шоу». Коллектив школы поселка Ярославка без призов с этого праздника талантов еще не возвращался. А главный подарок – тот заряд радости, который еще долго бодрит и вдохновляет. Во-вторых, конкурсное движение позволяет каждому педагогу и ученику получить свою долю успеха. В-третьих, и это самое главное, конкурсное движение – самый инновационный фактор развития образования.

Конечно, поначалу пришлось преодолевать некую инертность коллектива. Оно и понятно, много ли найдется учителей, кому состязаться с другими, представлять себя, испытывать свои силы доставляет удовольствие, радость? Таковых, кто сам в силу своей потребности будет искать и находить себе конкурсы, не так уж и много. Можно и без этого быть хорошим учителем. Директору Петрушовой удалось развеять такие предубеждения прежде всего своим личным примером активного конкурсанта. Понимала, если просто призывать педагогов участвовать в конкурсах, акциях, проектах, то вряд ли будет нужная отдача. Важно, чтобы у каждого педагога возникла потребность представлять свой опыт, участвовать в профессиональных конкурсах. И ведь это произошло. Каждый год в школе составляется таблица конкурсов, в которых коллектив будет принимать участие. Если посчитать, то за пять лет педагоги и школьники приняли участие в доброй сотне конкурсов разных уровней и направленности. О педагогах, получивших свою долю успеха, нужно рассказывать в отдельной статье. Но о директоре скажу. Наталия Александровна Петрушова в прошедшем учебном году стала победителем Всероссийского конкурса «Лучшие руководители РФ».

…Поначалу участие в конкурсном движении было стихийным, но оно помогло определить потенциал детей, педагогов, четко понять, какие задачи поможет решить та или иная акция, какому проекту отдать предпочтение, что принесет участие в новом конкурсе. К примеру, стало ясно, что в начальной школе приветствуется все, что способствует объединению и продуктивному взаимодействию детей, родителей, педагогов. Также прояснилась ситуация и с любимыми акциями. К примеру, ежегодно в июне школьники с удовольствием участвуют во Всероссийской акции «Самый дружный хоровод», а 8 сентября – в международной акции «Читающий автобус».

Сейчас можно с полной уверенностью сказать, что за годы участия в конкурсном движении педагоги и школьники определились с приоритетными направлениями: это научные исследования, краеведение, литературное творчество и туристическое движение.
Конкурсное движение – неисчерпаемый ресурс воспитательной работы. Для детей это узнавание нового, получение навыков, которые помогут в дальнейшей жизни. Так, учитель русского языка и литературы Елена Александровна Филиппова вместе с ребятами стали участниками международного проекта «Тетрадка дружбы». Надо сказать, что сегодня выбор акции, проекта, конкурса для детей и педагогов – вполне осознанная потребность. Понимание необходимости участия именно в этом направлении окрыляет и вдохновляет, потому все удается как нельзя лучше. Поскольку сама Наталия Александровна ведет в школе кружок «Проба пера», то она обеими руками была за проект, который помог детям на новом уровне раскрыть свои способности. В «Тетрадке дружбы» юнкоры записывали свои мысли, учились анализировать прочитанное, размышлять над своими поступками. И хорошим стимулом была для них возможность делиться своим творчеством со сверстниками. Встречи на международных инклюзивных слетах «Тетрадка дружбы», которые проходили в мае 2018 и апреле 2019 года в Перми, укрепили каждого участника в желании и дальше сотрудничать со сверстниками из других областей и стран в подобных интересных и полезных проектах. Участие детей в конкурсах при сопровождении взрослых – это определенная ступенька взросления. Полученные знания и навыки за порогом школы помогут им успешнее адаптироваться в обществе.

Не только призы и награды показатель продуктивности участия в различных акциях и конкурсах. Важны и моральный фактор, ощущение своей значимости. Ребята признаются, что лучше узнали себя, а проявляя свои творческие возможности, смогли получить компетентную оценку. Но, как известно, не всегда она бывает лестной. Непросто признаться себе в том, что ожидания иногда и не оправдывались. Как считает Наталия Александровна, ситуация успеха, которую она как руководитель старается создать в коллективе, невозможна без проигрыша. И к этому участников надо готовить. Важно после каждого конкурса провести грамотно «разбор полетов», сделать правильные выводы. Вообще она убеждена, что в школе должна быть такая должность, как организатор конкурсного движения, который будет профессионально, целенаправленно, планомерно вести эту большую работу.

Надо отметить, что конкурсное движение помогает поднять выше планку всей воспитательной работы. Так, яркими красками и новым содержанием наполнился праздник «Ученик года». Он является событием для всего поселка, проводится в Доме культуры. Лучшего ученика в каждом классе выбирают тайным голосованием, и в критерии отбора с каждым годом добавляются новые грани. Атмосфера единения, сотворчества, торжества интеллектуальной мысли, которая царит на празднике, – лучшее доказательство того, что коллектив выбрал верный девиз: «Действуя в настоящем, мы думаем о будущем!».

Слова директора Наталии Александровны Петрушовой: «Каждый день, идя в школу, хочу только одного – чтобы мои ученики испытали успех, поверили в себя. Помочь раскрыться школьнику и педагогу, вселить в каждого уверенность, почувствовать свою самоценность – моя задача. Не только красота спасает мир, но и вера. Верьте в себя, и все получится».

Надежда ТУМОВА, пос. Ярославка, Ярославская область


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt