search
main
0

Испытание пройдено

Без поддержки близких это было бы невозможно

Марина САНЬКОВА стала учителем русского языка и литературы всего год назад. Она одна из немногих выпускников нижегородского университета, решивших связать свою жизнь со школой. Из сорока ее однокурсников (примерно столько выпустил филфак университета в 2019 году) единицы стали учителями. Остальные нашли себя в других сферах, благо филологическое образование дает широкий спектр применения знаний и умений.

Марина САНЬКОВА

Причина непопулярности учительского труда среди студентов классического университета понятна и объяснима: высокие требования и огромная ответственность в сочетании с небольшой зарплатой мало кого вдохновят. Поэтому и идут в школу только те, кто ощущает призвание или хочет испытать себя на прочность (есть категория молодых людей, бросающих себе вызов, для них работа в школе что-то вроде квеста «Остаться в живых»). Первые остаются в школе, вторые, как правило, уходят – кто через год, а кто и раньше.
Марина Александровна относится к первой категории. Ее мама тоже преподаватель русского языка, но не в школе, а в техникуме. Поэтому еще до поступления на филфак Марина знала и о большой нагрузке, и о маленькой зарплате, и о нервных издержках, связанных с профессией. И это ее не отпугнуло. Мама не отговаривала, но советовала хорошенько подумать, прежде чем идти в школу. Конечно, близкие надеялись, что за четыре года учебы юношеский романтизм уйдет из головы и решение будет принято не в пользу школы. К тому же у Марины Александровны, которая вышла замуж, будучи студенткой, к моменту выпуска малыш уже начал ходить в садик, но все равно требовал много внимания и времени.
– Я действительно сомневалась до последнего, – признается Марина Александровна, – доводы близких были справедливы, и я не могла не прислушиваться к ним. Все же решила посмотреть вакансии в Интернете. Выяснилось, что их довольно много. Причем одна из них оказалась в школе, расположенной недалеко от моего дома. Я позвонила, и директор тут же пригласила меня на собеседование. Она не стала скрывать, что оклад на первых порах меня не порадует, но возможны стимулирующие доплаты и премии.
В целом первое общение с будущим руководством произвело благоприятное впечатление. Марина Александровна тоже понравилась директору, серьезный настрой выпускницы университета внушал оптимизм. Договорились, что лучше всего начать с пятых классов, Марине Александровне дали два класса – это как раз было оптимальной нагрузкой. От классного руководства она сразу же отказалась, считая, что все силы и время стоит направить на освоение методики преподавания. Ведь педагогической практики в университете не было. Никакой! Ни разу за все четыре года студенты-филологи не вышли в школу. И, конечно, восполнить этот пробел, уже работая, было довольно сложно. Но директор пообещала новоиспеченному словеснику всяческую помощь, Марине Александровне был официально назначен учитель-наставник, самый опытный филолог школы, который должен был помогать в разрешении любых вопросов – у любого начинающего педагога их немало.
– Конечно, я волновалась перед первым уроком, хотя времени для тревог у меня почти не оставалось: в большой спешке пришлось готовить необходимые документы – рабочую программу и поурочное планирование. Мои переживания шли фоном. Я думала о том, какой будет первая встреча с детьми. Опасалась, что моя молодость помешает ученикам воспринять меня всерьез. Но, к счастью, этого не случилось. Пятиклассники сидели на первом уроке тихо и слушали внимательно, это вселило в меня уверенность, и я перестала их бояться. Потом, конечно, было всякое, но я уже была внутренне готова адекватно реагировать на различные, в том числе нестандартные, ситуации. Я и раньше знала, что дети испытывают учителей на прочность – это не стало открытием. Но, оказавшись в роли педагога, я поняла, что главное – относиться к ученикам с сочувствием и пониманием, не обижаться на их попытки самоутверждения и уметь любыми способами защищать себя от негатива. Конечно, в этом отлично помогают здоровое чувство юмора и уверенность в себе – ее источником являются забота и любовь, которую мы черпаем в семье.
Семья в первый год работы стала для Марины Александровны и защитой, и опорой, и самым надежным тылом. И в психологическом, и в финансовом плане. Близкие терпели и ее постоянные тетради, и усталость, и маленькую зарплату, на которую невозможно прожить, не имея другого источника финансирования. А если бы ей нужно было платить за квартиру и самой содержать ребенка? Нет, тогда бы она точно не смогла работать в школе!
– К наставнице у меня было много вопросов, и она старалась всегда отвечать на них. Ко мне на уроки приходила завуч, ее советы были мне полезны. Моя мама преподает в техникуме, она попросила свою подругу и однокурсницу Альбину Викторовну Иващенко, учителя школы №4 города Бора, пустить меня на ее уроки. Альбина Викторовна признанный авторитет среди школьных словесников, я и сама с детства знала ее как блестящего педагога, поэтому с радостью в свободный от уроков день поехала в Борскую школу и присутствовала на нескольких уроках, запоминая и записывая наиболее ценные моменты. Все, что я увидела, вдохновило меня на поиск новых методов, дало новый толчок к самообразованию.
Как и для остальных коллег, дистанционный период стал для Марины Александровны большим испытанием. Ее нагрузка заметно увеличилась, поскольку проверка сканированных ребячьих работ требует больше времени и сил. Кроме того, ее собственный маленький ребенок был постоянно дома и требовал непрерывного внимания. К чести моей героини должна сказать, что она справилась с трудностями достойно и не позволила себе отказаться от ежедневной тщательной проверки и постоянного общения с родителями учеников.
– Напротив, мне было приятно видеть заинтересованность многих мам в успешном освоении программы, их участие в выполнении домашних заданий. Я с удовольствием объясняла им критерии отметок и требования, почти всегда мы находили взаимопонимание. Но мне не хотелось бы повторять этот опыт. Все-таки учеба должна быть очной.
В этом учебном году Марина Александровна взяла классное руководство, так что впереди ее ждут новые испытания, которые, как можно предположить из описанного выше, ее не сломают, а закалят и сделают еще сильнее. Пожелаем же ей успехов на избранном поприще!

Вера КОСТРОВА, Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте