search
main
0

Исполнение – второе творение. Сценарий урока на тему «В чем сила музыки И.С.Баха?»

Цели:1. Продолжить знакомство школьников с творчеством И.С.Баха.2. Понять, какую жизненную сторону отражает музыка И.С.Баха.

ЗадачиОбразовательные: представить учащимся творчество гениального музыканта и помочь понять и почувствовать, что музыка И.С.Баха разнообразна, разнохарактерна и многогранна. Обратить внимание на особенности музыкального стиля И.С.Баха.Развивающая: способствовать развитию самовыражения обучающихся через миропонимание и мироощущение  музыкального произведения, через разные формы деятельности.Воспитывающие: способствовать воспитанию культуры мышления и языковой культуры обучающихся; помочь ощутить связь культурных эпох XVII и XXI веков.Задачи учителя музыки на уроке: 1. Помочь обучающимся осознать, что сила музыки И.С.Баха не только в ее возвышенной красоте, направленной к Богу, но и в жизненной правде, направленной к человеку. 2. Показать связь времен – прошлого и настоящего.3. Развивать самовыражение, самоопределение, вокально-хоровое мастерство.Предметные компетенции:- дать представление об особенностях музыкальных терминов: сюита, а капелла, камерный ансамбль, интерпретация;- развивать слушательскую и исполнительскую культуру;- научить понимать метапредметные связи в музыкальном искусстве;- воспитывать культуру речи и языковую культуру, приблизить учеников к пониманию специфического языка музыки.Социальные компетенции:1. Умение слушать, слышать и понимать мнение других.2. Развивать культуру мышления и ощущения.Коммуникативная компетенция: культура монолога, диалога и полилога.Личностные компетенции:1. Освоение разных форм художественной деятельности в направлении духовного самовыражения, саморазвития.2. Выбор самостоятельного маршрута в общении с искусством.Регулятивные УУДРегулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Познавательные УУДШкольник учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (умение ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями.Коммуникативные УУДКоммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Личностные УУДОсваивая личностные универсальные умения, обучающийся более успешно принимает нормы поведения в коллективе, обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и как следствие у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким.Ход урокаУчитель: Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать ваше настроение, мы споем приветствие друг другу. Каждый споет-поздоровается в своем настроении…Звучит приветствие учителя: «Здравствуйте, ребята» (гаммаобразно вверх с I по V ступень C-Dur).Звучит приветствие учащихся (каждый в своем настроении): «Здравствуйте» (V-III-I ступени C-Dur).Учитель: Мы все с вами такие разные: кто-то любит слушать музыку, кто-то любит петь, а кто-то – размышлять о музыке. Как вы думаете, музыка способна влиять на настроение человека?Ученик: Я думаю, что музыка умеет влиять, менять характер, настроение человека.Учитель: Поддержим наше настроение видеофрагментом музыкального произведения. Подумайте, кто сочинил это музыкальное произведение?Звучит произведение И.С.Баха «Шутка».Ученик: Эту музыку сочинил композитор И.С.Бах. (Портрет на доске.)Учитель: Последователь И.С.Баха, тоже немецкий композитор XVIII века, Л.Бетховен подчеркивал, что «его нужно звать не  Бах (ручей), а море». Предлагаю вместе определить тему нашего урока.Ученики: «Музыка И.С.Баха…» (Название фиксируется на доске.)Учитель: Возможно, по окончании урока вам захочется продолжить, дополнить нашу тему, изменить или конкретизировать ее.Учитель: Мы сегодня прикоснулись к музыкальному произведению великого немецкого композитора. Название этого произведения известно многим, но если предположить, что у него нет названия… И чтобы дать точное название этому сочинению, что для этого нужно сделать на уроке?Ученики: 1. Послушать (послушать музыкальное произведение). 2. Почувствовать (почувствовать музыкальное произведение).3. Понять (понять музыкальное произведение).4. Познать особенность музыкального языка (анализировать музыкальное произведение). Названия действий открываются на доске.Учитель: А вот пятая задача останется интригой, и мы ее откроем и определим в течение урока.Для того чтобы во всем этом разобраться, я предлагаю вам перевоплотиться в композиторов, исполнителей, слушателей. Перед вами на столах карта анализа музыкального произведения, посмотрите ее. Вам предстоит проанализировать данное музыкальное произведение и ответить на вопросы, предложенные в карте. Так, в первом задании с позиции слушателей необходимо найти рисунок, который подходит к настроению музыки. Второе задание: с точки зрения исполнителей необходимо подобрать правильные характеристики к интонации и темпу. В третьем задании с точки зрения композиторов нужно будет перечислить инструменты камерного ансамбля. И в четвертом задании придумать самим название музыкальному произведению. А сейчас в атмосфере слушательской культуры мы еще раз приблизимся к музыке И.С.Баха.Звучит произведение И.С.Баха «Шутка».Учитель: Итак, приступаем к анализу,  у вас 3 минуты. Ваше время истекло. Давайте поделимся  тем, что у вас получилось. В первом задании, с позиции слушателя, нужно было соотнести рисунок с настроением музыки и выбрать подходящий рисунок.Ученики: Я выбрал первый рисунок, так как в нем ощущаешь вечное движение и устремленность (варианты ответов могут быть разными, но все три рисунка способны отобразить красоту, смену настроения, движение).Учитель: Во втором задании, с точки зрения исполнителя, необходимо было найти подходящие характеристики к интонации и темпу.Ученики: Интонация скачкообразная, нисходяще-восходящая. Темп быстрый и даже скорый – без перерыва, постоянно в движении.Учитель: В третьем задании, с точки зрения композитора, нужно было перечислить, какие музыкальные инструменты звучат в камерном ансамбле. Ответы учеников. Учитель сверяет, вносит поправки.Учитель: Вам встретился незнакомый музыкальный термин на этом слайде?Ученики: «Камерный».Учащиеся с помощью наводящих вопросов учителя раскрывают значение этого понятия: «камерный» – «исполняемый в небольшом концертном зале несколькими исполнителями».Учитель: Обратимся к 4-му заданию,  предложите свое название этому музыкальному произведению.Ответы учеников. Учитель: Почему мы назвали это произведение по-разному?Ученики: У каждого есть свои видение, мнение, мышление. А И.С.Бах назвал свое произведение «Шутка» (из сюиты №2).Учитель: Встретился ли вам на этом слайде новый музыкальный термин?Ученики: «Сюита».Учащиеся с помощью наводящих вопросов учителя раскрывают значение этого понятия: «сюита» – «музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла».Учитель: Предлагаю вслушаться и услышать следующее музыкальное произведение. Постарайтесь сравнить с предыдущим, найти сходство и различие.Звучит современное переложение «Шутки» И.С.Баха (а капелла).Учитель: В чем сходство? В чем различие?Ученик: Одно и то же музыкальное произведение, но разные исполнители, разная манера исполнения. А капелла – исполнение без сопровождения. Учитель: Такое разное видение называется способом интерпретации. Учащиеся пытаются сформулировать, что такое интерпретация – истолкование произведения. (По словам А.Г.Рубинштейна, «исполнение – второе творение».)Учитель: Как вы думаете, что повлияло на такое преобразование «Шутки»   И.С.Баха?Ученики: Эпоха, время, человек.Учитель: У меня для вас есть еще одна интерпретация этого произведения. А чем же она будет отличаться от предыдущих сочинений?Хор Турецкого исполняет «Шутку» И.С.Баха (а капелла).Ученики: Темп еще подвижнее стал, и манера более современная. У каждого исполнителя индивидуальный микрофон, свободная пластика движений. Это хор Турецкого!Учитель: Ребята, давайте расширим возможности исполнительского мастерства хора Турецкого. Используя способ интерпретации, выразим свои ощущения, дополнив их авангардным искусством исполнения: 1-я группа – пульс руками на слог «па» на каждую долю, размер 2/4; 2-я группа – более короткие длительности восьмые – показ руками на слог «па»; 3-я группа – листок бумаги (шуршащий элемент)  – сильная доля, акцент плюс пропевание слога «па», плюс треугольник (один ученик) – тоже акцент. Слог «па» исполняется на одной заданной высоте, то есть используем прием контрапункта.Репетиционный момент – звучит современное переложение (а капелла)  «Шутки» И.С.Баха.Концертное исполнение – хор Турецкого, «Шутка» И.С.Баха (а капелла).Учитель: Спасибо за яркое выступление! Но посмотрите на незаконченность темы нашего урока. Как бы вы продолжили, изменили, дополнили ее?Ученики: Музыка И.С.Баха – связь эпох. Музыка И.С.Баха – новое истолкование. Музыка И.С.Баха – ее многообразие и разнообразие.Учитель: Дома я предлагаю вам написать сочинение-миниатюру «Мои впечатления о музыке И.С.Баха». Спасибо за творческую работу. До свидания!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте