search
main
0

Искусство в школе: станет ли Золушка принцессой?

Более 320 человек, включая выдающихся деятелей образования и культуры, приняли участие в съезде учителей предметной области «Искусство», который прошел в онлайн-формате при поддержке Минпросвещения России. Заместитель министра Виктор Басюк в своем выступлении отметил особую роль уроков искусства в системе школьного образования. «Сегодня воспитание становится важнейшим направлением работы школы, а искусство и педагогика искусства имеют огромный воспитательный потенциал», – сказал он.

Какие проблемы с преподаванием предметов области «Искусство» необходимо решить в первую очередь? Что нужно сделать, чтобы они перестали быть второстепенными и заняли достойное место в школьном обучении?

Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:

– Изучение музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры создает основу для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Вместе с тем в школе эти предметы зачастую воспринимаются как факультативная, дополнительная нагрузка. Но, разделяя предметы школьной программы на первостепенные и второстепенные, мы загоняем детей в ловушку. Ведь если у ребенка не будет развиваться воображение, в будущем он не сможет исследовать мир, раздвигать границы науки, создавать ранее немыслимое.

Общероссийский народный фронт и фонд «Национальные ресурсы образования» по итогам 2018 и 2019 годов проводили опросы родителей школьников по их впечатлениям от качества преподавания школьных предметов. В пятерку предметов, результатами обучения по которым родители довольны больше всего, два года подряд входят музыка и изобразительное искусство.

В конце 2018 года в России была принята Концепция преподавания предметной области «Искусство» в общем образовании. Ее главная задача – обеспечить высокий уровень преподавания предметов этой области, учитывая изменяющиеся запросы общества и вызовы времени.

Для расширения возможностей предметной области «Искусство» необходимо развивать систему взаимодействия школ с учреждениями культуры. Это не только участие ребят в экскурсиях и выставках, но и другой подход к содержанию образования: построение программ по модульному принципу с возможностью освоения их на базе учреждений культуры, привлечение к преподаванию в школе работников музеев, театров, культурных центров.
Необходимо активнее использовать потенциал внеурочной деятельности, открывающей большие возможности для художественного образования. Обновление учебно-методических материалов, расширение линейки программ повышения квалификации для педагогов также являются важными условиями.

Артур ЗАРУБА, учитель музыки и МХК Ломоносовской школы, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1992, кандидат педагогических наук:

– Съезд, безусловно, стал событием для тех, кто на нем присутствовал онлайн. Были очень интересные докладчики и выступавшие. Было высказано много предложений. Но за каждым предложением должны стоять ресурсы, финансы, кадры. А это вопрос открытый. Сколько изобретений в нашей стране нашли применение за рубежом только потому, что нет этих ресурсов, но главное – нет системы, которая бы стимулировала развитие данного направления.

Начнем с того, что везде в цивилизованном мире в школе уделяется огромнейшее внимание искусству: в школах есть духовые оркестры, хоры всех возрастов, театральные коллективы, оборудованные залы со звуковой аппаратурой, не говоря уже о двух часах в неделю на преподавание музыки и двух – на изобразительное искусство. Мы же имеем уроки музыки и изобразительного искусства 1 (!) раз в неделю, и то не во всех классах. Уникальный предмет «МХК» (мировая художественная культура) уже не обязательный и потому остался только в незначительном числе школ.

Что делать? То, что смог сделать в свое время Дмитрий Кабалевский, – решать проблему на государственном уровне. Только если будет государственная программа по усилению роли предметов искусства в школе с финансированием, конкурсами для учащихся и учителей, улучшением системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, возможны кардинальные изменения. Иначе все останется так, как есть, или станет еще хуже. Воспитание осуществляется в первую очередь через искусство, возьмите наших классиков – Ушинского, Макаренко, Сухомлинского… Недооценка искусства в школе – это плевок в будущее, за который предстоит расплачиваться нашим потомкам!

Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2012:

– На мой взгляд, слова заместителя министра не отражают реальную ситуацию в школьном образовании, где предметная область «Искусство» с каждым годом все более оттесняется на аутсайдерскую позицию. Еще несколько лет назад было возможно построение программы по искусству, доходящей до 11‑го класса. Сегодня же начиная с 8‑го класса место этих предметов только в сфере внеурочной деятельности, и ясно, что с государственной точки зрения искусство отнюдь не обладает таким же потенциалом, как математика, история или физика.

Отмечу также, что предметы искусства обладают отнюдь не только воспитательным потенциалом. Это развитие образного мышления, формирование визуальной, аудиальной, коммуникативной культуры. В сегодняшнем мире информация многообразна, и именно предметы искусства позволяют развить способы ее понимания и взаимодействия с ней, ставя человека в центр этого процесса. Именно область «Искусство», на мой взгляд, как никакая другая, позволяет развивать все виды компетентностей личности.
Нужно остановить вымывание искусства из программы основной школы. Ост
авить хотя бы час обязательных занятий в этой предметной области до 11‑го класса. И, разумеется, обеспечить подготовку соответствующих специалистов, а не отдавать эти часы в нагрузку учителям других предметов, как это нередко делается сейчас.

При этом нужно развивать сферу дополнительного образования, связанного с искусством, в рамках школы. Надо добиваться того, чтобы каждый ученик в рамках школьного образования имел возможность качественно заниматься театром, живописью, танцем. Недаром еще с Античности занятия искусством входили в обязательный минимум классического образования, выходит, греки в отличие от нас понимали, какой незаменимый вклад в развитие личности вносят эти занятия.

Александр САЙБЕДИНОВ, народный учитель России, директор Губернаторского Светленского лицея, Томск:

– Если сейчас в школах мира провести рейтинг учебных предметов, то он будет выглядеть примерно так: в начале точные науки, затем гуманитарные, а замыкать список будут труд, музыка и так называемое рисование. В самой же жизни человека приоритеты расставлены в ином порядке. На первом месте стремление к красоте как постоянное желание сделать свою жизнь и мир вокруг себя лучше. А в школе эта важная образовательная область, формирующая творческую, созидательную личность, практически отсутствует.

Историческое непонимание значения предметов художественно-эстетического цикла и беспомощность современной педагогической науки за многие десятилетия привели к тому, что эти учебные предметы стали выполнять функцию декора, украшения в образовательной программе. Это породило целую цепочку проблем: ничтожно малое количество часов и, как следствие, отсутствие квалифицированных кадров, кабинетов и необходимой материальной базы…

Что же нужно сделать? Понять проблему! Проблему диалектического несоответствия существующих приоритетов образования неизменным приоритетам самой человеческой жизни.

И сегодня я обращаюсь со страниц «УГ» к министру просвещения России Сергею Сергеевичу Кравцову с просьбой наконец-то заслушать опыт Губернаторского Светленского лицея на Коллегии министерства. Модель эмоционального образования, внедренная в практику, дает ответы на важнейшие вопросы.

Светлана САВИЦКАЯ, директор лицея №40, Петрозаводск:
– Пока музыка и изобразительное искусство преподаются изолированно друг от друга и не формируют у детей целостного представления о мире прекрасного, а мировая художественная культура преподается далеко не во всех школах. Чтобы изменить ситуацию, необходимо пересмотреть подходы к подготовке учителей этих предметов и программы. Не так важно, будет ли выпускник школы уметь петь или рисовать, а вот умение наслаждаться музыкой, живописью, чувствовать себя свободно в атмосфере симфонического концерта, драматического театра, художественных залов делает человека счастливым!

Татьяна МОРОЗОВА, учитель изобразительного искусства, Великий Новгород:
– Выскажу крамольную мысль: не нужно стараться сделать предметы области «Искусство» главными в школе. Ведь что такое главный предмет? Это то, за что заставляют получать хорошие отметки. То, что нужно обязательно сдавать всем. Но ведь не каждому от природы даны задатки, которые помогут превосходно рисовать или петь. У нас, педагогов, должна быть другая задача – научить детей любить искусство и понимать его, находить в искусстве сочувствие и силу. Разве можно эту цель определить планами и часами в расписании? Нет. Как же быть? Я думаю, лучшее, что можно здесь придумать, – дать преподавателю простор для импровизации. Особенно удачной я считаю опору на краеведение. Мой опыт говорит о том, что дети эмоционально откликаются на события и факты, связанные с их малой родиной. А в каждом городе, селе, деревне России обязательно найдутся нити в прошлое, связанные с культурой страны… Да мало ли что может придумать для приобщения к искусству креативный учитель! Дайте педагогам творческих предметов больше пространства, не загоняйте нас в тесные рамки единых программ, и вы увидите, как расцветет интерес к искусству в школе!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте