search
main
0

Искривление информационного пространства. или Чего не хватает в пакете «Первой ПОмощи»

Понимание того, что «железо» еще не влечет за собой революционных содержательных преобразований, уже давно созрело в школьной среде. Ведь за четверть века информатизации образования (начиная с 1985 года) в ряде школ сменилось несколько поколений компьютерной техники, а качественных изменений так и не произошло. Уровень оснащенности новейшим оборудованием (компьютерами, учебными классами по предметам, интерактивными досками, web-камерами и так далее) как критерий «современности» школы уже утратил свою актуальность. Наконец, произошло осознание – чтобы сегодня стать «школой будущего», недостаточно закупить «модную» технику. Этому способствовал, в частности, ПНП «Образование», который позволил оснастить школы России техникой, подключить их к Интернету, если не снять, то смягчить вечный вопрос технического обеспечения и обратить внимание на содержание информатизации школы.

В конце 2007 года произошло знаменательное событие: на федеральном уровне всерьез озаботились тем, какое программное обеспечение используется в российских школах. Итогом стал пакет «Первая ПОмощь» (ППП), пришедший в каждую школу России. Это замечательно, так как позволяет подтянуть до некоторой вполне определенной планки условия информатизации и образовательного процесса, и административно-управленческой деятельности во всех школах. Однако в этом есть и некоторый риск для развития школ. Ведь отобранный ППП создает своеобразный стандарт, причем не только программного обеспечения, но и вытекающих из него процессов информатизации в целом, по крайней мере, на три года.

Уточню свои опасения на примере. Рассмотрим одну из программ, вошедших в состав ППП – «1С: Хронограф Школа 2.5». В ППП она представлена как средство информатизации управления школой. Однако авторы разработки «1С: Хронограф Школа 2.5» анонсируют эту систему как основу для формирования единого информационного пространства общеобразовательного учреждения. По моему мнению, это очень достойный продукт для решения задач административного управления, но предназначен он для внутришкольного использования лишь ограниченным кругом сотрудников – директора, заместителей, секретаря, специалиста по кадрам, финансового администратора, учителей и классных руководителей. Хронограф не предполагает доступа к нему детей и родителей – тех, кто также является и субъектами управления, и субъектами информационной среды школы.

Заявляемая как основа единого информационного пространства образовательного учреждения система должна охватывать всех участников учебно-воспитательного процесса, а не только администрацию и педагогов. С другой стороны, она должна комплексно обеспечивать все процессы, происходящие в школе, в том числе образовательные, инновационные, а не только обеспечивающие. Наконец, она должна включать не только учетно-управленческую информацию, но и образовательные ресурсы и средства.

Таким образом, с помощью одобренного Минобрнауки РФ ППП происходит искусственное сужение понятия информационного пространства общеобразовательного учреждения. Хуже того, это ведет к формированию такого стандарта информационного пространства образовательного учреждения, в котором нет места ученикам, их родителям, представителям местного сообщества.

Не берусь в целом обсуждать вопрос достаточности всего набора ПО и его адекватности всем потребностям, но думаю, что при планировании процессов информатизации управления и построении открытой модели информационного пространства учреждения школам нецелесообразно ограничиваться только рекомендованным ППП. Ведь за его границами остались перспективные, адекватные современным тенденциям развития современного образования программные разработки и системы.

Современная школа сегодня отражает аспекты современного информационного общества. Главный из них – это информационная компетентность ее субъектов. Она определяется:

на индивидуальном уровне (навыками работы в Интернете, использования новых информационных ресурсов, средств и технологий, в том числе мобильных телефонов, банковских карт, мобильных счетов, покупки онлайн и так далее);

на корпоративном уровне (навыком совместной работы в Сети, использованием средств общения, совместной проектной деятельностью и так далее).

Школа станет действительно современной, если будет формировать информационную компетентность как учеников, так и сотрудников, а затем активно ее использовать. Как известно, наиболее эффективное воспитание – то, которое происходит «незаметно», когда участники процесса ежедневно погружены в соответствующую среду. Значит, современной школе нужно такое ПО, которое позволит построить информационно-коммуникационную среду.

Другой необходимый атрибут современного образовательного учреждения – его открытость. Благодаря ИКТ открытость школы из идеи может превратиться в реальность. Для этого тоже необходимо ПО, отвечающее ряду требований, – например, реализации технологии «единого окна», что означает получение разнообразных услуг или доступ к разносторонней информации через простой интерфейс (подобные технологии стремительно развиваются в социальной сфере). При этом открытость обязательно должна подразумевать надежные средства разделения доступа к информации. В применении к школе это означает в первую очередь удовлетворение потребности родителя в информации о школе, о своем ребенке. То, что такая потребность существует – бесспорно. Но уже давно созданы и технические средства для ее удовлетворения: Интернет, мобильный телефон и так далее. Проблема лишь в наличии специализированных программ, которые должны быть органично вписаны в информационную среду школы.

При формировании образовательного пространства учреждения перспективной могла бы оказаться технология Web 2.0. Профессионалы относятся к ней пока достаточно скептически, поскольку Web 2.0 часто используется как модное слово, под которым часто подразумеваются разные вещи. Тем не менее согласно классическому определению к этой технологии относят системы, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. При наличии соответствующего обеспечения с помощью Web 2.0 могли бы формироваться образовательные ресурсы школы, качество которых становилось бы тем выше, чем больше участников вовлечено в обмен информацией.

На мой взгляд, программный продукт, который отвечает вышеприведенным аспектам информатизации современной школы, уже существует – это система NetSchool, разработанная в Самаре. С 2002 года она успешно работает в сотнях школ России и стран СНГ, помогая формировать новые стандарты школьной практики на основе современного ПО.

Прежде всего это касается стандарта комплексности решения задач информатизации школы. Ведь NetSchool реализует не только возможности автоматизации внутришкольного администрирования (функции, аналогичные «1С: Хронограф Школа»), но и возможности организации и поддержки образовательного процесса и коммуникаций между пользователями, причем с доступом как внутри школы, так и извне.

Эта многофункциональность позволяет повысить оперативность подготовки отчетов, автоматического ведения мониторинга учебного процесса, доступность информации для анализа, сэкономить время администрации школы, педагогов, а также ввести новые практики коммуникации, например, обеспечить контакт учителя с заболевшими детьми, дистанционно предоставив им домашнее задание.

Другой формируемый стандарт связан с открытым информационным пространством школы для родителей, общественности. Это обеспечивает надежный контакт с семьей, возможность оперативного контроля родителями успеваемости и посещаемости своего ребенка через e-mail или SMS-сообщения. Причем организация связи с родителями в NetSchool не требует дополнительных затрат на ввод данных: оценка, выставленная в электронный классный журнал NetSchool, автоматически попадает в электронный дневник ученика и становится доступной через SMS-сервис. Как показывает практика, регулярное информирование родителей об учебно-воспитательном процессе в школе улучшает показатели успеваемости и посещаемости детей (подробнее об этих результатах можно прочитать на сайте www.net-school.ru в разделе «Опыт внедрения»).

Нельзя не упомянуть и еще об одном стандарте современной школы, который касается сотрудничества и совместной учебной проектной деятельности ребят и взрослых. Система NetSchool предлагает необходимый комплекс средств для совместной работы всех участников учебно-воспитательного процесса: здесь есть форум, доска объявлений, почтовые сообщения, портфолио учащихся и учителей.

Система NetSchool каждой отдельной школы может стать элементом муниципальной системы «Сетевой Город. Образование». Это позволяет управлению образования муниципалитета создать единую «корпоративную» информационную сеть города, региона, действующую в режиме реального времени. В «Сетевом Городе» каждая школа не только предоставляет отчетную информацию управлению образования, но и получает все средства, в том числе образовательные ресурсы, для организации собственного учебно-воспитательного процесса, административной деятельности. Таким образом формируется стандарт вхождения школы в единое муниципальное образовательное пространство.

Внедрение в школе комплексной информационной системы, такой как NetSchool, позволяет решить старые педагогические задачи, осмыслить и поставить перед собой новые задачи, ранее просто недоступные, и формировать новые стандарты современной школы. Поэтому NetSchool можно считать школьной информационной системой не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.

К сожалению, такая перспективная система не попала в Федеральный пакет прикладных программ для школ. На мой взгляд, это дает основание для постановки вопроса о принципах и механизмах формирования такого пакета. Это важно. Ведь если пришла «первая помощь», то логично ожидать и следующие поставки и надеяться, что такие пакеты будут формироваться регулярно и становиться все более адекватными потребностям современной школы.

Татьяна АЛЕКСЕЕВА, заведующая кафедрой информатики Южно-Уральского профессионального института, Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте