Говоря о семейном детском саде, уместно вспомнить о народной педагогике. Сама структура такого набора детей, как в семейном детском саду, схожа с крестьянскими семьями – много детей разного возраста с мамой (бабушкой) во главе.
В обычае русского народа было принято изустно передать все свои умения и знания от старшего к младшему, то есть мама (в нашем случае Надежда Носач), играя, например, в подвижные игры или знакомя с новой русской народной песней, может не только развлечь детей, но и дать им конкретные знания.
Надежда Викторовна достаточно музыкальна: она хорошо интонирует, слышит и правильно передает различные ритмы. Поэтому она без труда запоминает народные песни и напев, знает много русских песен и использует их в работе с детьми. Например, в одной только песне «Уж я сеяла, сеяла ленок» мама познакомит детей с циклом выращивания льна для изготовления ткани. При этом будет интересно и большим ребятишкам, и маленьким. А играя в русскую народную игру «Ручейки», дети научатся выполнять определенные правила этой игры и закрепят некоторые признаки весны. Надежда Викторовна может добавить к этому процессу игру на свистульках, что очень любят дети любого возраста. Интерес к народному музыкальному искусству проявляется у Надежды Носач и в подготовке, и проведении русских праздников. Например, праздник Масленицы эта семья встречала не только в нашем детском саду, но и выезжала в Битцевский парк, несмотря на морозную погоду.
Дети знакомятся с костюмами и, что очень важно, интересуются историей их создания, семантикой, учатся правильно его носить и беречь.
Чтобы познакомить детей с русским бытом, Носач Надежда Викторовна использует не только наши занятия по фольклору, но и самостоятельно проводит беседы в нашем Музее русского быта. В музее созданы все условия для того, чтобы дети узнали, что такое ухват и зачем он нужен, как «работает» самовар, почему младенца качали в колыбели, и многое другое. А дети, внимательно слушая взрослого, переносят эти знания в свои игры: старшие дети часто берут на себя роль мамы (бабушки), а малыши исполняют роль ее деток или забавляют себя игрой с куклой, проделывая все действия, которые они наблюдали на занятии.
Погружение детей в фольклорную среду – наилучший способ дать возможность детям семейного детского сада проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по своему выбору и на любом уровне.
Марина ХАЗОВА, музыкальный руководитель ЦРР – детского сада №2626, автор программы комплексного изучения музыкального фольклора «Горенка» с детьми дошкольного возраста, отличник народного просвещения, почетный работник общего образования, заслуженный учитель РФ
Комментарии