Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ирина СИНОДСКАЯ, учитель математики московской школы №578. Я так думаю

Учительская газета, №50 от 12 декабря 2006. Читать номер
Автор:

Почему-то считается, что математика – самый сложный и нелюбимый предмет. Как правило, многие школьники задают один и тот же вопрос: «Зачем такая наука, которая не имеет никакого отношения к жизни?» Они выполняют задания учителя, чаще всего не подозревая, что математика присутствует в жизни так широко, как, может быть, ни одна другая наука. Надо только открыть им это, показать, что математика вездесуща, что она в каждой точке пространства и времени, в каждом действии и событии, потому что описывает все жизненные процессы.

Когда-то великий древнегреческий ученый Пифагор в восторге провозгласил: «Все есть число!» «Все есть число» в его понимании означало, что во всем мире есть математика, во всем есть ее незримое присутствие. Например, семечки в подсолнухе расположены по дугам логарифмической спирали, а английский геометр Гранди сумел вывести тригонометрические функции, которые задают точную форму листьев растений. Графики функций описывают все виды движений в мире. Я бросаю мячик, и он летит не иначе как по линии графика квадратичной функции, называемой параболой. Парабола присутствует в устройстве автомобильных фар: их вогнутость должна иметь параболическую форму, так как только при этом условии свет будет распространяться на наиболее дальнее расстояние. С помощью логаримических формул определяется тональность звучания в музыке. Мы слушаем музыку, преклоняемся перед гением композитора, создавшего ее, но не задумываемся над тем, кто же тот гений, что создал первую музыкальную шкалу и все звуки мира разложил по нотам. А этим человеком был математик Пифагор. Он открыл не только знаменитую теорему, но и создал математическую теорию музыки. Тогда была придумана гармоническая пропорция, задающая аккорды. Отсюда, кстати, и появилось слово «гармония». Немецкий математик Вильгельм Лейбниц сказал по этому поводу: «Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике». Бессознательное? Да, ведь мы воспринимаем музыку органами чувств, даже душой, но не разумом. Кажется, здесь нет места математике, а на ней построена музыка. Математическому анализу подлежит также и все прекрасное в мире. Молодой человек смотрит на очаровательную девушку. О чем он думает в этот момент? Кто-то скажет: «О чем угодно, только не о математике!» – а на самом деле его мозг занят именно математикой, и опять бессознательно. В каком-то журнале я прочитала об исследовании, в ходе которого было установлено: мужчины находят наиболее привлекательными тех женщин, у которых, независимо от полноты, соотношение параметров фигуры составляет 1,68. Авторы публикации с помощью вычислений пришли к этому числу, не зная, что к такому же выводу пришли и древние греки. Я, как математик, узнала в этих цифрах знаменитое число «золотого сечения»! Греки вывели это число из пропорции и как наиболее благоприятную для глаза активно использовали ее в архитектуре и скульптуре. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи обратился к этой пропорции, исследовал ее и обнаружил, что человек буквально пронизан ею: все его части тела, суставы, а даже крылья насекомых и листва деревьев расположены в соответствии с этой пропорцией. В восторге он назвал ее «золотым сечением» и в доказательство использовал ее эффект в знаменитой картине «Джоконда». Поэтому этот портрет так волнует взоры людей и сегодня. Так что такое чувство прекрасного: наваждение чувств или математически выверенный закон? Ясно, что это априори заложено в нас самой природой. Галилео Галилей сказал: «Природа говорит языком математики», так, может быть, прислушаться и услышать этот разговор?


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту