Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ирина ФАЕВСКАЯ, заместитель руководителя Департамента образования: Что нужно знать, чтобы следовать 83-му закону?

УГ - Москва, №10 от 8 марта 2011. Читать номер
Автор:

Я ​знаю, как коллективы образовательных учреждений волнуются перед грядущим переходом в новый статус – статус казенных, бюджетных или автономных, появление скольких различных подводных камней они предполагают при оформлении необходимых документов в связи с исполнением очень важного закона – 83-ФЗ. Процесс и в самом деле непрост, поэтому следует внимательно ознакомиться с теми шагами, которые предстоит предпринять руководителям учреждений и их экономическим службам.

Для перехода законодательно нам определен период времени  с 1 января 2011 года по 1 июля 2012 года, но это совсем не означает, что мы можем жить до 1 июля 2012 года и ничего до этого срока не делать. Нам нужно прежде всего разобраться в том, как будем определять государственное задание. Сегодня это невозможно сделать, поскольку пока еще не утвержден перечень государственных услуг, но мы попросили всех руководителей ОУ внимательно подумать о том, как будут разложены те фактические расходы учреждения, которые необходимы для того, чтобы обеспечить качественную его работу. На федеральном уровне ведомственный  перечень государственных услуг существует в двух вариантах, в том числе есть  перечень, который составляется непосредственно для отрасли. В Москве решили, что для нас достаточно ведомственного перечня услуг,  и это даже хорошо, так как руководителям ОУ не нужно будет волноваться: по отрасли «Образование» будет сформирован  свой перечень, более того, на сегодняшний день он практически уже есть.В этом перечне система образования разбита на ступени: начальное, среднее и общее образование. Первоначально предполагалось составить перечень с учетом всех видов и типов учреждений, которые существуют, но такая идея, к сожалению, не была поддержана, и даже не из-за того, что сложно считать нормативы (как раз норматив мы могли бы посчитать, так как в практической жизни это существует), а из-за того, чтобы сократить перечень и сделать его более актуальным. Теперь перечень учитывает все те услуги, которые учреждения образования могут предоставлять. Он пока находится на согласовании – мы его согласовываем с различными столичными департаментами, например с Департаментом финансов, хотя этот документ больше волнует, конечно, Департамент образования. Как только мы получим все согласования, перечень будет утвержден приказом по Департаменту образования и для реализации размещен на сайте МДО. Когда руководители ОУ ознакомятся с этим перечнем,  они должны будут обратить внимание на то, что перечень не документ, который принят однажды и на всю оставшуюся жизнь. Если окажется, что в перечне что-то не учтено, этот документ будет мобильно меняться. Если руководителям ОУ покажется, что, например, какая-то услуга в перечень, по их мнению, не попала, мы готовы все обсуждать, вносить изменения, так как этот документ все время будет претерпевать изменения, связанные с тем, что потребности меняются, а значит, будут меняться и услуги, которые учреждения предоставляют или будут предоставлять потребителям. Работа с перечнем – первый шаг, который необходимо сделать для реализации 83-ФЗ. Полный отраслевой перечень услуг будет соответствовать тем объемам полномочий, которыми учреждение образования обладает или будет обладать, изменяя свой правовой статус. Второй шаг, который нужно сделать в рамках реализации 83-ФЗ, – это анализ сети подведомственных учреждений и принятие решения о создании учреждений того или иного типа. Это касается трех типов учреждений – казенного, бюджетного и автономного, которые уже все известны, а ситуация с ними тоже более или менее понятна. Решение о правовом статусе учреждения может быть принято учредителем для повышения эффективности деятельности этого учреждения. То есть если, например, учредитель делает ОУ государственным бюджетным учреждением, то это означает, что он видит учреждение в этом статусе. Далее, по мере деятельности этого учреждения, оценки эффективности его расходов и доходов учредитель все проанализирует и может принимать различные решения, в том числе о переводе ОУ в другой статус, например в статус автономного учреждения.Третий шаг, который нужно сделать в рамках реализации 83-ФЗ, – это определение учредительного перечня особо ценного движимого и недвижимого имущества. Такой перечень обязательно необходим, это связано с тем объемом расчета субсидий, которые будут предоставлены учреждению для выполнения им государственного задания. Все документы на этот счет подготовлены и после утверждения будут размещены на сайте МДО, чтобы ОУ могли ими воспользоваться. Четвертый шаг, который необходимо предпринять в рамках реализации ФЗ-83, – это определение объема нормативных затрат, связанных с оказанием услуг  учреждением. Это самый сложный шаг, так как он прежде всего связан с объемом финансовых ресурсов, которые будут предоставлены учреждению. К бюджетным ассигнованиям на оказание услуг относятся ассигнования на обеспечение функций казенных учреждений, а также предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям. В эти ассигнования включаются все виды нормативных затрат, которые связаны с оказанием услуг. Объем субсидий, который предоставляется учреждениям, состоит из двух частей. Первая часть – та, которая связана непосредственно с оказанием услуг, вторая – та, что  относится к содержанию имущества. Та часть субсидии, что связана с оказанием услуг, естественно, будет рассчитываться по нормативу на каждую оказанную услугу в соответствии с первым видом перечня. В стоимость самой государственной услуги будут включены заработная плата, начисления на заработную плату, часть учебных расходов. Это как раз состав того подушевого норматива, по которому наши учреждения образования пока не финансируются, но который у нас тем не менее существует, и все мы с ним хорошо знакомы. Кроме того, в состав стоимости государственной услуги еще будут включены коммунальные расходы (90% электроэнергии, 50% тепла, 80% воды – водопотребления и водоотведения). Тут основная сложность возникает при  разделении  общехозяйственных расходов, которые могут направляться и в стоимость государственной услуги, и в стоимость содержания имущества. Все это  должно быть хорошо известно экономическим службам. Экономика образования в соответствии с Методическими рекомендациями обязана разработать свой порядок, в котором все будет расписано более подробно и четко, чтобы отнесение госрасходов у всех учреждений было единообразно, чтобы не получилось так, что у одного госуслуга дороже, у другого – дешевле по непонятным для нас причинам. Во вторую часть будут также включены уплата налогов, у кого они есть, в частности у автономных учреждений, и арендные платежи. Это касается того расчета субсидий, которые должны получить образовательные учреждения. Методика расчета пока не утверждена. Она может при утверждении быть немного изменена, поэтому школьные экономические службы должны за этим следить. Образовательные учреждения помимо субсидии на выполнение государственного задания могут еще получать целевую субсидию. Что относится к целевым субсидиям? К целевым субсидиям могут относиться средства на капитальный ремонт, текущий ремонт, приобретение оборудования, может быть, еще и расходы по информатизации. Сегодня вопрос о том, чтобы соединить целевые субсидии и субсидии на выполнение государственного задания, рассматривается, но пока однозначно не решен. Это связано с централизацией закупок. Может быть, будет проведен единый конкурс, единые торги, а средства переданы в учреждения для того, чтобы они имели возможность ими распоряжаться.Обе субсидии – субсидия, которую ОУ получит, и средства, которые  ОУ будет зарабатывать в результате предпринимательской деятельности, – будут учитываться на одном лицевом счете, то есть сегодня у ОУ два лицевых счета: для бюджетных средств и средств от предпринимательской деятельности, а с переходом на 83-ФЗ счет будет один. Обращаю еще раз внимание на то, что учет средств по бюджету и по предпринимательской деятельности обязательно надо вести отдельно, то есть счет один, а учет – по двум направлениям отдельно. Это связано с тем, что средства от предпринимательской деятельности подлежат налогообложению, а средства субсидии, которые дают учреждению на оказание госзадания, не будут облагать налогами.Форма государственного задания сегодня разработана и установлена постановлением правительства, она известна и понятна всем. Выглядит она просто, там в натуральных показателях даны объемы, которые учреждение может и должно выполнить. Каждое учреждение должно будет заполнить форму госзадания и указать те объемные показатели, которые оно могло и хотело бы иметь. Далее с этими объемными показателями можно будет рассчитать объем предоставляемой услуги. Следующий шаг – определение учредителями перечня платных услуг и порядка, устанавливающего условия их оказания. Методические рекомендации по определению порядка формирования перечня платных услуг в Москве приняты, с ними можно ознакомиться. В Департаменте образования такой документ тоже подготовлен. При сравнении можно будет понять, в чем разница между тем документом, который примет город по платным услугам, и тем документом, который Департамент образования направлял на  согласование относительно оказания госуслуг. Стоимость платных услуг мы никак не регулируем, только учредитель вправе устанавливать эту планку. На сегодняшний день мы можем оказывать только те платные услуги, которые утверждены Департаментом образования, но в документе, который отправлен на согласование, мы такой перечень не устанавливаем, считая, что  учреждение будет вправе заниматься всеми теми видами деятельности, которые не противоречат его уставу. Правда, мы пока не знаем, будет ли перечень согласован в том виде, в каком мы его отправили, руководствуясь тем, что учреждения должны получить свободу, работать и зарабатывать средства в соответствии с тем имуществом, каким наделены, и теми возможностями, какими располагают. Еще один важный момент, который есть в Методических рекомендациях у города и у Департамента образования, – стоимость услуг, оказываемых в области образования. Вопрос в том, должна ли она включать рентабельность и прибыль. Есть инстанции, которые с этим не согласны и специально предложили включить пункт относительно того, что стоимость обязательно должна включать в себя все затраты по себестоимости. Но мы понимаем, что ОУ может оказывать услуги по цене ниже себестоимости, включающей только оплату труда, а не плюс к тому еще расходы на коммуналку и  на содержание школы. Это любимая тема ревизоров, тем более что у ОУ будет единый счет на бюджетные средства и средства от предпринимательской деятельности. Но мы не видим особой необходимости в том, чтобы диктовать ОУ, за счет каких средств – предпринимательских или бюджетных – они будут оплачивать расходы на содержание имущества. Когда этот документ, отправленный на согласование, выйдет в виде приказа, нужно будет обратить внимание на все эти вещи, так как придется работать так, как в нем будет написано, ибо проверяющие органы не преминут воспользоваться моментом и все тщательно изучить.Что касается государственных заданий, то форма очень простая, но там есть показатели качества, которые сегодня не очень просты для выполнения нашими ОУ:  как мы ни старались зарегистрировать эти показатели, в городе они тем не менее не были приняты. Сейчас пока разрешено не выполнять показатели качества работы учреждений при доведении до них государственного задания. Мы все должны понимать, что будет сделан следующий шаг, что эти показатели обязательно нужно будет выполнять, что объем финансовых ресурсов, которые предоставляются учреждению, будет регулироваться показателями качества. О том, как увязать ресурсы с показателями качества, сегодня пока нет никаких указаний, на уровне города они не разрабатываются, но такие документы обязательно появятся. Поэтому если у руководителей ОУ есть на этот счет свои предложения, мы будем рады их получить, для нас лучше ознакомиться с инициативой руководителей, чем навязывать им инструкции, в результате чего объем ресурсов будет уменьшен или произойдут какие-то другие вещи.Еще одним шагом при реализации 83-ФЗ будет определение характера мониторинга и контроля за исполнением государственного задания. У учреждения полностью отпадает необходимость в передвижках, лимит, который установлен в Бюджетном кодексе и хорошо всем знаком, будет, по сути, отменен, учреждение получит возможность свободно распоряжаться всеми средствами, которые у него появятся в виде субсидии, сможет их потратить на все те позиции, которые у него есть – существуют в плане финансово-хозяйственной деятельности в пределах общего объема субсидии. Основная задача ОУ – выполнить государственное задание со всеми показателями качества, результативности и объема, которые будут установлены. Мне кажется, что это в значительной мере сократит работу учреждения. Бюджетный кодекс сегодня регламентирует все передвижки,  с этим мы часто сталкивались, особенно тогда, когда есть экономия по отдельным направлениям, но нельзя ею распорядиться. Сейчас есть постановление правительства №1088, которое разрешает направлять эти средства на оплату труда. Как будут определены нормативные расходы на создание государственной услуги? Понятно, что всех руководителей ОУ волнует объем финансовых ресурсов, которые получит учреждение. В этом году и в 2012 году, естественно, норматив на оказание государственных услуг будет рассчитан исходя из всех фактических объемов средств, которыми мы располагаем. Это будет привязано к тем нормам, которые существуют по отдельным направлениям расходования средств. Если такие нормы не установлены, то мы будем исходить из фактических объемов средств, которые есть у нас и в учреждениях. Стоимость каждой услуги в соответствии с перечнем будет одинаковой для всех. Но, учитывая большое разнообразие видов и типов образовательных учреждений, которые сегодня есть в городе, мы понимаем, что все ОУ живут у нас в не совсем равных условиях. Это связано и с формой оплаты труда, которая в каждом учреждении разная и зависит от многообразия штатных расписаний. Надо признать, что этот процесс был хаотичным, и не совсем понятно, как сложилась эта ситуация. Чтобы это никого не огорчало, в переходный период всем ОУ будет установлен адаптационный временный коэффициент. Если ОУ получит государственное задание, а стоимость услуг, оказываемых им по тому нормативу, который будет выделен на эту услугу, в общем объеме окажется меньше, чем ОУ имеет сегодня, то для него будет установлен  временный адаптационный коэффициент. То есть потери будут компенсироваться, и ОУ получит тот объем средств, которыми оно располагает сегодня. То есть ситуации, когда учреждению не хватит средств на оказание госуслуги, не случится. Но если адаптационный коэффициент в ОУ будет очень высоким, потребуется оптимизировать его штатное расписание, так как наибольшая доля средств на образование приходится на оплату труда. Однако временный адаптационный коэффициент будет установлен для всех.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту