search
main
0

Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования при НИУ ВШЭ: В новом законе есть много нового и позитивного

​Хотя нареканий к Закону «Об образовании в РФ» довольно много, много еще придется дорабатывать, внося в него изменения, я считаю очень позитивным, что дошкольное образование в нем признано уровнем общего образования. До этого мы относились к дошкольному образованию как к помощи работающим матерям. Все, что связано с дошкольным образованием, а это любая работа педагога, будет осуществляться полностью за счет бюджета.

Поскольку дошкольное образование теперь будет уровнем общего образования, в закон включены требования высшего, а не среднего специального образования к воспитателям, старшим воспитателям, которые работают с детьми. Все, что связано с оплатой педагогического труда, не важно при этом, ребенок спит, ест, гуляет, все равно будет производиться за счет бюджета, а услуга по присмотру, куда входит питание, социально-бытовые услуги и обеспечение режима дня, – за счет родительской платы. Но вообще у нас детсады были всегда частично платными. Компенсация части родительской платы сохранилась в законе: 20% на первого ребенка, 25% на второго и 70% на третьего ребенка. В этом смысле это прописано там довольно четко. Размер родительской платы устанавливается с учетом материального положения семьи. Дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с туберкулезной интоксикацией полностью освобождены от родительской платы. Возникает вопрос, как будет организована оплата за тех детей, которые полностью освобождены от родительской платы: финансирование дошкольного образования будет передано на уровне субъектов РФ, всех дошкольников будут финансировать за их счет. Если вычленить ту образовательную услугу, которая составляла примерно по нашим подсчетам 13% от стоимости, то в день питание и обслуживание по разным регионам составляет примерно от 88 до 160 рублей. Очень важно, что не с 1 сентября 2013 года вводится в действие положение о дошкольниках, тут регионы должны проработать его применительно к своей специфике.Что касается школы, то в законе предусмотрено сетевое взаимодействие образовательных учреждений, совместная реализация образовательных программ, и это очень позитивно. Малокомплектные и сельские школы будут финансироваться по нормативам вне зависимости от числа обучающихся. Эта норма введена в новом законе, в предыдущем ее не было. Дифференциация нормативов предусмотрена по всем видам программ в зависимости от специализации и от категории потребителей, от того, какой там дополнительный персонал. То есть в новом законе очень много оснований для дифференциации нормативов. Родители опасались, что школьное образование станет платным, но в новом законе расширения платности образования нет. Нет в законе и платы за учебные предметы. В стандарте старшая школа не сокращена, учебная нагрузка увеличена с 36 до 37 часов. Школа уходит от предметно-ориентированной к личностно ориентированной работе, поэтому в учебный процесс включены и проекты, и социальные практики. Именно по этому мы отстаем, а не по углубленности в предметах. Больше 37 часов в неделю – это нарушение СанПиН, увеличение нагрузки на старшеклассников, поэтому никаких платных часов в этом смысле не предусмотрено. Зато в законе есть увеличение гарантий, полностью бесплатное среднее образование для всех, социальные гарантии для ребят подняты и по транспорту, и по питанию, и по одежде. Впервые есть гарантии по зарплате учителей, хотя, к сожалению, они слабее намного, чем хотелось бы. Могу сказать, что статьи по экономике в законе полностью согласованы с бюджетной реформой. Речь идет о финансировании, реализации программ того или иного уровня, направления, специализации по расчетно-нормативным затратам. Закон поддерживает равный доступ к бюджетным ресурсам для государственных и негосударственных учреждений. Это уже было принято Государственной Думой РФ прошлого созыва по общему дошкольному образованию для детей. Очень много вопросов об обучении одаренных детей. Могу сказать, что закон впервые предоставляет на государственном уровне материальную поддержку такой работы. Программа с углубленным изучением, со специализацией и поддерживается, и финансируется по разным нормативам. Сейчас многие лицеи и гимназии борются за сохранение своего статуса, но просто название «лицей» или «гимназия» с экзаменами на входе вообще не поддерживает равный доступ детей к тому, чтобы проявить их способности. Борьба за сохранение статуса мне кажется несправедливой. Многие не замечали, но новый закон впервые вводит для учащегося обязанность учиться как обязательство, чего раньше не было. Раньше у нас только в Конституции  была обязанность для родителей обеспечить образование детей, теперь в законе прописано, кто берет ответственность в этом случае, вводится взаимодействие ученика, его семьи, органов управления и образовательного учреждения. Мне кажется, что здесь могут быть серьезные подвижки. Вообще говоря, эта ответственность за свое образование очень важный стимул к повышению качества. Новый закон предоставляет для учителя свободу выбора планов, программ, учебников, методической литературы, по академическим свободам там сохранено почти все, более того, закон предусматривает свободу образовательного выбора, свободу на доступ к информации, обязанность предоставлять открытую информацию фактически всем. С точки зрения сохранения академических свобод, гарантий новый закон не уступает предыдущему. Поэтому я голосую за новый закон. Нельзя долго обсуждать что-то, ничего не предпринимая. Закон принят, но я считаю, что всем нам предстоит очень большая работа по его доработке и реализации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте