search
main
Топ 10
Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения» Двум архангельским школам могут присвоить имена русского ученого и поэта
0

Инженеры третьего поколения

В конце октября в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете ЛЭТИ прошел семинар, участники которого обсудили образовательные стандарты третьего поколения – новые программы для двухуровневой инженерной подготовки.

Вопрос о переходе российского высшего образования на двухуровневую систему уже решен. Пятилетняя подготовка, как раньше, останется лишь в очень ограниченном числе высших учебных заведений. В основном это коснется специальностей оборонного комплекса, которые обеспечивают безопасность страны, безопасность человека. Абсолютное же большинство вузов страны с 2009 года будут набирать абитуриентов только на бакалаврские программы. При этом наибольшие проблемы, как ожидается, могут возникнуть в высшем техническом образовании.

Бакалавриат и магистратура в нашей стране существуют с 1993 года, однако рынок их принимал настороженно. Бакалавров многие воспринимали как «недоинженеров», а бакалавриат – как некое общее образование, не предусматривающее формирования каких-либо конкретных профессиональных компетенций. Выпускники-четырехлетки не всегда находили свою нишу на рынке инженерного труда, тем более что у них была возможность автоматически, без дополнительного конкурса перейти на 5-й курс и всего через год появиться на этом же рынке с дипломом специалиста, получив подготовку в области специальных дисциплин. Магистры готовились только к должностям инженеров-исследователей либо преподавателей. Инженером-проектировщиком мог стать лишь выпускник специалитета. Потребность рынка в проектировщиках существенно выше, чем в исследователях и преподавателях. Поэтому спрос на магистров на рынке труда также был невелик.

Проблему видели в том, что квалификации «бакалавр» и «магистр» не воспринимались рынком как самодостаточные. А в механическом разделении инженерной подготовки на два этапа (четыре года плюс два) многие видели профанацию. Представители ведущих технических вузов признали справедливость этих упреков и решили выработать новые стандарты обучения. Вот уже в течение двух лет они работают над новыми программами подготовки инженеров, выпускников нового уровня.

Принципиально новая вещь, предлагаемая при переходе на двухуровневую подготовку, – это так называемый компетентностный подход: в процессе обучения студенты должны приобрести определенный набор компетенций – социально-личностных, интеллектуальных, инструментальных, профессиональных. Создание такого набора компетенций – сложная работа, и прецедентов в этой области нет. Пока есть только идеология, понимание, как все это должно выглядеть.

Платформа современного образования – лекционно-семинарская модель – не менялась уже более 250 лет со времен появления гумбольдтовской модели университета. Эта модель успешно работала в лучших советских научных и инженерных вузах, однако постепенно ее распространение в сочетании с массовостью высшего образования привело к всеобщей имитации, когда одни делают вид, что учат, а другие – что учатся.

Новые образовательные стандарты должны определять не перечень учебных предметов и число часов, а достижение уровня самостоятельного оперирования знаниями. Передача готовых знаний должна постепенно сменяться формированием компетенций, дееспособности. На первый план должны выходить задачи передачи современных способов организации мыслительной работы человека, что собственно и составляет современное содержание образования.

«Мы хотим вместе с работодателем создать своего рода паспорт выпускника университета, – рассказывает проректор по учебной части технологического университета «Московский институт стали и сплавов» Виктор Соловьев (МИСиС является пионером по внедрению двухуровневой системы и образовательных стандартов третьего поколения), – некую характеристику, где было бы наглядно видно, что он из себя представляет как специалист и как личность. Сегодня, когда наш выпускник в отделе кадров предъявляет выписку из диплома, где написано, что у него по химии тройка, непонятно, какой раздел курса он знает на «отлично», а какой не знает вообще. А вот когда мы дадим выпускнику «паспорт», там эта тройка по химии будет разложена на составляющие. Сохранится, конечно, вкладыш к диплому государственного образца. Но будет и приложение, может быть, в нестандартном виде, например в виде электронного чипа, и там будет содержаться вся история обучения и общественной жизни студента».

В двухуровневой системе высшего образования бакалавриат станет первой ступенью высшего образования, после которой большинство студентов могут начинать работать в производственной сфере. Образовательная задача бакалавриата как полноценного высшего образования состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций (коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, коллективной работы и прочего). По убеждению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, четыре года – вполне достаточный срок для подготовки специалиста, которого при нынешнем дефиците инженеров работодатели «оторвут с руками и ногами». Он подчеркивает, что пока идеология образования в большинстве своем осталась прежней, советской: вузы убеждены, что должны готовить творцов. А творцы не всегда и не везде нужны. «Нам необходимо прежде всего прививать культуру использования уже имеющихся наработок, следования имеющимся стандартам», – считает министр.

Обучение в магистратуре будет направлено на подготовку специалистов, способных к решению наиболее сложных профессиональных задач, к организации новых областей деятельности, к проектной инженерии, к исследованиям и управлению.

В 17 лет человек не всегда способен сориентироваться. На уровне бакалавриата у него меньше опыта, меньше практики. После окончания бакалавриата он может начать работать и вернуться в магистратуру уже с четко выраженными целями: хочу получить вот это, научиться вот этому. Практическая деятельность подскажет ему, что надо знать и чем необходимо овладеть. Тогда он будет целенаправленно учиться тому, чего потребовала практика, его профессиональная деятельность.

Программы разрабатываются вузом самостоятельно. Стандарты третьего поколения предполагают большую свободу вузов в формировании образовательных программ: при подготовке бакалавров вуз имеет право формировать не менее 50% содержания образовательной программы; при подготовке магистров – не менее 70%. При подготовке же специалистов – не более 30%.

Более того, сам пришедший в магистратуру может принять участие в разработке индивидуальной образовательной программы. Он может заявить: «Я хочу изучать вот это», и вуз вправе ему это предоставить. Не говоря уже о требованиях работодателя, который направляет этого специалиста в магистратуру.

Магистратура предлагается только наиболее способным студентам как следующая образовательная ступень, направленная на углубленную подготовку и развитие склонности студентов к научной работе. Она сохранится не во всех высших учебных заведениях, а будет сосредоточена лишь в университетах, активно ведущих реальную исследовательскую или проектную деятельность и обеспечивающих высокое качество образования. Таких университетов, по некоторым оценкам, будет не более 25% от общего числа российских вузов.

Сегодня Россия вновь вернулась на арену глобальной геополитической и экономической конкуренции. «Мы неожиданно для себя и для всего мира вступили на арену жесткого геополитического соревнования. Россию уже все похоронили. А мы опять на этой арене, где нас никто не ждет. У нас нет времени – 10-15 лет на то, чтобы изменить систему высшего образования плавно, эволюционным путем», – предупреждает министр Андрей Фурсенко.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте