В Москве образование интенсивно развивается не в последнюю очередь благодаря городским проектам. Именно они помимо федеральных образовательных стандартов и программ создают единое пространство образования города и межрайона.
Предпрофессиональные классы в московской школе работают уже около восьми лет, и ни один год не был похож на другой, в том числе благодаря сетевому взаимодействию, в которое включены школы, организации среднего и высшего профессионального образования, учреждения науки, ведущие компании и организации Москвы, органы государственного управления.
Особую роль проекты сыграли в развитии образовательного пространства межрайона, объединении ресурсов для достижения высоких образовательных результатов школьников, их готовности к продолжению образования или профессиональной траектории, формирования как граждан нашей страны.
Африканская пословица гласит: «Если хочешь идти быстро, иди один. Если вы хотите пойти далеко, идите вместе». Межрайонные советы директоров создавались именно для того, чтобы идти вместе, координируя деятельность, делясь опытом по организации обучения и воспитания, влияя на социально-экономическое и культурное развитие районов, округов и города.
У Леонида Леонова в одном из произведений есть красивые слова: «Все мы лишь капли и сильны – покамест в океане, который швыряет волны, гложет скалы, спорит с небом…» При всем разнообразии мы сильны единством, а силу единству дают уникальность и неповторимость каждой образовательной организации в межрайоне в сочетании с желанием поделиться лучшим, что удалось наработать. На заре возникновения инженерных классов актуальной стала идея создания постоянно действующих учебных площадок, имеющих современное материально-техническое оснащение, территориально доступных обучающимся. Под эгидой межрайонного совета директоров №33 в 2017 году на базе школы №1575, оснащенной современным высокотехнологичным оборудованием, было решено открыть межрайонный ресурсный центр инженерно-технологического образования. Школа предоставила свои ресурсы для проведения занятий в области науки и техники с обучающимися разного возраста школ районов Аэропорт, Беговой, Савеловский, Сокол, Тимирязевский, Хорошевский, организации профориентационных мероприятий на инженерные специальности, для сопровождения системы научно-технического творчества детей и молодежи, проведения различных видов соревнований научно-технического характера, а также мероприятий обучающего характера не только для детей, но и для педагогов.
Сегодня школы межрайона реализуют весь набор проектов московского образования, предоставляя учащимся широкие возможности для выбора. Школьники могут не только выбрать школу и класс для обучения, но и, обучаясь в родной школе, использовать возможности других образовательных организаций межрайона. Циклы профориентационных занятий, мастер-классы, деловые и интерактивные игры, практические занятия, онлайн-конференции, обмен практиками проектной деятельности, видеолекции и другие активности предлагаются учащимся и педагогам в рамках сотрудничества, используются возможности партнеров по реализации проектов предпрофессионального образования.
Так, в марте 2023 года учащиеся ИТ-классов приняли участие в онлайн-лекции «Защита информации. Стеганография. Принципы и методы», организованной школой №1409 и компанией «Лаборатория Касперского». Учащиеся узнали о том, что означает стеганография в контексте кибербезопасности, как защититься от атак на основе стеганографии, какими знаниями и навыками надо обладать, чтобы купировать серьезность угрозы, которую представляет собой стеганография.
Реализация проектов предпрофессионального образования предполагает создание образовательной парадигмы «школа – колледж – вуз – предприятие». Старт в карьере обеспечивает городской проект, направленный на приобретение профессиональных компетенций школьниками, «Профессиональное обучение без границ». Благодаря сотрудничеству с Техническим пожарно-спасательным колледжем имени Героя Российской Федерации В.М.Максимчука учащиеся академического класса нашей школы прошли обучение по специальности «лаборант химического анализа» и по завершении обучения получили свидетельства о первой настоящей профессии.
В рамках празднования Дня среднего профессионального образования девятиклассники были приглашены в колледж архитектуры и строительства №7, старейшее образовательное учреждение города, осуществляющее подготовку рабочих и специалистов для строительного комплекса Москвы, на профориентационный урок «Экскурсия в специальность». Ребят радушно встретили педагоги и студенты колледжа, рассказали об инжиниринге современных коммуникаций зданий, ознакомили с разными видами архитектурных макетов. Студенты наглядно представили конструкции из дерева, пластмассы, гипса, выполненные своими руками. Мини-экскурс в специальность сопровождался презентацией-путешествием «Архитектурный эксперимент». Альберт Эйнштейн был прав, говоря: «Творчество заразительно, передайте его дальше». После знакомства с колледжем некоторые ребята решили связать свою жизнь с перспективными профессиями, представленными на экскурсии в специальность.
Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Погрузиться в профессию на экскурсиях в ведущие компании и организации Москвы, встречаться с экспертами отрасли, учиться у них позволяют мероприятия широкомасштабного профориентационного проекта «Профессиональные стажировки».
Так, инженерный класс стал участником интересной экскурсии в НПО имени С.А.Лавочкина, ведущее предприятие ракетно-космической промышленности, проводящее работы по проектированию, изготовлению, испытанию и комплексной отработке ключевых автоматических космических аппаратов для фундаментальных научных исследований. Прикоснуться к прошлому, настоящему и будущему российской космонавтики школьники смогли в Музее НПО имени С.А.Лавочкина, где представлены макеты самолетов и ракет, разработанных предприятием. Подобные мероприятия помогают старшеклассникам выбрать траекторию будущей карьеры еще в школе, принять взвешенное и обоснованное решение о выборе профессии.
Участие в проектах предпрофессионального образования расширяет горизонты уникальных возможностей. 17 мая обучающиеся проектных классов были приглашены на брифинг М.В.Захаровой, директора департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации, с журналистами из различных российских и зарубежных издательств по актуальным вопросам отношений РФ с мировым сообществом. Это стало возможным благодаря развитию контактов нашей школы с пресс-центром МИД, начало которым было положено в январе 2023 года во время пресс-конференции в школе №1575, на которую приехала М.В.Захарова. Ребята в режиме реального времени в стенах МИД ознакомились с процедурой ведения брифинга, этикой коммуникации сторон. Школьники – представители предпрофессиональных медиа и предпринимательского класса, лидеры ученического самоуправления, журналисты школьных СМИ – взяли на вооружение, что не только опыт дипломатической деятельности, глубокое знание истории, но и великолепные способности ритора помогают отвечать на самые острые, иногда провокационные вопросы. После брифинга М.В.Захарова предложила продолжить общение с будущими дипломатами, журналистами, предпринимателями, пригласив учащихся предпрофессиональных классов на стажировки-тренинги в пресс-центр МИД.
Проекты, реализуемые в школах межрайона, объединяют и педагогов через проведение мероприятий по обмену опытом работы в предпрофессиональных классах и классах образовательных вертикалей. Содружество педагогов межрайона уходит корнями в начало зарождения предпрофессиональных классов. В арсенале нашей образовательной организации проведение мероприятий различных форматов как в рамках межрайонного Ресурсного центра инженерно-технологического образования, так и школы – консультанта городских проектов в области инженерного образования.
Способ почувствовать, что мы едины, – вовлечение родителей в систему образовательных событий проектов предпрофессионального образования, в том числе через развитие информационной составляющей, консультационно-информационной работы, использование ресурса СМИ и социальных сетей.
Главная цель содружества образовательных организаций межрайона, вузов, предприятий-партнеров, заинтересованных структур города – подготовить не только будущего высококвалифицированного специалиста, настоящего профессионала, но и воспитать человека, глубоко чувствующего свою специальность, нашедшего в ней свое призвание, постоянно обновляющего свои знания, желающего включить в свою повседневную деятельность все новое и прогрессивное. Наша задача – предоставление максимального спектра возможностей для удовлетворения интересов и потребностей каждого ученика, обеспечение равного доступа к качественному образованию, раскрытие таланта, порождающего творческий подход во всех сферах жизни, воспитание самоценной и самодостаточной личности, способной жить в современном мире.
Ирина БОБРОВА, кандидат экономических наук, директор школы №1575
Комментарии