Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию отметил, что необходимо воспитывать в школах культуру инженерной и исследовательской деятельности. Согласно прогнозу Министерства образования и науки РФ в ближайшие пять лет профессия инженера будет широко востребована: в инженерных профессиях будут задействованы более 40 процентов работников.
Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в начальных классах. Однако в практике учителей начальной школы профориентационная работа имеет, как правило, эпизодический характер. От первоначального знакомства детей с миром профессий во многом зависит не только их дальнейший профессиональный выбор, но и отношение к труду, поэтому так важно сделать профориентационные занятия в начальной школе яркими и увлекательными.Современные дети узнают о новых технологиях и связанных с ними профессиях из научных мультсериалов с высококачественным профессиональным контентом. Чтобы заинтересовать младших школьников, современной школе нужно совершенствовать подходы к профориентации.Это в полной мере удалось школе №597 «Новое поколение», где уже два года успешно реализуется уникальный проект ранней инженерной профориентации.Проект «Инженер – это звучит гордо!» начинался как индивидуальный проект ученика начальной школы Ивана Курлюкова. Впервые он был представлен на Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий»-2016, где был удостоен диплома I степени.Тема проекта родилась в результате посещения Иваном детского квеста, организованного молодыми специалистами-энтузиастами телекоммуникационной компании Orange Business Services («Эквант»). Квест проводился для детей сотрудников и был посвящен увлекательной и интересной для всех школьников теме – современным информационным технологиям. Ивану настолько понравилось мероприятие, что он захотел подготовить и самостоятельно провести для своих одноклассников урок знакомства с профессией инженера-связиста.Первый профориентационный урок, проведенный в марте 2016 г., стал событием для второклассников. Проектом заинтересовались ученики других классов и педагоги начальной школы. Возникла необходимость в серьезной доработке и расширении проекта. Так появилась методическая разработка цикла инженерных уроков в рамках курса «Я – исследователь».Научный руководитель проекта – член управляющего совета школы, заместитель генерального директора ТЦ «Инженер» Мария Анатольевна Курлюкова, методист – учитель высшей квалификационной категории Ольга Юрьевна Сурняева. Техническим экспертом и консультантом стал начальник отдела инноваций и технологий компании «Эквант» Константин Евгеньевич Гаврилов.Ключ к успеху проекта – творческое сотрудничество научного руководителя, педагога, ученика, родителя, технических экспертов из профессионального сообщества, что дает синергический эффект. Немаловажен и способ подачи материала: «равный – равному», или «дети – детям».Цикл уроков проекта «Инженер – это звучит гордо!» состоит из шести занятий, которые провел подготовленный научным руководителем ученик.Идеология курса выстроена таким образом, что позволяет в доступной для детей форме ознакомить их с деятельностью инженера в разрезе основных бизнес-процессов телекоммуникационной компании: проектирование сети связи, строительство, эксплуатация, защита информации. Формы работы: деловая игра, квест, пресс-конференция; используемые методы – систематизация и обобщение, наблюдение, поисковый метод, сравнение и сопоставление.На протяжении всего цикла уроков в развитии рассматривается проект построения сети связи для банка. Младшие школьники учатся правильно ставить бизнес-задачу, определять возможные потребности клиентов телекоммуникационной компании, эффективно решать поставленную задачу.Техническая компетенция получает свое развитие посредством знакомства с основными видами и типами сетевых устройств, их предназначением, путем сравнения новых и сложных технических понятий с общеизвестными понятиями из окружающего мира, экскурса в историю.Социальная значимость профессии инженера-связиста разъясняется ученикам при помощи описания важной роли связи в различных отраслях: медицине, геологоразведке и добыче, судоходстве, строительстве. Таким образом, детям раскрывается важнейшее назначение инженерной профессии – с помощью своего интеллекта и компетенций совершенствовать мир вокруг себя.Каждый урок обязательно включает в себя практическую часть, а также положительное подкрепление – тематическое угощение в конце каждого занятия.Занятия проводились, начиная с сентября 2016 года, в пяти классах начальной школы с периодичностью один раз в месяц. За учебный год для учеников начальной школы, приглашенных гостей и экспертов было проведено почти 30 уроков!Цикл уроков завершился конкурсом «Инженерный бой» – соревнованием между командами. Участники команд были выбраны согласно результатам тестирования с балльной системой. Тест был составлен по материалам всех пяти уроков цикла и проведен во всех классах – участниках проекта перед соревнованием. Задачи теста – проверка уровня усвоения материала, а также выбор в состав команд конкурса учеников с самым высоким баллом.Технические консультации в ходе проекта, помощь с оборудованием, наглядными пособиями была оказана представителями профессионального сообщества инженеров, энтузиастами, заинтересованными в передаче знаний подрастающему поколению.Важным критерием оценки проекта стали положительные отзывы членов жюри конкурса «Инженерный бой». В состав жюри вошли инженеры-эксперты компании связи Orange Business Services и преподаватели МТУСИ. Председателем жюри стал декан факультета «Сети и системы связи» МТУСИ д. т. н., профессор С.С.Шаврин. Также на мероприятие были приглашены почетные гости – представители руководства компаний связи, мастера связи РФ, методисты Городского методического центра. По итогам мероприятия были выпущены пресс-релизы в образовательных, отраслевых изданиях и СМИ.Критериями успешности и высокой социальной значимости проекта можно считать многочисленные победы в конкурсах, в том числе организованных Городским методическим центром Департамента образования города Москвы:Московский городской конкурс профориентационных технологий «ПРОФопределение»-2017.Проект получил диплом «За уникальную разработку курса занятий по инженерной профориентации для начальной школы». Иван Курлюков блестяще провел мастер-класс для членов жюри на одном из этапов конкурса. Социальный партнер конкурса – детский город профессий «Мастерславль» – наградил Ивана билетами для всего класса на новогоднюю программу.Для одноклассников Ивана посещение «Мастерславля» стало настоящим запоминающимся событием. Школа получила сертификат на годовое подключение к системе профессионального тестирования школьников от компании «Профконтур».- Московский городской конкурс «Мультимедийный парад профессий – XXI век»: профориентационный агитплакат «Связист – творец технологий будущего!», рассказывающий о новейших телекоммуникационных и ИТ-технологиях, занял 1-е место.- Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ учащихся (межрайонный тур «Технопарк»-2017) и Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ «Горизонты открытий»-2017 – дипломы 1-й степени.Реализация проекта вызвала большой интерес у учащихся, педагогов школы, экспертов из других образовательных учреждений, посетивших занятия, заложила основы для складывания социального партнерства. Стало очевидно, что проект может стать точкой опоры для выстраивания единой линии профориентационной работы с 1-го по 11-й класс по инженерному направлению.В 2017-2018 учебном году с целью масштабирования и развития профориентационного направления было запущено продолжение проекта – «Инженеры нового времени». Ученикам начальной школы в увлекательной и интерактивной форме будет рассказано об инженерных профессиях будущего из «Атласа новых профессий».Первый урок проекта, посвященный профессии «проектировщик инфраструктуры «умного дома»» откроет Московский городской марафон профориентационных уроков, организованный Городским методическим центром.Занятие подготовлено в современном и актуальном формате электронного урока с возможностью интерактивного взаимодействия детей с интерфейсом программного обеспечения. По творческому замыслу автора ученики попадут в волшебный муравейник и последовательно пройдут все его помещения, выполняя интерактивные упражнения по подключению систем «умного дома», знакомясь в адаптированном виде с профессией проектировщика. Также все ученики получат индивидуальные задания, которые будут переданы инженерам-проектировщикам с возможностью получения обратной связи. Урок по сложившейся традиции проведет ученик при поддержке наставников, а в конце всех детей ожидает сюрприз – тематическое угощение.Социальные партнеры мероприятия – ТЦ «Инженер» и «Эквант» – оказывают научную, ресурсную и экспертную поддержку проекта.Дальнейшие планируемые шаги в развитии профориентационного проекта:- вовлечение в проект новых социальных партнеров – наставников компетенций, представленных в «Атласе новых профессий»;- разработка электронных уроков по подготовке учеников младших классов к участию в соревнованиях JuniorSkills;- вовлечение в профориентационные проекты старшеклассников по актуальному сегодня профессиональному направлению «кибербезопасность».Заинтересовать современного младшего школьника разнообразным миром профессий, привить интерес к труду – непростая задача для школы. Чтобы успешно ее решать, нужно предлагать инновационные и актуальные формы профориентационной работы, развивать социальное партнерство. Надеемся, что наш опыт работы в этом направлении будет полезен и вдохновит педагогов на новые замыслы!Мария КУРЛЮКОВА, член управляющего совета школы №597 «Новое поколение», мама ученика 4-го «А» класса
Комментарии