search
main
0

Интересы “больменьшинства” Урок на тему “Афинская демократия в V веке до н.э.”

Цели и задачи:
образовательная – опираясь на развивающие методические приемы, ознакомить с основными формами и правилами управления Афинским государством; отработать следующие исторические понятия: “демократия”, “граждане”, “метеки”, “рабы”, “первый стратег”, “народное собрание”;
воспитательная – привить заинтересованность к познавательному процессу, формировать у детей гражданскую позицию.
Вводное слово учителя
– Ребята! Вы часто слышите о том, что в нашем государстве строится демократическое общество. Во имя создания демократического государства всегда велась ожесточенная борьба. Но что же представляет собой такое государство? Вот с такой проблемой мы сталкиваемся сегодня на уроке.
Слово “демократия” греческого происхождения, дословно переводится как “народовластие”. Оказывается, что первое государство, характеризующееся как демократическое, существовало в Афинах. Каким же образом осуществлялась демократия в Афинах? Для того чтобы понять это, мы с вами осуществим путешествие в прошлое. Но, прежде чем мы это сделаем, давайте вспомним, что собой представляло население Афин в V веке до н.э.
Вопрос: На какие две большие категории можно разделить население Афинского государства?
Ответ: Свободных и рабов.
Вопрос: Свободные люди были не равны в своих правах. На какие категории делились они?
Ответ: На граждан и метеков. Граждане – это коренные жители города, а метеки – переселенцы.
Вопрос: Но и граждане сильно отличались по своему имущественному положению. Каким образом?
Ответ: Богатые назывались аристократы, а бедные – демос.
Давайте проведем жеребьевку: кто-то в нашем путешествии станет представителем граждан (красные жетончики), а кто-то представит неграждан (желтые жетончики).
– Ну а теперь начинаем наше путешествие. (Музыка, ученики надевают на голову веночки, подготовленные заранее, – это пропуск в прошлое. Свет выключен).
Путешествие в прошлое. (Включается свет, замолкает музыка).
Учитель: Раннее утро 480 года до н.э. Солнце осветило прекрасные храмы Акрополя: величественный Парфенон, прекрасный Эрехтейон и легкий храм Ники Бескрылой. Уже первые люди прошли через Пропилеи, чтобы возложить дары богине мудрости Афине.
В сердце Афин, на Агоре, уже достаточно народа.
– Всем! Всем! Всем! В полдень начинает работу Народное собрание! – высший законодательный орган власти в Афинах. Сегодня граждане, принимающие участие в работе Народного собрания, должны решить, кто станет первым стратегом города в течение года.
– Граждане! Вы все прибыли на Пникс для решения важнейших вопросов. Тот, кого мы выберем, будет руководить не только городом, но войском и флотом. Наш стратег не будет получать плату за руководство. Десять раз в течение года мы, Народное собрание, будем решать, справляется ли стратег со своими обязанностями. Если же он не решит всех вопросов, стоящих перед Афинами, мы досрочно снимем его с занимаемой должности.
– Кто выдвигает свою кандидатуру?
– А мы, граждане, должны проголосовать, если считаем, что данный кандидат достоин занимать пост стратега – поднимаем руки. (Иллюстрация “Народное собрание в Афинах”).
– Первым стратегом избран гражданин… (учитель называет имя, написанное на венке).
Задание: Гражданин стратег! Ведь на дворе 480 г. до н.э. Тяжелое и страшное время наступило для нашей Родины. С какими словами вы можете обратиться к своим гражданам?
Граждане! Сегодня мы выбрали первого стратега. Но нам необходимо выбрать граждан на должности по управлению полисом. Если стратег избирается открыто, простым голосованием, то государственные чиновники выбираются по жребию. (Жеребьевка по карточкам, на которых написано название должности и обязанности чиновника. После жеребьевки зачитать текст карточек).
Завершающее слово учителя: Все вопросы сегодняшнего Народного собрания исчерпаны. Мы выбрали руководителей города, и мы будем проверять их работу. А если они не справятся с обязанностями, то мы их переизберем.
Закрепление пройденного материала
(Возвращение в настоящее: выключается свет, музыка, венки снимаются, затем свет включается).
– Ребята! Побывав в Афинах, мы участвовали в работе Народного собрания – высшего законодательного органа власти полиса. Мы теперь уже знаем, как управлялся город. Именно такое управление, при котором управляет государством выборный орган власти и этот орган власти подотчетен перед выборщиками, называется демократическим.
Давайте сравним Афины с другим великим государством древности – Египтом.
На доске таблица, которую заполняют ученики (либо на месте, либо у доски).

А вот государство, в котором власть принадлежит одному человеку и эта власть передается по наследству, называется монархией.
– Какое государство считается более передовым? Афинское, т.к. значительно большая часть населения участвовала в управлении и контролировала действие правителей и чиновников. Однако Афинское государство нельзя считать полностью образцовым, так как защищало интересы меньшинства. Но в условиях, когда в мире господствовали монархические государства, это был первый опыт власти выборных демократических органов власти.
Домашнее задание: прочитать параграф; дать письменно определение понятий “демократия”, “монархия”; в сценке, представленной на уроке, допущены две ошибки, какие?
(Женское население в работе Народного собрания не принимало участия, жеребьевка проводилась не карточками, а цветными камешками).

Наталья МИХАЙЛОВА,
учитель истории средней школы N 1
Сясьстрой,
Волховский район,
Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте