search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Интересно открывать, а не «пережевывать». Анализ материалов учителей начальных классов

Еще один сезон, новый полет творчества и педагогического мастерства, и я снова анализирую работы учителей начальных классов, присланные на конкурс «Сто друзей». С сожалением констатирую, что в этом году уровень присланных материалов ниже, чем в предыдущем. С чем это связано? Возможно, с непростым периодом в образовании, а может быть, с человеческой усталостью, ведь не может же каждый год быть «урожайным». Порой материально-техническая база учреждения не дает возможности реализовать все творческие замыслы и фантазии учителя.

Вместе с тем хочется отметить, что педагоги стараются не останавливаться на достигнутом, а идут в ногу со временем, используя передовые информационные и инновационные технологии. Каким должно быть образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? В национальном проекте «Наша новая школа» сказано: «В первую очередь главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».Хочется видеть такие уроки, в которых учитель лишь направляет учащихся, включает их в деятельность, а не руководит ими на протяжении всего урока. Необходимо менять свой взгляд на преподавание, если урок носит лишь репродуктивный характер. По мнению многих методистов, критерии эффективности современного урока: обучение через открытие; самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности; наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения; развитие личности; способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом; демократичность, открытость; осознание учеником того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, что чувствовал ребенок при этом; моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения, которое позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию; радость от преодоленной трудности учения (будь то задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие), которую испытывает ученик; когда педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Наверное, если придерживаться этих критериев, эффективность урока возрастет качественно и детям на таком уроке будет гораздо интереснее, чем «пережевывать» готовый материал.Приятно сознавать, что некоторые из присланных материалов пронизаны глубокой интеграцией, много уроков в нетрадиционной форме, с использованием информационно-коммуникационных технологий, открытых образовательных технологий, широкого спектра методов. Мы жители XXI века, и наши дети тоже. Это век компьютера и информации. Дети владеют компьютерными технологиями порой лучше учителей. Учителю нельзя отставать от своих учеников. Тем радостнее осознавать, что есть учителя, для которых ИКТ на уроке – это объективная реальность и обязательная часть урока.Хорошо, что на конкурс приходят уроки не только преподавателей общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, но и специализированных учреждений, коррекционных. Читая такие работы, открываю много нового, и открытия эти обогащают полезными знаниями и меня, и других педагогов.Хочется отметить некоторые разработки коллег, присланные на конкурс.Номинация «Сценарии уроков»Галина Яшина (каргасокская средняя школа №1 Томской области), «Почва, ее состав и свойства» – урок-исследование, где дети сами добывают сведения, делятся ими с другими учащимися. Происходит обмен информацией, дети чувствуют свою значимость на уроке. Полностью осуществлен деятельностный подход. Хорошая презентация. Надежда Ивонина (средняя школа №15 города Глазова Удмуртской Республики), урок литературного чтения в 3-м классе на тему «Произведение Л.Н.Толстого «Прыжок». Очень хороший, эмоциональный, деятельностный урок. В нем есть детская душа, впечатления, отношение к теме разговора. Весь урок дети творят, размышляют, делятся своими воспоминаниями, учитель лишь помогает им. Надежда Ивонина, урок русского языка в 3-м классе на тему «Приставка» – интересное и познавательное занятие с творческим заданием. Много наглядности. Разные формы организации познавательной деятельности учеников. Использованы ИКТ. Хороший лексический материал. Используется дополнительный материал.Елена Никонова (средняя школа №20 города Донецка Ростовской области), урок по дисциплине «Окружающий мир» на тему «Режим дня». Занятие получилось деятельностным и обучающим.Ольга Баженко (каргасокская средняя школа №1 Томской области), урок по дисциплине «Окружающий мир» на тему «Поиски неведомой земли» – интересное занятие с использованием ИКТ.Наталья Ефиценко (каргасокская средняя школа №1 Томской области), урок математики на тему «Сравнение положительных и отрицательных чисел». Содержание занятия направлено на совершенствование навыка сравнения чисел, знакомство с миром чисел. В урок включен занимательный наглядный материал.Приходится констатировать, что многие из присланных уроков – традиционные, без деятельностного подхода, проблемных ситуаций, разнообразных форм, методов, технологий. Общение с учениками остается лишь фронтальным. ИКТ используются только как ТСО или наглядность к уроку. Сегодня, когда начальная школа переходит на новый образовательный стандарт, учитель должен по-новому смотреть на современный урок. Необходимо активнее внедрять и использовать информационные технологии, привлекать детей к работе с компьютерами, интерактивными досками, учить ребят работать с дополнительной литературой, строить уроки таким образом, чтобы рассказчиками, открывателями нового знания были учащиеся. Проводить больше нестандартных уроков – открытия, исследования, дебаты, «круглые столы», защита проектов и т. п.Номинация «Организация внеклассной работы»Внеклассная работа в школе – это неотъемлемая часть учебного процесса. Не всегда на уроке в полной мере могут быть решены воспитательные задачи. Сформировать у детей нравственные общечеловеческие ценности помогают внеклассные мероприятия. Эта деятельность тоже должна быть разнообразной, с использованием различных технологий, ИКТ, но самое главное в такой работе – это ее практическая направленность и формирование у школьников потребности жить по правилам и законам общества.Хочу отметить сценарий занятия по духовно-нравственному воспитанию «Материнское сердце» учителя начальных классов средней школы №2 города Усинска Республики Коми Татьяны Мажаевой. Это нужное и важное мероприятие решает сразу несколько воспитательных задач. С учениками обрабатывается большой объем материала. Задействован опыт детей. Привлекается литературный материал. Но в большинстве случаев мероприятия традиционны, формы и способы работы с детьми старые, темы стандартные. Хотелось бы увидеть в сценариях полет фантазии коллег, творческий подход, новые технологии и практическую направленность.Номинация «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе»Здоровье ученика – одна из основных задач школы. Поэтому работа по здоровьесбережению должна иметь место на каждом уроке. Причем зарядки в начале дня и физминуток на уроке недостаточно. От учителя требуется глубокий, серьезный подход. Сейчас в школе вопросам безопасности жизнедеятельности уделяется большое внимание. В учебных планах занятия ОБЖ интегрируются с уроками окружающего мира, физической культуры.Хороший материал под названием «Формирование культуры здоровья младших школьников во внеурочной деятельности» предложила Марина Коробейникова (журавская средняя школа №187 Белгородской области).Говорить о здоровье с учащимися надо – это очень нужный и ценный разговор, но не в отрыве от жизни ребенка, а на ее примерах. В результате ребенок сам должен осознать, как важно заботиться о своем здоровье. И начинать надо с малого, с себя самого, чтобы прийти к большему. Желаю, чтобы практическая направленность воспитательных мероприятий ставилась учителями во главу угла, чтобы дети больше анализировали свои поступки и поступки своих друзей и близких. В заключение хочу поздравить всех педагогов с участием в конкурсе. Именно всех. Если вы прислали свою работу на конкурс, значит, вы любите свою профессию, стараетесь совершенствоваться, открывать новое. А призовое место – это настоящий успех и признание педагога. Это очень почетно. Желаю дальнейших успехов в нашем нелегком, но благородном и нужном труде.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте