search
main
0

Интерес и познавательная активность: возможность выйти за рамки

Предпрофессиональное образование как инструмент формирования мотивации

Мы живем в постоянно меняющемся мире. Важными жизненными качествами становятся инициативность, саморегуляция и внутренняя мотивация.

Акценты в современном образовании сместились с «как учить» на «учить учиться», то есть на самостоятельное (саморегулируемое) обучение. Поэтому на первый план выходят вопросы внутренней мотивации, саморегуляции, даже настойчивости при достижении учебных целей. Традиционная практика обучения чаще всего использует инструменты внешней мотивации (отметки, наказания, поощрения и др.), а умение же учиться подразумевает наличие внутренней мотивации у самого учащегося. Такой мотивации, которая вызвана внутренними стимулами: интересами, любопытством.

Уже начиная с 1980‑х годов благодаря исследованиям Ричарда Райна и Эдварда Дечи изменились взгляды на роль вознаграждения в мотивации. Еще в 1971 году Э.Дечи было экспериментально доказано, что мотивация в ситуации наличия внешнего вознаграждения снижается. Сейчас внутренняя мотивация определяется как «врожденная характеристика человека, основанная на применении своих интересов и упражнении, своих способностей, включающая в себя стремление к поиску и преодолению задач оптимального уровня сложности». Исследователями было выявлено, что высокая внутренняя мотивация связана с такими свойствами личности, как автономия (иначе – инициативность, стремление быть автором собственных действий, самоконтроль и регуляция своего поведения), компетентность (желание достичь внешних и внутренних результатов в деятельности, стремление быть эффективным) и социальная взаимосвязь (стремление к устойчивым социальным отношениям, опирающимся на чувства привязанности и принадлежности). Отмечается, что контролируемая мотивация (ожидание поощрения, вознаграждения, оценки) может подорвать внутреннюю, снизить личностную значимость деятельности. Для поддержания внутренней мотивации особое значение имеет потребность в самодетерминации – переживании собственных действий как самостоятельно выбранных и совершенных.

Внутреннюю мотивацию также повышает позитивная обратная связь, а переживание неуспеха снижает ее. Данные положения неоднократно эмпирически подтверждались (в том числе в контексте образования с различными вариациями). Когда учащиеся сами становились в позицию проявления учебной инициативы и регуляции ее реализации со сверстниками, у них повышались внутренняя мотивация и настойчивость.

В современной психологии образования внутренняя мотивация рассматривается неразрывно с феноменом социального заражения, социальным контекстом. Отмечается, что в мотивационных компонентах саморегулируемого обучения существенна роль социальных ожиданий, определяющих использование тех или иных стратегий саморегуляции, – какие рефлексивные вопросы принято (или не принято) задавать в отношении личностных смыслов собственной деятельности и конкретных действий. Убеждения, вера в свои возможности и способности во многом определяют когнитивные процессы, связанные с мотивационными и эмоциональными компонентами. Их рассматривают как ключевые элементы стимулирования процессов саморегуляции, значимые во всех этапах саморегулируемой мотивации. «Когда у ученика есть положительные ожидания относительно его эффективности в достижении успеваемости в школе, он стремится браться за решение трудных задач, учитывать неотъемлемый интерес к деятельности, устанавливать сложные цели и преследовать их».

Мотивацию учеников во многом определяют интерес и познавательная активность. Восприятие школьных заданий как полезных и/или важных для себя направляет процессы планирования при саморегуляции относительно достижения промежуточных целей, ведущих к сознаваемым более отдаленным целям. Эти процессы стимулируют обучение и повышают самооценку его результатов. Считается, что мотивация изменяется в зависимости от поставленной цели, которую мы хотим достичь, ее значимости для человека и его ожиданий в достижении. В практике образования результаты этих исследований стали использоваться для разработки различных технологий, которые стали частью учебного процесса, с помощью которых каждый ученик само­определяется в целях и задачах собственного обучения, планирует и выстраивает свой индивидуальный маршрут, способы продвижения по нему.

Является ли создание предпрофессиональных классов как одной из инновационных программ в образовании инструментом повышения мотивации школьников?

Этот проект совсем новый, оценить результаты пока сложно. Но уже сейчас можно отметить, что при обучении в предпрофессиональных классах реализуется ряд задач повышения мотивации. Во-первых, ученики старших классов сами принимают решение о том, какой профиль они хотят выбрать. В данном случае им предлагается сосредоточиться на предметах, которые вызывают у них больший интерес. Тем самым реализуется ситуация самостоятельного выбора, формируются положительные ожидания относительно его эффективности в достижении высокой успеваемости. Выбранные профильные предметы учащийся ассоциирует с важным и полезным именно для себя.

Во-вторых, обучение в предпрофессиональных классах предполагает погружение в выбранную область знаний, то есть детальное рассмотрение отдельных элементов, что позволяет ученику хорошо сдать экзамены в выпускном классе, а также успешно выступать на олимпиадах и научных конференциях. В процессе обучения ученик самостоятельно ставит различные цели и задачи, тем самым выстраивая свой путь.

В-третьих, ученик оказывается в кругу единомышленников, что является важным фактором повышения мотивации. И здесь хорошо работает фактор «социального заражения».

В-четвертых, данная программа дает возможность школьникам ознакомиться с интересующими профессиями еще до поступления в вуз. Появляется опыт, с опорой на который выпускник делает выбор своего дальнейшего профессионального обучения.

Таким образом, можно сделать вывод о возможном повышении мотивации к учебной деятельности при реализации программы предпрофессиональных классов.

Примером положительного опыта использования построения индивидуального плана обучения с углубленным изучением различных предметов является осуществление образовательной деятельности в школе №1553 имени В.И.Вернадского. Здесь на протяжении многих лет реализуется уникальная образовательная программа, в рамках которой ученики старших классов погружаются в ту область научного знания, которая им более интересна. Однако углубленное изучение предметов согласно данной программе не ограничивается только интенсивными занятиями на уроках, оно включает в себя участие в различных образовательных поездках и научных конференциях, посещение музеев и лекций в рамках внеурочной деятельности, поездку в летнюю комплексную экспедицию. Особое место занимает исследовательская деятельность учащихся. Каждый школьник в течение года работает над собственным исследованием, что дает учащимся возможность выйти за рамки школьной программы, представить определенную область знаний шире и многограннее.

На данный момент в школе №1553 имени В.И.Вернадского существуют различные предпрофессиональные классы: медицинский, медиакласс, академический, IT-класс. Работа в этих классах не ограничивается подробным изучением материала на занятиях. Так, например, ученики медицинского класса проходят курс оказания первой помощи, посещают экскурсии в поликлиниках Москвы, выполняют исследовательские работы на такие темы, как «Влияние состава дезодорантов и антиперспирантов на микробиом человека», «Влияние препарата «Ксеникал» на ферменты панкреатического сока», «Изучение социального взаимодействия кур в группе», а затем выступают на научных конференциях «Наука для жизни», «Старт в медицину». Комплексный подход и возможность формирования собственной образовательной траектории мотивирует детей школы №1553 имени В.И.Вернадского учиться, способствует формированию широкого круга интересов, что впоследствии позволяет выпускникам быть успешным при выборе любой профессиональной области.

Алексей ОБУХОВ, руководитель специализации «Социокультурная психология и антропология» школы №1553 имени В.И.Вернадского, кандидат психологических наук, доцент;

Юлия ЛЯХОВА, учитель русского языка и литературы школы №1553 имени В.И.Вернадского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте