search
main
0

Интерактивные страсти. или Что поставлено на доску?

Нельзя сказать, что в доперестроечные времена российская система образования финансировалась по высшему уровню и была оснащена самым современным оборудованием. Однако средства на приобретение ТСО, дидактических материалов и наглядности выделялись регулярно и централизованно. К сожалению, начиная со второй половины 80-х годов и вплоть до начала XXI века образовательные учреждения, особенно не имеющие мощной подпитки из регионального и муниципального бюджетов, как правило, были вынуждены пользоваться теми ресурсами, которые остались у них с советских времен. Но вот благодаря ряду федеральных программ в систему образования наконец-то пришли солидные деньги. Кроме того, многие школы получили миллионные гранты согласно ПНП «Образование». На что же предпочитают тратить их директора? Прежде всего на приобретение современной компьютерной техники, в частности – интерактивных досок.

Просто и понятно

За последние два десятилетия подходы к обучению заметно изменились, оно стало гораздо более интерактивным, личностно-ориентированным, что позволило достигать вполне конкретных и прогнозируемых целей. Одна из них состоит в создании комфортных условий обучения – таких, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

– В этом плане интерактивные доски позволяют преподавателям сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания, – говорит начальник Управления ресурсного обеспечения Департамента образования Новосибирской области Александр ЯНИН. – Проецируя на нее очередное задание, учитель может вызвать к доске одного или нескольких ребят для «публичного» решения с помощью графических комментариев. Именно поэтому педагоги считают ее поистине революционным изобретением, наполненным компьютерным содержанием и сенсорными возможностями для формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды ученика.

С помощью специального электронного маркера или даже просто пальцем можно делать поверх проецируемого изображения пометки, которые будут сохраняться в специальном файле на компьютере. Пользователь может не только выделять и трансформировать объекты на экране, но и вносить различные корректировки в представленную информацию, использовать многочисленные функции оборудования, делающие образовательный процесс более живым и наглядным.

Благодаря возможности учителя подготовить рабочие материалы к уроку заранее и менять «содержимое доски» за считанные секунды процесс обучения становится более эффективным. За короткий промежуток времени можно сменить несколько видов деятельности, опросить намного больше учеников, чем при работе с обычной доской.

По отзывам преподавателей, использование интерактивной доски повышает мотивацию учеников, положительно сказывается на развитии внимания, зрительной памяти, восприятии и технике чтения. Занятия с использованием этого современного устройства позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на различных уроках в школе.

Современный подход

Активное взаимодействие школьников со средствами ИКТ развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов не только в изучении отдельных предметов, но и информатики и мультимедийных технологий.

– Сейчас подрастает поколение школьников, которое уже не хочет работать по стандартным формам и методикам, – отмечает директор гимназии №10 Новосибирска Наталья ЯРОСЛАВЦЕВА. – Поэтому необходимо искать новые методики и формы подачи информации, обработки и усвоения материала.

В литературе часто обсуждается проблема использования на уроках всех трех каналов восприятия информации – аудиального, визуального и кинестетического. Известно, что реализовать это на уроках почти невозможно из-за отсутствия наглядных пособий, опыта работы конкретного учителя и других причин. И здесь нам очень помогает интерактивный экран, который впитал в себя все функции компьютера. Он позволяет широко использовать разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты, присоединенные видеофайлы. С его помощью удерживать внимание ребенка значительно легче*.

Что очень важно, работа с этим достижением техники не требует специальных знаний и навыков – достаточно того, чтобы учитель имел базовый уровень компьютерных компетенций. Ученики же очень легко обучаются в процессе работы.

Увлекательное новшество

Директор Центра образования №548 «Царицыно», член Общественной палаты РФ Ефим РАЧЕВСКИЙ среди основных преимуществ использования интерактивных досок на уроках отмечает большую вовлеченность школьников в процесс обучения, повышение мотивации к познанию, возможность применения разных стилей обучения, повышение эффективности работы преподавателя.

– Интерактивные доски помогают повысить эффективность групповой работы школьников, дать возможность всем ученикам включаться в обсуждение, – делится своими впечатлениями Ефим Лазаревич. – Любую точную информацию, новые неожиданные идеи, рождающиеся в ходе обсуждения в классе, можно записать в виде файла, распечатать, разослать по e-mail или разместить на web-сайте. Ребята с огромным интересом воспринимают это новшество – они увлекаются его освоением, работают в классе с большим желанием, активно включаются в подготовку презентаций к уроку.

Несомненно, на первом этапе время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, которая значительно облегчает подготовку к урокам в дальнейшем.

Научить учителя

По мнению директора гимназии №56 Санкт-Петербурга Майи ПИЛЬДЕС, работа с интерактивными досками пока не в полной мере обеспечена с точки зрения методики, да и далеко не все дидактические материалы отличаются безупречным качеством. Учителям сейчас очень важны демонстрационные материалы к урокам стереометрии 11-го класса, КИМы в формате ЕГЭ, видеосюжеты, на которых можно было бы увидеть наиболее сложные физические опыты, и многое другое.

– Поэтому очень важно, – говорит Майя Борисовна, – что некоторые компании, например Polymedia, организуют разного уровня обучающие курсы и привлечение специалистов и передовых пользователей из других образовательных учреждений. Это помогает нам активно перенимать опыт и учиться владеть техническими новинками с гораздо большей отдачей*.

Кстати, планируя оснащение школы интерактивными досками и/или мультимедийными комплексами, администрация должна готовить учителей заранее. На наш взгляд, лучшие формы подготовки – практические и демонстрационные занятия. Чем больше сам педагог экспериментирует, чем больше вариантов использования доски определяет для себя и своих учеников, тем эффективнее будет в дальнейшем применение оборудования. При этом с учетом специфики предмета, темы, раздела, особенностей обучающихся и других моментов он сам определяет, насколько часто будет применяться интерактивная доска.

Не без проблем

Однако это во многом зависит и от того, изделия какого именно производителя и в какой комплектации поступят в школу. Ведь сегодня на рынке можно встретить доски самых различных фирм – SMART, Promethean, PolyVision, GTCO, Hitachi, Mimio, Panasonic и так далее. Каждая модель обладает тем набором характеристик, которые позволяют ее использовать для решения конкретных задач. Одни марки более пригодны для высшей школы, другие – системы СПО и НПО, третьи настолько просты, что понятны даже первокласснику. При этом у каждого изделия существуют свои сильные и слабые стороны*.

– На вопрос о качестве поставляемых интерактивных досок нельзя ответить однозначно, – говорит Александр Янин, – так как это не просто созданная единица продукта, а совокупность взаимосвязанных элементов, работу которых одного без другого трудно представить. Тем не менее есть нарекания к качеству программного обеспечения досок ActiveBoard от компании Promethеan (сложная установка, недостаточный объем базового программного обеспечения, которое невозможно использовать без доски).

Учреждения образования отмечали, что иногда в комплекте поставлялись проекторы недостаточно высокого качества, низкой разрешающей способности. Были случаи, когда вместе с доской и проектором поставлялся системный блок, у которого предусмотрен только один видеовыход. Это предполагает работу с компьютером, к которому подключена доска, только при включенном проекторе, что очень неудобно.

Сила мелочей

При широком использовании интерактивных досок становятся заметны те нюансы, на которые практически не обращают внимания при разовых демонстрационных показах.

– Например, у продукции компании GTCO в маркере особый аккумулятор, который нужно каждый день подзаряжать, – говорит директор Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ Сергей КУВШИНОВ*. – Забыли сделать это – и с доской уже работать нельзя. А если аккумулятор вышел из строя, придется покупать целый маркер, который стоит достаточно дорого. Для досок Hitachi нужно постоянно иметь в кармане запасные пальчиковые батарейки. И это при том, что уже давно созданы «фломастеры», которые вообще не нуждаются в источниках питания!

У ряда изделий расходным материалом является грифель – маленький пластиковый стерженек, который довольно быстро стачивается, если работать им интенсивно. Опять же, приобрести его отдельно невозможно, разве только вместе с новым маркером.

Во многих случаях интерактивные доски подключаются одновременно к компьютеру и электросети. Поэтому если в помещении нет доступной электрической розетки 220 вольт, можно работать далеко не со всеми моделями. В этом плане выигрывают те модели, которые получают питание от USB-порта компьютера, что не просто удобно, но и помогает сберечь электроэнергию.

Словом, подбирая доску, следует тщательно взвешивать все плюсы и минусы каждой марки.

Все лучшее – детям!

Какие именно доски поступят в образовательные учреждения России, решает конкурс, регулярно устраиваемый Федеральным агентством по образованию. Как известно, каждая фирма, предоставившая необходимый пакет документов и сумевшая доказать, что ее изделия обладают наиболее оптимальным сочетанием цены и качества, может выиграть тендер на поставку интерактивного оборудования. При этом главным критерием оценки, разумеется, выступают исключительно профессиональные требования.

На деле же выходит, что далеко не всегда побеждают те компании, которые известны всему миру и считаются признанными лидерами в производстве простых в использовании интерактивных учебных досок. И в школы продолжают поступать изделия, которые вызывают нарекания у педагогов-практиков.

А ведь хотелось бы, чтобы наши дети получали все самое лучшее, что создано за последние годы в сфере новых технологий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте