Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Интеллектуальный комфорт. Систематизация уроков нетрадиционной формы

Учительская газета, №26 от 28 июня 2011. Читать номер
Автор:

Нетрадиционные уроки – это уроки с измененными формами организации, опирающиеся на фантазию, имитирующие какие-либо занятия или виды работ, с игровой состязательной основой, основанные на оригинальной организации учебного материала. Нетрадиционная форма уроков позволяет каждому ученику реализовать себя, повысить личностную самооценку, раскрыться в глазах сверстников, заинтересоваться предметом. Это именно то, что требует новый федеральный государственный образовательный стандарт.

Для умелого использования уроков нетрадиционной формы необходимо создать систему. Система нетрадиционных уроков должна быть комплексной (подача материала связана с общим учебным планом дисциплины), упорядоченной, учитывать профессиональную компетенцию учителя, его личные качества, умение привлекать внимание, развивать познавательный интерес, использовать психологические особенности воспитанников в совместной творческой деятельности, доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученности и возраста учеников излагать учебный материал.Элементы системы уроков нетрадиционного типа:1. Уроки с измененными способами организацииК ним относятся уроки-лекции: проблемная лекция, лекция-визуализация, парная лекция, лекция – пресс-конференция, лекция-консультация, лекция-провокация, лекция-диалог, лекция с применением игровых методов, лекция-парадокс, лекция-обзор, лекция-встреча, лекция-инструктаж.2. Уроки, опирающиеся на фантазиюЭто урок-сказка, урок творчества, урок – творческий отчет, урок-сочинение, урок – осмотр самодеятельной выставки, урок-вернисаж, театрализованный урок (урок-драма, урок моделирования), урок – диалог культур.3. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работЭто уроки-экскурсии (заочная экскурсия, комплексная экскурсия), урок-экспедиция, урок – защита туристических проектов, урок – выпуск «живой газеты».4. Урок с игровой состязательной основойЗначительная часть игр ребенка рассчитана на то, чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли…И.А.СикорскийК данному виду относятся различные учебные игры: игры-упражнения, игры-путешествия, ролевые и сюжетные игры, деловые игры, игры-соревнования, уроки-турниры, блиц-турниры, уроки-конкурсы (тренинги), викторины, шарады, кроссворды, ребусы, чайнворды, головоломки, загадки, КВН, игры-эстафеты, «Что? Где? Когда?», урок – погоня за пятеркой, игра «Морской бой».5. Уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организацииЭто урок – смотр знаний, урок-семинар (семинар-диспут, семинар-обсуждение, семинар-собеседование), урок-моделирование.6. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материалаЭто урок-взаимообучение, урок, который ведет ученик, урок-«эврика!», урок-размышление, урок-обозрение, урок-решение, урок-аннотация, урок-монолог, урок памяти, урок открытых мыслей, урок-осмысление, урок-панорама, урок-портрет, урок – устный журнал, урок – открытое письмо, урок мужества, урок-диалог, урок отрицания.7. Уроки по аналогии с организованными событиямиЭто урок-аукцион, урок-ярмарка, урок-конференция, урок – пресс-конференция, урок – защита диссертации, урок-юбилей, урок-суд, урок – заседание редакции, урок-диспут, урок-бенефис, урок-посвящение, урок-консилиум.8. Уроки по аналогии с известными формами и методами познавательной деятельностиЭто в первую очередь урок-исследование. Например, школьникам дается проблемное практическое задание, индивидуальное или фронтальное, с использованием ТРИЗ.Некоторые явления не могут быть непосредственно исследованы учениками, в этом случае можно использовать информационные технологии. Большая часть обучающихся оформляют свой творческий отчет в виде мультимедийных продуктов (презентация, web-сайт). Небольшое исследование, проведенное учащимися, часто становится мотивом к более серьезной работе.К этому виду нетрадиционных занятий относятся также урок-интервью, урок-дискуссия (проблемно-проектная, регламентированная, с элементами игрового моделирования, командная дискуссия, «круглый стол», «вертушка», парная), урок-экспертиза, урок-киностудия, урок – мозговая атака, урок-кроссворд.Возможны другие варианты систематизации уроков нестандартного типа. Это зависит от целей преподавателя. Но главное, что нетрадиционные формы занятий дают возможность максимально комфортно чувствовать себя на уроке как сильным, «продвинутым» ученикам, так и менее успешным.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту