search
main
0

Интеллектуальные образы. Смелыми шагами к высоким достижениям

​Сегодня нечасто встретишь ученика, который рвался бы решать поставленную задачу, искал пути преодоления проблемы, радовался, доказав теорему… Моя задача как учителя – научить получать удовольствие от умения анализировать, применять имеющиеся знания, добывать новые. Такой подход применим на любом уровне обучения. Какой восторг вызывают приемы устного счета в младших классах! При этом я стараюсь показать и длинный, «правильный», способ решения, но в конце всегда добавляю: «А теперь красивый способ…» Даже обучающиеся выпускных классов, увидев альтернативный способ, непременно требуют, чтобы в каждой задаче он был найден. Скажу честно: это не всегда удается. Иногда побеждают традиция и упорство.

Почувствовав вкус решения нестандартных задач, школьник с удовольствием начинает принимать участие в различных интеллектуальных соревнованиях, к счастью, система московского образования предоставляет широчайшие возможности в этом направлении, и индивидуальные, и командные.Всероссийская олимпиада школьников дает проявиться индивидуальности и одаренности, но достаточно узко. В любой школе есть дети, которые с удовольствием участвуют в олимпиадах по разным предметам, показывают хорошие результаты, но победителями не становятся, для победы нужны особый тип мышления и умение решать задачи определенными способами. Такие дети есть в каждой школе, и, на мой взгляд, за ними будущее. Они идут не только в вертикаль познания, они берут «горизонтальной мобильностью» и с удовольствием работают в команде. Эти дети не только лингвисты и не только математики. Они и лингвисты, и математики, и географы, и биологи…Вот уже несколько лет я буквально вылавливаю таких школьников в младших классах и стараюсь планомерно работать с ними. К сожалению, быстро приходит равнодушие – в подростковом возрасте другие проблемы. А обучающиеся 5-6-х классов проявляют себя с удовольствием, им все ново, все интересно.В школе №2117 накоплен большой опыт участия в различных интеллектуальных соревнованиях: олимпиады «Наше наследие», «Свеча России», Московская компетентностная олимпиада, Кубок игр на Воробьевых горах и другие. Командные интеллектуальные игры дают необыкновенную возможность научиться слушать друг друга, сорадоваться и сопереживать.Мои ученики достаточно азартны и любят выигрывать. Но выиграть в борьбе с сильнейшими трудно, нужно научиться правильно оценивать и себя, и сложившуюся ситуацию. Заняв, например, 10-е место среди 45 команд Москвы, ребята тихо радуются: «Надо же, а мы все-таки можем!» А перед игрой заочного полуфинала «Свечи России» капитан команды заметила: «Мы вряд ли выиграем – знаем маловато, но ведь из игры мы непременно для себя что-то новое узнаем, чему-то научимся». Сказано это было не для учителя, искренность этой девочки не вызывает сомнений.Как часто после спортивных соревнований кипит в классе эмоциональный шквал: взаимные обвинения, слезы. Не все умеют переживать поражение. В результате отношения в классе еще больше накаляются. Пусть не единственная моя цель, но все-таки «сопутствующая воспитательная» – научить достойно переживать поражение, не казнить друг друга, а делать правильные выводы на будущее.И вот они, первые итоги: в апреле команда 5-6-х классов нашей школы заняла 2-е место в финале Кубка игр на Воробьевых горах. Не могу сказать, что этому предшествовали усиленные тренировки, но мы собрали хорошую команду, которая имеет опыт участия в разных интеллектуальных конкурсах и соревнованиях. Скажу честно: несмотря на помощь организаторам в качестве члена жюри, я даже не поинтересовалась номером своей команды, чтобы не знать ничего о количестве набранных ею баллов. Ребята, как всегда, были уравновешенны, так что догадаться, насколько успешно они отвечают, по выражениям лиц я никак не могла. Настало время огласить итоги. Борис Леонидович Хейфец, как обычно, начал с последних результатов. Команды наших обучающихся в числе последних двадцати не оказалось, и лица стали веселее: «Ага, все-таки вошли в двадцатку!» Потихоньку список дошел до третьего места. Нас опять нет. Лица детей уже стали не розовые от волнения, а красные, а я тихо бормотала: «Неужели нас забыли?» Когда добрались до второго места, ликование было неумолимым. Получили кубок, медаль, а чей-то знакомый голос прошептал: «А ведь до первого места нам не хватило всего 3 баллов…»Радостные эмоциональные переживания захлестнули всех по дороге домой: кто-то одухотворенно улыбался, кто-то голосил на весь автобус. Прохожие улыбались, дети делились радостью с окружающим миром, даже отвечали на вопросы. Уставшие люди не отводили глаза, а удивлялись жизнерадостности и уровню беседы.Как часто затягивают нас среда, работа, кажется, что все неизменно и уныло. Наша учительская профессия дает нам прекрасную возможность изменить этот мир, расцветить его яркими красками. Только нужно неустанно творить, быть лично заинтересованным в результате своего труда, вкладывать все усилия в самое главное наше богатство – человека.Ирина ИВАННИКОВА,учитель математики школы №2117

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте