Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В гимназии №175 столицы Татарстана произошла стрельба: есть жертвы
Российский дипломат спел легендарную песню «Катюша» в зале заседаний ОНН
Продолжительность уроков в брянских школах проверяет прокуратура
Минпросвещения: в регионы направлены рекомендации по усилению мер безопасности в образовательных учреждениях
Большинство россиян считают, что на пенсию нужно откладывать как можно раньше
В Волгограде школьники изобрели уникальных роботов и ранозаживляющую мазь на основе наночастиц меди
Программы по истории подвергнут тщательной проверке
Прохождение парадов Победы в российских регионах сфотографировали с космической орбиты
Эксперты рассказали об основных ошибках на ЕГЭ по обществознанию
В Белгородской области студенческие семьи при рождении ребенка могут претендовать на помощь в 100 тысяч рублей
В гимназии №175 столицы Татарстана произошла стрельба: есть жертвы Российский дипломат спел легендарную песню «Катюша» в зале заседаний ОНН Продолжительность уроков в брянских школах проверяет прокуратура Минпросвещения: в регионы направлены рекомендации по усилению мер безопасности в образовательных учреждениях Большинство россиян считают, что на пенсию нужно откладывать как можно раньше В Волгограде школьники изобрели уникальных роботов и ранозаживляющую мазь на основе наночастиц меди Программы по истории подвергнут тщательной проверке Прохождение парадов Победы в российских регионах сфотографировали с космической орбиты Эксперты рассказали об основных ошибках на ЕГЭ по обществознанию В Белгородской области студенческие семьи при рождении ребенка могут претендовать на помощь в 100 тысяч рублей
Методическая кухня

Интегрированный урок на примерах заданий из ОГЭ (математика + русский язык)

Дата: 01 октября 2020, 00:02
Автор:
Представляем вашему вниманию необычный урок по подготовке к ЕГЭ, разработанный Татьяной Ноздрюхиной, учителем высшей категории с 27-летним стажем работы. Татьяна Владимировна преподает математику в Раменской средней школе № 5 (Московская область).

Урок основан на технологии интегрированного обучения, которая дает более глубокое погружение в проблематику. Она оживляет интерес к предметам, интегрированным с математикой, развивает коммуникативные умения и навыки учеников: дети устанавливают эмоциональный контакт друг с другом, учатся работать в команде, слушать и слышать товарища. Урок предполагает переключение внимания, смену форм видов деятельности, в том числе релаксацию. И все это – на примерах заданий из ОГЭ. Таким образом у детей снимаются напряженность и тревога перед предстоящими экзаменами.

Тема: «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач».

Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.

Цели урока:

Образовательная: обобщение и систематизация ЗУН обучающихся по темам «Решение задач», «Языковой анализ текста»; закрепление языковедческого материала путем выполнения заданий к микротексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах для подготовки к ОГЭ, отработка умений и навыков при решении задач.

Развивающая: развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность, внимательность, быстроту реакции, творческое воображение; развивать принципы мыслительной деятельности, развивать грамотность речи, правильность написания математических терминов; развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, культуру поведения; воспитывать интерес к русскому языку и математике; повышать интерес к предмету через нетрадиционные формы обучения.

Форма организации урока: урок-практикум.

Техническое оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал

Обозначение в конспекте урока: М– слова учителя математики, Р – слова учителя русского языка

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Р.: Урок русского языка и урок математики… «Что их может объединять?» … Перед началом урока у нас возник спор:

М.: Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?
Писать стихи… Но разве это труд?

Р.: Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких-то формул, множества нулей.
А слово нужное! Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.

Р.: ОГЭ по русскому важней намного
Даст он им путевку в институт
15.3, союзы, подчиненья скоро
Придется вам, ребята проходить.

М.И математика – экзамен важный:
3 модуля решать им предстоит
Системы, уравнения, графики
Порог ОГЭ помогут преступить

Р.: Мои друг, не надо ссор
Не разрешить нам этот спор

М.: Решение всего одно
И лишь в гармонии оно.

Р.: Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Наверное, вы ждёте, когда же из нас кто-нибудь начнёт урок математики или русского языка. Верно? Сегодня будет всё не так. Сегодня мы будем вести урок вместе! Неожиданно? Согласна! Конечно, это будет не совсем обычный урок: два учителя по разным предметам. А мы решили попробовать, что же из этого получится.

М.: А вы как думаете, что из этого получится? Я предлагаю вам поделиться своими ожиданиями об этом уроке, ответьте нам на вопрос «Что вы ожидаете от урока?». Сформулируйте ответ одним словом, попробуйте.

II. Подведение к теме урока

Р.: На своих уроках мы редко говорим о других науках. А в жизни – наоборот, нам часто приходится решать вопросы разных областей знаний. Для того чтобы решить математическую задачу, нам нужны не только математические знания, но и определённая языковая культура, хорошее владение языком. Поэтому сегодня на уроке мы будем рассматривать математические задачи с позиции русского языка.

М.: Действительно, на уроках математики мы решаем уравнения, неравенства, текстовые задачи и т.д. Порой, не обращаем внимание на лексические значения слов, что затрудняет понимание условия задач. А ведь даже запятая или слово, поставленное в другом месте, меняет условие.

Чем лучше человек умеет работать с текстом, тем лучше он умеет решать математические задачи. Поэтому тема нашего урока «Подготовка к ОГЭ: работа с микротекстом на примере математических задач».

А эпиграфом нашего урока будут слова «Без слов и грамматики не учат математике».

Р.: Ребята, давайте запишем число и тему урока в ваши рабочие листы.

М.: Ребята, внимательно посмотрите на тему и попытайтесь сформулировать цель урока. (Разберем текст по заданиям ОГЭ на примере математических задач. Потренируемся в решении отдельных заданий.)

III. Словарная работа.

Р.: Начнем мы нашу работу со словарного диктанта.

Вставьте пропущенные буквы
К..сательная к окружности, равн..бедре..ый треугольник, арифметическая прогре..ия, диагональ пара..елогра..а, выехали одновреме..о, координатная пр..мая, хорда ..кружности, пр..моугольный треугольник.

Проверяет вашу работу сосед справа, а затем вы поставите себе баллы за задание в Листе самооценки по 5-балльной системе.

Распределительный диктант.

В данных словосочетаниях определите способ связи, указав определенную цифру. (слайд 1 -, 2 -, 3 -). Прежде чем мы приступим к выполнению этого задания, давайте вспомним способы связи. Какие способы вы знаете? (согласование – способ связи при котором при изменении формы главного слова изменяется и зависимое; управление – способ связи при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже; примыкание – способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу). Обменяйтесь тетрадями, проверьте (взаимопроверка). Поднимите руки те, кто сделал все правильно. Поставьте себе баллы за задание в Листе самооценке по 5 бальной системе.

Какое задание мы повторили в рамках подготовки к ОГЭ (7)

IV. Работа с терминами.

М.: Ребята, вы, наверное, сразу догадались, что все эти слова относятся к математике.  Давайте вспомним определения всех этих понятий.

Задание: Установите соответствие

А. Касательная к окружности 1. Прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку.
Б. Равнобедренный треугольник 2. Последовательность, каждый член который, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложному с одним и тем же числом.
В. Арифметическая прогрессия 3. Отрезок, соединяющий две точки окружности
Г. Диагональ параллелограмма 4. Треугольник, в котором один угол прямой
Д. Координатная прямая 5. Это треугольник, у которого две стороны равны
Е. Хорда окружности 6. Прямая, с выбранными на ней началом отсчета единичным отрезком и направлением.
Ж. Прямоугольный треугольник 7. Отрезок, соединяющий две вершины, не лежащие на одной стороне

 

 

 

 

 

 

 

 


Правильный ответ

А Б В Г Д Е Ж
1 5 2 7 6 3 4

Проверьте по слайду правильно ли вы сделали, передайте работу соседу слева. Поднимите руку, кто сделал верно.
Поставьте себе баллы за задание в Листе самооценке по 5 бальной системе.

V. Работа с синтаксическими конструкциями.

Р.: Ребята, вы сейчас вспоминали математические определения слов. А если рассмотреть эти определения с точки зрения русского языка. Внимательно просмотрите определения и скажите, чем осложнены данные предложения? (Простые предложения осложнены обособленными определениями и обстоятельствами.) Задание 9.

Выполнив это задание, мы повторили синтаксические конструкции, встречающиеся в 9 задании ОГЭ.

М.: Давайте отдельно остановимся на прямоугольном треугольнике.
Расскажи все, что знаете о прямоугольном треугольнике. В каких заданиях ОГЭ могут пригодиться эти знания? (задания по геометрии )

Без знаний теории мы не можем решать задачи, и следующее задание:
Какое из следующих утверждений верно?

  1. Гипотенуза прямоугольного треугольника меньше его катета (нет)
  2. Середина гипотенузы прямоугольного треугольника равноудалена от всех его вершин (да)
  3. Если квадрат большей стороны треугольника больше суммы квадратов двух других его сторон, то треугольник прямоугольный (нет)
  4. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90° (да)
  5. Треугольник АВС, у которого АВ = 12, ВС = 5, АС = 13, является прямоугольным (да)

 Проверьте и поставьте себе баллы за задание в Листе самооценке по 5 бальной системе.

Обоснуйте выбор пункта №2

Радиус описанной около прямоугольного треугольника окружности равен длине медианы, проведенной к гипотенузе.

В заданиях ОГЭ не только геометрические задания, но и задания из алгебры. Я сейчас мы предлагаем вам решить текстовую задачу, применив знания не только из области математики, но и русского языка.

VI. Языковой анализ текста.

Р.: Поработаем с текстом математической задачи.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Из А в В по течению реки отправился деревянный плот. (2) А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  (3) К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. (4) Пристань А расположена в 120 км. от пристани В.  (5) Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. (6) Ответ дайте в км/ч.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет? (5)
    Ответ:____________________
  1. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение»? (2) Ответ:____________________
  1. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
    Ответ: расположена
  1. Замените словосочетание «деревянный плот», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление». Напишите получившееся словосочетание.
    Ответ: плот из дерева
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
    Ответ: отправилась яхта, повернула и возвратилась
  1. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите нмер этого предложения.
    Ответ: 2
  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
    Ответ: 2
  1. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
    Ответ: 5

Р.: Проверим. Какие задания повторили?

М.:. Текстовые задачи – наиболее трудный раздел математики. Для того, чтобы решить задачу необходимо:
понять смысл происходящего;
установить связь между объектами;
выбрать из текста задачи дополнительную информацию.

Прочитайте условие задачи и заполните таблицу известными данными.

Из А в В по течению реки отправился плот. А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. Пристань А расположена в 120 км. от пристани В.  Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.

S (км) v (км/ч) t (ч)
Плот
Яхта (по течению)
Яхта (против течения)

 

 

 

 

У доски _________________
Вспомогательный материал:
– Составьте и решите уравнение.
– Запишите ответ.

М.: Чтобы правильно решить такую текстовую задачу, нужно внимательно ее прочитать и понять смысл, чтобы не сделать ошибок.

VII. самостоятельная работа с взаимопроверкой. (5 вариантов)

Р.: Сейчас решим 2-. задачу самостоятельно, выполнив задания по русскому языку и математике по вариантам.

  • этап работы (не забудь себя оценить!)

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

  • вариант
  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Прочитайте текст и выполните задания.
    1) Вел…сипедист выехал с постоя…ой скор…стью из города А в город B  ра…тояние между которыми 224 км. 2) Отдохнув он отправился обратно из А ув…личив скор…сть на 2 км/ч. 3) По пути он сделал остановку на 2 часа в результате чего затратил на обратный путь столько же врем…ни, сколько из А в В. 4) Найдите скорость вел…сипедиста из А в В.
  1. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующей согласной.
    Ответ:
  1. Замените словосочетание «обратный путь» (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «примыкание». Напишите получившееся словосочетание.
    Ответ:
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
    Ответ:
  2. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
    Ответ:
Действия Отметка о выполнении
Верно выполнено задание 1
Верно выполнено задание 2
Верно выполнено задание 3
Верно выполнено задание 4
Верно выполнено задание 5

Решите задачу

  1. Вел…сипедист выехал с постоя…ой скор…стью из города А в город B  ра…тояние между которыми 224 км.  Отдохнув он отправился обратно из А ув…личив скор…сть на 2 км/ч.  По пути он сделал остановку на 2 часа в результате чего затратил на обратный путь столько же врем…ни, сколько из А в В.  Найдите скорость вел…сипедиста из А в В.
v (км/ч) t (ч) S (км)
Вело А В х 224
Вело В А 224

Решение:

Ответ:

Действия Отметка о выполнении
Верно выполнено задание 1
Верно выполнено задание 2
Верно выполнено задание 3
Верно выполнено задание 4
Верно выполнено задание 5
  • этап работы (не забудь себя оценить!)

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

2 вариант

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.  Прочитайте текст и выполните задания.
    1) Пристани А и В ра…положе(нн,н)ы на озере ра(сс,с)тояние между ними 390 км. 2) Баржа отправилась с постоя(нн,н)ой скор…стью из А в В. 3) На следу…щий день после пр…бытия она отправилась обратно со скор…стью на 3 км/ч больше прежней сделав по пути остановку на 9 часов. 4) В результате она затратила на обратный путь столько же врем…ни, сколько на путь из А в В. 5) Найдите скор…сть баржи на пути из А в В.  6) Ответ дайте в км/ч.
  2. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
    Ответ:
  3. Замените словосочетание «обратный путь» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «примыкание». Напишите получившееся словосочетание.
    Ответ:
  4. Выпишите грамматическую основу предложения 6.
    Ответ:
  5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
    Ответ:
Действия Отметка о выполнении
Верно выполнено задание 1
Верно выполнено задание 2
Верно выполнено задание 3
Верно выполнено задание 4
Верно выполнено задание 5

Решите задачу

Пристани А и В ра…положе(нн,н)ы на озере ра(сс,с)тояние между ними 390 км. Баржа отправилась с постоя(нн,н)ой скор…стью из А в В.  На следу…щий день после пр…бытия она отправилась обратно со скор…стью на 3 км/ч больше прежней сделав по пути остановку на 9 часов.  В результате она затратила на обратный путь столько же врем…ни, сколько на путь из А в В.  Найдите скор…сть баржи на пути из А в В.  Ответ дайте в км/ч.

v (км/ч) t (ч) S (км)
 Из А в В х 390
 Из В в А 390

Решение:

Ответ:

Действия Отметка о выполнении
Верно выполнено задание 1
Верно выполнено задание 2
Верно выполнено задание 3
Верно выполнено задание 4
Верно выполнено задание 5

 

  • этап работы (не забудь себя оценить!)

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

3 вариант

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.  Прочитайте текст и выполните задания.
    1) Пристани A и B ра…положе(нн,н)ы на озере  ра(сс,с)тояние между ними 288 км. 2) Баржа отправилась с постоя(нн,н)ой скор…стью из A в B. 3) На следу…щий день после пр…бытия она отправилась обратно со скор…стью на 7 км/ч больше прежней  сделав по пути остановку на 14 часов. 4) В результате она затратила на обратный путь столько же врем…ни, сколько на путь из A в B. 5) Найдите скор…сть баржи на пути из A в B. 6) Ответ дайте в км/ч.
  2. Из предложений  1-3 выпишите слова, в которых  правописание приставки   зависит от последующей согласной.
    Ответ:
  3. Замените словосочетание «обратный путь» (предложение 4), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «примыкание». Напишите получившееся словосочетание.
    Ответ:
  4. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
    Ответ:
  5. Среди предложений 1-6 найдите бессоюзное сложное предложение (знаки препинания не расставлены). Запишите его номер.
    Ответ:
Действия Отметка о выполнении
Верно выполнено задание 1
Верно выполнено задание 2
Верно выполнено задание 3
Верно выполнено задание 4
Верно выполнено задание 5

 Решите задачу

Пристани A и B ра…положе(нн,н)ы на озере  ра(сс,с)тояние между ними 288 км.  Баржа отправилась с постоя(нн,н)ой скор…стью из A в B.  На следу…щий день после пр…бытия она отправилась обратно со скор…стью на 7 км/ч больше прежней  сделав по пути остановку на 14 часов.  В результате она затратила на обратный путь столько же врем…ни, сколько на путь из A в B.  Найдите скор…сть баржи на пути из A в B.  Ответ дайте в км/ч.

v (км/ч) t (ч) S (км)
 Из А в В х 288
 Из В в А 288

Решение:

Ответ:

Действия Отметка о выполнении
Верно выполнено задание 1
Верно выполнено задание 2
Верно выполнено задание 3
Верно выполнено задание 4
Верно выполнено задание 5
  • этап работы (не забудь себя оценить!)

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

4 вариант

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.  Прочитайте текст и выполните задания.
    1) Ра(сс,с)тояние между пристанями A и B равно 165 км. 2) Из A в B по течению реки отправился деревя(нн,н)ый плот а через 1 час (в) след за ним отправилась яхта которая пр…быв в пункт B тотчас повернула обратно и возвратилась в A. 3) К этому врем…ни плот прош…л 92 км. 4) Найдите скор…сть яхты в (не) подвижной воде если скор…сть течения реки равна 4 км/ч. 5) Ответ дайте в км/ч.
  2. Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
    Ответ:
  3. Замените словосочетание «деревя(нн,н)ый плот» (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление». Напишите получившееся словосочетание.
    Ответ:
  4. Укажите количество грамматических основ в предложении № 2. Ответ запишите цифрой
    Ответ:
  5. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
    Ответ:
Действия Отметка о выполнении
Верно выполнено задание 1
Верно выполнено задание 2
Верно выполнено задание 3
Верно выполнено задание 4
Верно выполнено задание 5


6. Решите задачу 

Ра(сс,с)тояние между пристанями A и B равно 165 км.  Из A в B по течению реки отправился деревя(нн,н)ый плот а через 1 час (в) след за ним отправилась яхта которая пр…быв в пункт  B тотчас повернула обратно и возвратилась в A.  К этому врем…ни плот прош…л 92 км. Найдите скор…сть яхты в (не) подвижной воде если скор…сть течения реки равна 4 км/ч.  Ответ дайте в км/ч.

v (км/ч) t (ч) S (км)
Плот
Яхта (по течению)
Яхта (против течения)

Решение:   v теч=      (км/ч);  v соб=      (км/ч);  v по теч=           (км/ч);   v пр теч=            (км/ч)

Ответ:

Действия Отметка о выполнении
Верно выполнено задание 1
Верно выполнено задание 2
Верно выполнено задание 3
Верно выполнено задание 4
Верно выполнено задание 5
  • этап работы (не забудь себя оценить!)

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

5 вариант

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Прочитайте текст и выполните задания.
    1) Ра(сс,с)тояние между пристанями А и В равно 120 км. 2) Из А в В по течению реки отправился деревя(нн,н)ый плот  а через час (в) след за ним отправилась яхта которая пр…быв в пункт В  тотчас повернула в обратный путь и возвратилась в А. 3) К этому врем…ни плот прош…л 52 км. 4) Найдите скор…сть яхты в (не)подвижной воде если скор…сть течения реки равна 2 км/ч. 5) Ответ дайте в км/ч.
  2. Из предложений №1-5  выпишите слово,  в котором правописание суффикса является исключением из правила.
    Ответ:
  3. Замените словосочетание «обратный путь» (предложение  2 ), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «примыкание». Напишите получившееся словосочетание.
    Ответ:
  4. Из предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение. Выпишите его номер.
    Ответ:
  5. Среди предложений 1-5 найдите предложение  с однородными членами. Выпишите его номер.
    Ответ:
Действия Отметка о выполнении
Верно выполнено задание 1
Верно выполнено задание 2
Верно выполнено задание 3
Верно выполнено задание 4
Верно выполнено задание 5

6. Решите задачу
Ра(сс,с)тояние между пристанями А и В равно 120 км.  Из А в В по течению реки отправился деревя(нн,н)ый плот  а через час (в) след за ним отправилась яхта которая пр…быв в пункт В  тотчас повернула в обратный путь и возвратилась в А.  К этому врем…ни плот прош…л 52 км. Найдите скор…сть яхты в (не)подвижной воде если скор…сть течения реки равна 2 км/ч.  Ответ дайте в км/ч.

v (км/ч) t (ч) S (км)
Плот
Яхта (по течению)
Яхта (против течения)

Решение:           v теч=      (км/ч);  v соб=      (км/ч);  v по теч=           (км/ч);   v пр теч=            (км/ч)

Ответ:

Действия Отметка о выполнении
Верно выполнено задание 1
Верно выполнено задание 2
Верно выполнено задание 3
Верно выполнено задание 4
Верно выполнено задание 5

Ответы: 1 вариант

  1. Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город B, расстояние между которыми 224 км. Отдохнув, он отправился обратно из А, увеличив скорость на 2 км/ч. По пути он сделал остановку на 2 часа, в результате чего затратил на обратный путь столько же времени, сколько из А в В. Найдите скорость велосипедиста из А в В.
  2. сделал
  3. путь обратно
  4. он отправился
  5. 2
v (км/ч) t (ч) S (км)
Вело А В х 224/х              Б 224
Вело В А х+2 224/(х+2)      М 224

Решение:     Р = 2 часа

224/х – 224/(х+2) = 2  умножим на х(х+2);            после преобразований получаем уравнение

х2+2х-224=0;               корни х1=14;    х2= -16 –не удовлетворяет условию задачи х>0

Ответ: 14 км/ч

Вариант 2

Ответы

  1. Пристани А и В расположены на озере, расстояние между ними 390 км. Баржа отправилась с постоянной скоростью из А в В.  На следующий день после прибытия она отправилась обратно со скоростью на 3 км/ч больше прежней, сделав по пути остановку на 9 часов.  В результате она затратила на обратный путь столько же времени, сколько на путь из А в В.  Найдите скорость баржи на пути из А в В.  Ответ дайте в км/ч.
  2. Прибытия
  3. Путь обратно
  4. Дайте
v (км/ч) t (ч) S (км)
из  А  в  В х 390/х               Б 390
из  В в  А х+3 390/(х+3)       М 390

Решение:               Р = 9 часов

390/х – 390/(х+3) = 9  умножим на х(х+3);            после преобразований получаем уравнение

х2+3х-130=0;               корни х1=10;    х2= -13 –не удовлетворяет условию задачи х>0

Ответ: 10 км/ч

Вариант 3

Ответы

  1. Пристани A и B расположены на озере, расстояние между ними 288 км. Баржа отправилась с постоянной скоростью из A в B. На следующий день после прибытия она отправилась обратно со скоростью на 7 км/ч больше прежней, сделав по пути остановку на 14 часов. В результате она затратила на обратный путь столько же времени, сколько на путь из A в B. Найдите скорость баржи на пути из A в B. Ответ дайте в км/ч.
  2. Расположены, расстояние
  3. Путь обратно
  4. Найдите
  5. 1
v (км/ч) t (ч) S (км)
из  А  в  В х 288/х              Б 288
из  В в  А х+7 288/(х+7)      М 288

Решение:                               Р = 14 часов

288/х  – 288/(х+7)  = 14  умножим на х(х+7);     после преобразований получаем уравнение

х2+7х-144=0;               корни х1=9;    х2= -16 –не удовлетворяет условию задачи х>0

Ответ: 9 км/ч

Вариант 4

Ответы:

  1. Расстояние между пристанями A и B равно 165 км. Из A в B по течению реки отправился деревянный плот, а через 1 час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт B, тотчас повернула обратно и возвратилась в A. К этому времени плот прошёл 92 км. Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 4 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
  2. Прибыв
  3. Плот из дерева
  4. 3
  5. 2
v (км/ч) t (ч) S (км)
Плот 4 23 92
Яхта (по течению) Х+4 165/(х+4) 165
 Яхта (против течения) Х-4 165/(х-4) 165

Решение:           vтеч =  4 (км/ч);  vсоб = х (км/ч);  vпо теч =  х+4 (км/ч);   vпр теч = х-4 (км/ч)

Время в пути яхты   23-1=22 часа

165/(х+4) + 165/(х-4) = 22    умножим на (х+4)(х-4);   после преобразований получаем уравнение

х2-15х-16=0;  корни х1=16;    х2= -1 – не удовлетворяет условию задачи х>0

Ответ: 16 км/ч

Вариант  5

Ответы:

  1. Расстояние между пристанями Аи В равно 120 км. Из А в В по течению реки отправился деревянный плот, а через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула в обратный путь  и возвратилась в А. К этому времени плот прошёл 52 км. Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.
  2. деревянный
  3. путь обратно
  4. 4
  5. 2

6.

v (км/ч) t (ч) S (км)
Плот 2 26 52
Яхта (по течению) х+2 120/(х+2) 120
 Яхта (против течения) х-2 120/(х-2) 120

Решение:           vтеч =  2 (км/ч);  vсоб = х (км/ч);  vпо теч =  х+2 (км/ч);   vпр теч= х-2 (км/ч)

Время в пути яхты  26 – 1 = 25 часов

х+2120/(х+2) + 120/(х-2) = 25    умножим на (х+2)(х-2);  после преобразований получаем уравнение

х2-48х-20=0;  корни х1=10;    х2= -0,4  –не удовлетворяет условию задачи х>0

Ответ: 10 км/ч

М.:  Давайте проверим правильность выполнения заданий для этого поменяемся группами , найдите свой вариант и сверьте его с ответвим. Оцените работу своего одноклассника.

Возвращайтесь на свои места и поставьте себе баллы за задание в Листе самооценке по 5 бальной системе по русскому языку и математике.

Р.: Итак, ребята, сегодня мы с вами увидели, что такие, казалось бы, разные предметы как русский язык и математика, имеют точки соприкосновения….

VIII. Подведение итогов урока.

М.: Давайте подведем итог урока. Ребята, обобщите, что мы повторили на нашем уроке? (Продолжили подготовку к ОГЭ, повторили задания ОГЭ)

 Подтвердились ли ваши ожидания? – напишите на стикерах о своих эмоциях, о своем отношении, настроении к сегодняшнему уроку. Хотите поставьте оценку сегодняшнему уроку, числом – это будет дань математике. Или словами – дань русскому языку. Приклейте на стенд.

IX. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания …. «Без слов и грамматики не учат математике».

Или

Сформулируйте условие задачи, алгоритм решения которой задаётся следующим выражением:

(S/12+S/16+S/24):(12+16+24).

Подберите к тексту задачи 2-3 вопроса в формате заданий ЕГЭ по русскому языку

                                                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист учащегося 9 «__» класса _____________________________

Тема урока_________________________________________________________

__________________________________________________________________

  • этап работы (не забудь себя оценить!)

Терминологический и цифровой диктант.

Вставьте пропущенные буквы и объясните Способ связи Шифр
К…сательная к окружности,
равн…бедре…ый треугольник,
арифметическая прогре…ия,
диагональ пара…елогра…а,
выехали одновреме…о,
координатная пр..мая,
хорда … кружности,
пр…моугольный треугольник

Шифр: 1 – согласование; 2 – управление; 3 – примыкание.

  • этап работы (не забудь себя оценить!)

Установите соответствие

А. Касательная к окружности 1. прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку.
Б. Равнобедренный треугольник 2. последовательность, каждый член который, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложному с одним и тем же числом.
В. Арифметическая прогрессия 3. отрезок, соединяющий две точки окружности
Г. Диагональ параллелограмма 4.  треугольник, в котором один угол прямой
Д. Координатная прямая 5. это треугольник, у которого две стороны равны
Е. Хорда окружности 6. прямая, с выбранными на ней началом отсчета единичным отрезком и направлением.
Ж. Прямоугольный треугольник 7.отрезок, соединяющий две вершины, не лежащие на одной стороне.

Ответ запишите в таблицу

А Б В Г Д Е Ж
  •  этап работы (не забудь себя оценить!)

Какое из следующих утверждений верно?

  1. Гипотенуза прямоугольного треугольника меньше его катета
  2. Середина гипотенузы прямоугольного треугольника равноудалена от всех его вершин
  3. Если квадрат большей стороны треугольника больше суммы квадратов двух других его сторон, то треугольник прямоугольный
  4. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90°
  5. Треугольник АВС, у которого АВ = 12, ВС = 5, АС = 13, является прямоугольным

Ответ:

  • этап работы (не оценивается)

Анализ текста

(1)Из А в В по течению реки отправился плот. (2)А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  (3)К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. (4)Пристань А расположена в 120 км. от пристани В.  (5)Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. (6)Ответ дайте в км/ч.

  1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет?
    Ответ:____________________
  1. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение»?
    Ответ:____________________
  1. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».
    Ответ:
  1. Замените словосочетание «деревянный плот», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление». Напишите получившееся словосочетание.
    Ответ:
  1. Выпишите грамматическую основу предложения 2.
    Ответ:
  1. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
    Ответ:
  1. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
    Ответ:
  1. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
    Ответ:

 Решение текстовой задачи

Из А в В по течению реки отправился плот. А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. Пристань А расположена в 120 км. от пристани В.  Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. Ответ дайте в км/ч.

v (км/ч) t (ч) S (км)
Плот
Яхта (по течению)
Яхта (против течения)

Вспомогательный материал:

Х (км/ч)- ___________________________(км/ч)- скорость течения реки

240² = 57600

√59536 = 244

Ответ:


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt