search
main
0

Интегрированные уроки Чтобы возвести новый этаж

Ядро гуманитарного образования должны составлять знания о человеке и человечности. И вот в Удельнинской гимназии пять лет назад был разработан курс “Человековедение”. За три года преподавания его было достигнуто многое. Цель курса, как и всех гуманитарных предметов, заключается в приобщении подрастающего поколения к культуре, пробуждении в нем тяги к добру, потребности в самосовершенствовании. Учащиеся познают себя, с тем чтобы сознательно подходить к определению дальнейшего жизненного пути. Изучение своих индивидуальных особенностей помогает ребятам анализировать собственные качества, поступки, критически оценивать себя с учетом требований, предъявляемых обществом, коллективом, семьей.
Успех нового курса зависит, безусловно, и от его содержания, и от стиля общения учителя с учащимися. Самое главное – это дискуссионность, диалогичность, доверительность, уважительное отношение к мнению учащегося. Проводя предварительные итоги, мы можем сделать важные выводы. Этот курс увлекает и ребят, и преподавателей.
Приобщение учащихся к богатству и многообразию человеческой культуры необходимо, поскольку культурный багаж помогает им найти себя.

Тема “Ощущения и восприятия”
Вопросы и задания
1. Почему человек не ощущает пылинок, которые падают ему на лицо?
2. В зале включены люстры, которые дают освещенность в 2 тысячи люксов. Заметят ли присутствующие, если освещенность изменится на двадцать пять люксов? Почему?
3. В цехе работает 60 станков. Сколько из них должно остановиться, чтобы мастер на слух мог это установить?
4. Юноша несет связку из десяти книг, каждая из которых весит 300 г. Заметит ли он, что связка стала тяжелее, если подложить ему еще брошюру весом в 80 г? Почему?
5. Почему самолет, “пойманный” лучами прожектора, нередко теряет управление и сбивается с курса?

Эксперимент. Роль осязания
Приготовьте из картона несколько небольших геометрических фигур – квадрат, треугольник, звездочку, пирамиду. Испытуемому завязывают глаза. Сначала кладут фигурки одну за другой на предплечье ближе к кисти руки, затем на ладонь и задают вопрос: “Что вы ощущаете в каждом случае?”

Тема “Память”
Непроизвольное запоминание
Эффект Зейгарника: учащиеся должны быстро и точно выполнять задания разного характера, решать математические задачи, загадки, лепить фигуры из пластилина, рисовать и т.п. Работа периодически прерывается, и задание меняется.
По окончании ученики перечисляют все выполнявшиеся задания. Выявляется отношение х : у, где х – число запомнившихся прерванных задач, а у – число запомнившихся завершенных задач.
Отношение может быть 1:9, 2:1.
Прерванные задачи запоминаются лучше завершенных примерно в 2 раза. Почему?

Произвольное запоминание. Эффект “края”
Например:
книга – окно,
ручка – тучка,
вилка – дело,
чашка – трава,
кошка – свечка и т.д.
Прослушать пары слов и постараться запомнить. Затем учитель читает первое слово каждой пары, а учащиеся должны вспомнить и записать второе слово. Каков результат? Почему?
Вопросы и задания
1. Понаблюдайте за собой и напишите небольшое сочинение “Особенности моей памяти”.
2. Запишите свое первое воспоминание. Почему запомнилось именно это?

Темы для дискуссии
В какой мере качества памяти предопределяют успехи в деятельности? Почему люди так охотно жалуются на свою память?
Правила обращения с памятью
1. Заучивайте с желанием знать и помнить.
2. Ставьте цель запомнить надолго.
3. Пользуйтесь смысловыми опорами, смысловыми группировками; кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
4. Начинайте повторять до того, как материал стал забываться. Помните слова К.Ушинского: “…понимающий природу памяти будет беспрестанно прибегать к повторениям, и не для того, чтобы починить развалившееся, но для того, чтобы укрепить здание и вывести на нем новый этаж”.
5. Заучивайте и повторяйте небольшими дозами.
6. Лучше учить по одному часу ежедневно, чем семь часов подряд в один день.
7. После математики учите историю, после физики – литературу; память любит разнообразие.
8. Когда учите, записывайте, рисуйте схемы, диаграммы, чертите графики, сравнивайте с тем, что знали раньше, – действуйте !
9. Изредка используйте мнемотехнику – искусственные приемы, облегчающие запоминание (цвет спектра, например, поможет не забыть такая фраза: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”).

Непроизвольная память
Задание 1
Укажите, в каком из слов (портной, подвал, труба, залы, антракт) есть буква “д”?
Задание воспринимается на слух, если прочитать слова и закрыть их рукой. Отвечать быстро.
Задание 2
Таня просила мужа купить мяса, масла, мыло и спички.
Он купил масло, сало, спички и мясо.
Что он забыл купить? Что купил лишнее?
Задание воспринимается на слух.

Ассоциативная память
Предложены три пары слов, обозначающих предметы. Работать с каждой парой по очереди. За пять минут укажите 20 сходных свойств двух предложенных предметов (общая окраска, встречаются только летом и т.д.);
1) самокат и мухомор;
2) стакан и петух;
3) кошка и яблоко.
В различных житейских ситуациях можно оценить память. Текст включает две игровые ситуации, в которых требуется кратковременное и долговременное запоминание.
Игра 1. Каждый игрок к фразе “Бабушка укладывает свой чемодан” прибавляет по одному слову (5 слов – одно очко, за каждое слово сверх – еще 1 очко, т.е. 2 очка за 6 слов, 3 – за семь слов и т.д.). Число игроков неограниченно.
Первый: Бабушка укладывает в свой чемодан хамелеона.
Второй: …хамелеона, подтяжки.
Третий: …хамелеона, подтяжки и книгу и т.д.
Первым выходит из игры тот, кто не сможет повторить в должном порядке все предметы или пропустит хотя бы одно слово.
Игра 2. Помните ли вы?
Быстро, не задумываясь, ответить на вопросы:
1. Кто был прожорлив, Гаргантюа или Пантагрюэль?
2. Легко ли вы распознаете голос друга по первым произнесенным им по телефону словам?
3. Сколько горбов у верблюда?
4. Каково значение числа “Пи” (с точностью до четырех десятичных знаков)?
5. Как зовут второго советского космонавта?
6. Назовите имя и отчество Достоевского?
За каждый верный ответ на вопросы 1, 3, 4, 5, 6 – 1 очко; за ответ “да” на вопрос 2 – 1 очко.
Ответы:
1. Гаргантюа и Пантагрюэль.
3. Есть и одногорбые, и двугорбые верблюды.
4. “Пи” = 3,1416.
5. Герман Титов.
6. Федор Михайлович Достоевский.

Тема “Воображение и мышление”
I. Вопросы и задания
1. Из девяти спичек составить четыре равносторонних треугольника, стороны которых равны длине спички.
2. Как вы понимаете слова С.Рубинштейна: “Воображать – это преображать”. Приведите примеры в их подтверждение.
II. Конкурсы-испытания
За четыре минуты сгруппируйте слова. Расположенные ниже слова разбейте на 13 групп по 3 слова в каждой, причем каждую группу (триаду) должно объединять что-то общее, например, слова “пруд”, “озеро”, “море” можно объединить в одну триаду:
1) красный, 2) песня, 3) платина, 4) радио, 5) луна, 6) молодость, 7) белый, 8) спица, 9) нож, 10) грузило, 11) вода, 12) слива, 13) крючок, 14) утка, 15) ноты 16) лимон, 17) газеты, 18) леска, 19) колесо, 20) спутник, 21) яблоко, 22) зеленый, 23) лед, 24) апельсин, 25) вилка, 26) солнце, 27) красота, 28) гусь, 29) телевидение, 30) серебро, 31) мандарин, 32) гитара, 33) ложка, 34) здоровье, 35) пар, 36) золото, 37) велосипед, 38) курица, 39) группа.
Прочтите правильно. Перед вами фразы, в которых перепутан порядок слов. Как быстро сумеете вы прочесть все предложения?
1. Весит, трех, “Электроника”, не, телевизор, более, килограммов.
2. Обратно, периоду, процесса, пропорциональна, частота, периодического.
3. Пожалуй, не, формой, человека, восхищался, бы, снежинок, который, нет, изумительной, найдется.
4. Две, цифры, да, единица, счисления, всего, нуль, в двоичной системе.
5. Загрязнение, растений, и, рек, морей, делает, рыб, непригодными, для, их, жизни.

Тема “Как решать задачу”
(рецепты в пословицах)
1. Чтобы решить задачу, необходимо в первую очередь…понять ее.
Кто плохо понимает, плохо отвечает.
Обдумайте цель, прежде чем начать.
С началом считается глупец, о конце думает мудрец.
2. Чтобы решить задачу, надо…сильно захотеть этого. Где есть желание, найдется путь.
3. Главное в решении задачи – составить план, наметить ход решения.
Усердие – мать удачи.
Перепробуйте все ключи в связке.
Мудрый превратит случай в удачу.
4. К осуществлению плана следует приступать своевременно: только тогда, когда он созреет, но не раньше.
Проверьте, прежде чем проиграть.
Испытайте, потом доверяйте.
Учтите, что желаемое мы охотно принимаем за действительное.
5. Возвращайтесь к уже решенной задаче.
Вторые мысли самые лучшие.
Итак, настойчивость, надежда, успех!
III. Диспут
Сравните следующие понятия: настойчивость и упрямство, скромность и застенчивость, гордость и тщеславие, самолюбие и себялюбие.

Тема “Внимание”
Вопросы и задания
I. Конкурс. Проверь и воспитай свое внимание
1. В шести квадратах размещены белые и черные кружочки. Вам дается минута времени, чтобы запомнить расположение кружочков в каждом из квадратов. Теперь закройте квадраты и попытайтесь по памяти нарисовать их и восстановить расположение кружочков в них.
2. Напишите сочинение “Особенности моего внимания”.
3. Составьте памятку “Как научиться быть внимательным”.
II. “Объем внимания”
1. Посмотрите на какую-либо незнакомую картину, открытку, рисунок в течение 3-4 секунд, затем перечислите предметы, которые запомнили.
2. На столе разложите 10-12 предметов, посмотрите на них 3-4 секунды отвернитесь и перечислите предметы, которые запомнили.
У большинства людей объем внимания равен 7 ╠ 2 предмета.

Тема “Личность и ее индивидуальные особенности”
Эмоциональный мир личности
I. Анкета: Что я предпочитаю переживать.
Назначение анкеты: данная анкета преследует цель установить такие различия, которые нельзя оценить в терминах “лучше” – “хуже”. Необходимо точно выполнить инструкцию.
Инструкция:
1) внимательно прочитайте перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которые вы больше всего любите испытывать. Если вы совершенно уверены в правильности своего ответа, заключите выписанный номер в кружок;
2) остальные номера расположите вправо по строчке в порядке предпочтения, которое вы отдаете этой эмоции перед другой;
3) отделите косой чертой номера тех эмоций, которые вы явно предпочитаете остальным.
Пример: 9, 8, 4, 6/5, 7, 2, 1, 10.
Перечень переживаний:
1. Чувство необычайного, таинственного, неизвестного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.
2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше.
3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься хороших результатов.
4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.
5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни.
6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей.
7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при постижении сути явлений, подтверждении ваших догадок и предложений.
8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в период борьбы, опасности.
9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых любишь и уважаешь. Когда видишь дружбу и взаимопонимание. Когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.
10. Эстетическое наслаждение, возникающее при восприятии природы, музыки, стихов и других произведений искусства.
II. Вопросы и задания
1. Сравните понятия “индивидуальность” и “личность”.
2. На вопрос “Кто я?” постарайтесь ответить 20 словами. Это могут быть существительные, прилагательные, которые, как вам кажется, вас характеризуют. Попросите на этот вопрос ответить ваших друзей, родителей. Сравните полученные ряды определений и сделайте вывод о совпадении самооценки с оценкой окружающих.
III. Эксперимент “Моя самооценка”
Внимательно прочтите слова, характеризующие отдельные качества личности (черты характера):
аккуратность, беспечность, вдумчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.
Составьте два ряда слов по 10-12 в каждом. В первый столбец – “Мой идеал” – поместите слова, которые характеризуют ваш идеал. Во второй – “Антиидеал” – слова, обозначающие черты, которыми идеал обладать не должен. Из 1-го и 2-го рядов выберите те черты, которыми вы, как вам кажется, обладаете.
Выбор по системе “да – нет”, независимо от степени выраженности характеристики.
Обработка результатов и выводы: число положительных черт, которые вы себе приписываете, поделите на число слов, помещенных в столбце “Мой идеал”. Если результат близок к 1 – скорее всего вы себя переоцениваете; результат, близкий к 0, – свидетельство недооценки и повышенной самокритичности; при результате, близком к 0,5, – нормальная средняя самооценка, вы достаточно критически себя воспринимаете.
Аналогично сравните отрицательные качества со столбцом “Антиидеал”.
Результат, близкий к 0, – завышенная самооценка, к 1 – заниженная, к 0,5 – средняя самооценка.
4. Напишите сочинение “Особенности моей личности: характер, воля, темперамент”.
IV. Дискуссия
На каком уровне развития – “песчаная россыпь”, “мягкая глина”, “мерцающий маяк”, “алый парус”, “горящий факел” – находится коллектив вашего класса?

Тема “Личность. Общество. Особенности межличностных отношений. Красота внешняя и внутренняя”
I. Диспут на тему: “Кого сегодня можно назвать рыцарем?”
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Каково современное значение понятия “рыцарство”? Не устарело ли оно? Не изжило ли себя?
2. Кого из героев современных литературы и кино можно назвать истинным рыцарем?
3. Можете ли вы сказать, что среди ваших товарищей есть такой, кого можно назвать истинным рыцарем?
4. Каково на сегодняшний день основное отличительное качество рыцаря?
5. Опишите образ той, которая способна вдохновить на рыцарство. Какими качествами должна обладать, по-вашему, спутница рыцаря?
II. Беседа не тему “Каково содержание понятий “девичья честь”, “женское достоинство”?
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Какое из следующих качеств ближе всего стоит к понятию “девичья честь”: гордость, чистота, независимость, душевная цельность, нетерпимость к пошлости, злу, женственность. Обоснуйте свой выбор.
2. Согласны ли вы с мнением, что прежде всего женщина является хранительницей нравственности общества? Если “да”, то как вы это понимаете.
3. Попытайтесь дать свои определения понятиям “женственность” и “мужественность”. Сопоставьте ваши формулировки с мнением родителей, друзей.

Тема “Товарищество и дружба”
I. Задумайтесь над следующими высказываниями о дружбе:
Друг всем – ничей друг (Аристотель).
Вероломный друг – самый опасный враг (Г.Филдинг).
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься (Л.Толстой).
…Хорошо было бы, чтобы человек смотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже (Сократ).
…Настоящий друг везде
Верен, в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит;
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям не сходны
Верный друг и льстец негодный…
(В.Шекспир)
Мы не столько нуждаемся в помощи от друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим (Демокрит).
II. Кодекс дружбы
По высказываниям великих людей о дружбе составьте кодекс чести друзей, из всех предложенных кодексов составляется один коллективный.
Первое условие для сближения – искренность (М.Пришвин).
…Истинные друзья… ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут (В.Белинский).
Друг должен принимать на себя часть огорчений друга (Эразм Роттердамский).
Друг тот, кто всякий раз, когда ты в нем нуждаешься, об этом догадывается (Ж.Ренар).
Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания (Цицерон).
Настоящая дружба правдива и отважна (Ф.Шиллер).
Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке, и прежде всего в самом себе, добро (В.Сухомлинский).

Тема “Любовь как высшее человеческое чувство”
1. Назовите литературные произведения о любви А.Пушкина, М.Лермонтова, М.Пришвина, Л.Толстого, Б.Шоу, В.Шекспира, И.Гете и др.
2. Выберите пословицы, поговорки, высказывания великих людей о любви, которые наиболее вам близки; объясните, что определило ваш выбор:
Любовь – самая сильная из всех страстей, потому что она одновременно завладевает головою, сердцем и телом (Вольтер).
Только влюбленный имеет право на звание человека (А.Блок).
Любой судьбе любовь дает отпор (М.Сервантес).
Природа сказала женщине: будь прекрасной, если можешь, мудрой, если хочешь; но благоразумной ты должна быть непременно (П.Бомарше).
Не любит тот, кто про любовь всем трубит (В.Шекспир).
Любить – это значит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении (А.де Сент-Экзюпери).
3. Просмотр кинофильмов, их обсуждение (“Школьный вальс”, “Вам и не снилось”) или конференция по повести Г.Щербаковой “Вам и не снилось”.
4. Диспут на тему “Нравственный кодекс любви”: каков он?

Тема “Счастье – это…”
Материалы к уроку
Анкета (примерные вопросы):
1. Доводилось ли вам встречать счастливых людей?
2. Считаете ли вы счастливым себя? Если нет, то чего вам не хватает для “полноты счастья”? Что вы делаете, для того чтобы стать счастливым?
3. Дайте определение счастья: “Счастье – это…”
а) одним словом;
б) одним предложением;
в) изобразите схематически.
4. Что включает в себя это понятие? Поставьте на 1, 2, 3-е и т.д. места (цифрами) в зависимости от важности для вас лично синонимы счастья:
– интересная работа; взаимопонимание с близкими людьми; любовь; хорошая, дружная семья; достаток; чувство нужности людям.
5. Могли бы вы быть счастливы, живя с любимым человеком на необитаемом острове? (Обоснуйте свой ответ).
6. Каков, по-вашему, идеал счастливой мужской (женской) судьбы?
Подумайте над высказываниями:
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное (Платон).
Говорят, что несчастье – хорошая школа, может быть. Но счастье – лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному (А.Пушкин).
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей (Д.Дидро).
Счастье – это когда тебя понимают… (из кинофильма “Доживем до понедельника”).

Ирина ГУБСКАЯ,
Наталья ЩЕРБАКОВА,
учителя человековедения

Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте