search
Топ 10

Интеграция общего и дополнительного образования. Ноу-хау Южного округа

Коллегия московского Департамента образования обсудила «Развитие дополнительного образования в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы (из опыта работы Южного окружного управления образования)». В решении коллегии отмечено, что в соответствии с городской целевой программой «Столичное образование-4» Южное окружное управление образования, руководители образовательных учреждений проводят целенаправленную работу по реализации задач повышения роли дополнительного образования детей в деятельности образовательных учреждений, дальнейшей интеграции основного общего и дополнительного образования.

Коллегия МДО одобрила опыт работы Южного окружного управления образования, утвердила предложенное им Положение о блоке дополнительного образования – структурном подразделении государственного образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, в качестве примерного и рекомендовала его для использования в работе. Начальникам окружных управлений рекомендовано изучить опыт ЮОУО и создать окружные программы развития дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях.

Управлению воспитания и дополнительного образования МДО поручено организовать работу по распространению опыта ЮОУО, подготовить и провести городскую конференцию, семинар для заместителей начальников окружных управлений образования и руководителей методических центров на эту тему, а также организовать и провести городской смотр-конкурс организации дополнительного образования в образовательных учреждениях.

Нина МИНЬКО, начальник Южного окружного управления образования:

– В 1997 году благодаря поддержке Департамента образования в нашем округе была развернута в экспериментальном порядке работа по созданию блоков дополнительного образования как структурных подразделений образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы на бюджетной основе во всех окружных образовательных учреждениях – школах, детских домах, школах-интернатах, центрах лечебной педагогики и так далее. Целью эксперимента стало обеспечение доступности дополнительного образования и повышение тем самым качества общего образования. В результате уже в 1997 году произошел количественный скачок по охвату детей допобразованием в 3,5 раза. Если в 1994-1995 учебном году им занимались 18700, то в 1998-1999-м уже 71831, а в 2004-2005-м 133907 учащихся. Такая разница по количеству детей позволяет дать количественную оценку социальной потребности в дополнительном образовании детей.

Мы провели специальное исследование на предмет установления преимуществ, которые имеют БДО по сравнению с внешкольными учреждениями допобразования, и сделали вывод, что блоки на базе учебного заведения имеют несомненные преимущества. Сегодня в округе блок допобразования – структурное подразделение государственного образовательного учреждения, реализующее как образовательные программы, так и различные образовательные программы дополнительного образования детей за пределами определяющих его статус основных (базовых) образовательных программ. В отличие от традиционной, так называемой филиальной модели, кадровое формирование БДО осуществляет директор образовательного учреждения, принимая на работу педагога допобразования с соответствующей записью в трудовой книжке или оформляя учителей-предметников педагогами допобразования путем внутреннего совмещения с обязательным проведением тарификации педагогов БДО. Директор образовательного учреждения утверждает штатное расписание БДО, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним, несет ответственность за уровень квалификации работников БДО.

Социальную потребность нельзя удовлетворить с помощью филиальной модели потому, что она в 4-5 раз выше, чем среднегодовая пропускная способность всех специализированных учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, спорта и муниципальных досуговых клубов округа. Кроме того, сеть филиалов создает большие трудности в решении кадровых вопросов, при контроле режима и качества работы, на филиалах очень трудно развивать перспективные виды деятельности, которые сложны и технически, и организационно.

Результатом эксперимента стало создание двухуровневой системы дополнительного образования, включающей в себя специализированные учреждения дополнительного образования (их 15) и блоки допобразования в учреждениях, реализующих образовательные программы. Кроме того, мы можем сказать, что нынче успешно реализуются принципы системного подхода в развитии образовательного пространства дополнительного образования на территории округа. Например, в районе Нагорное нет учреждений допобразования для детей, поэтому там создание БДО решает проблему территориальной доступности к нему. В районе Нагатино-Садовники есть центр «Юный техник», и здесь создание БДО расширяет тематическое поле, в результате выстраивается образовательное пространство в соответствии с социальным запросом населения. В районе Зябликово есть многопрофильное учреждение ЦРТДЮ «Радужный» и 16 БДО, поэтому учреждение создает условия для занятий на уровне допрофессиональной и профессиональной подготовки, а БДО обеспечивают максимальный охват детей допобразованием. Такое взаимодополнение дает уникальную возможность обеспечить на больших территориях оптимизацию тематико-возрастного поля.

Организация дополнительного образования детей в образовательном учреждении – совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная работа. С созданием БДО в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, появилась реальная возможность перехода от разрозненного набора воспитательных мероприятий, кружков, секций и факультативов к выстраиванию целостного образовательного пространства. Статистические данные по охвату детей из многодетных семей (85%) и детей, состоящих в инспекциях по делам несовершеннолетних (98%), показывают, что получающие допобразование в БДО имеют более широкий спектр услуг (группы продленного дня, бесплатное питание и так далее), а дети-инвалиды (83%) заняты допобразованием в БДО на базе школ-интернатов, коррекционных школ, ЦЛПиДО, применяющих соответствующие методики. Все это – еще одно подтверждение больших возможностей БДО в решении проблемы доступности дополнительного образования для всех категорий обучающихся.

В БДО в Южном округе работают 4006 педагогов, из них около 900 в возрасте до 30 лет. 920 – от 30 до 40 лет, 1093 – от 40 до 50 лет. Организация блоков позволяет привлекать внешних совместителей – специалистов в различных областях дополнительного образования (78%), год от года увеличивается количество педагогов с высшим педагогическим образованием, 93% за последние пять лет повысили свою квалификацию на курсах, большинство (60%) аттестованы и имеют квалификационную категорию, причем 19% – высшую.

19 образовательных учреждений округа, в которых есть БДО, имеют статус городских экспериментальных площадок по теме «Модель центра непрерывного профильного образования» и занимаются интеграцией основного и дополнительного образования. В 2006-2007 учебном году планируется открытие городских экспериментальных площадок по теме «Развитие дополнительного образования в условиях разнопрофильных учреждений» в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения для инвалидов-колясочников, коррекционной школе №991, детском доме №9. Дополнительное образование в разнопрофильных учреждениях – та сфера, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у воспитанников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей. Блок дополнительного образования расширяет воспитательные возможности и культурное пространство учреждений. Для воспитанников данных учреждений дополнительное пространство становится важнейшим средством обеспечения адекватного пространства для реализации индивидуальной образовательной траектории, способствует социализации и самореализации личности, дает актуальные прикладные навыки, создает возможности сознательной профориентации.

В разнопрофильных учреждениях Южного округа дополнительным образованием охвачены 2624 обучающихся по 8 направлениям и 48 видам деятельности, работают 103 педагога. 17 образовательных учреждений функционируют в режиме школы полного дня. В каждой школе блок дополнительного образования играет важную роль, обеспечивая доступное качественное дополнительное образование для 750 учебных групп, 11251 учащегося по 11 направлениям и различным видам деятельности.

В подобных учреждениях особую важность приобретают еще воспитательные и интеграционные функции, способствующие созданию воспитательной системы школы, обогащая и расширяя культурную среду образовательного учреждения.

Задача блока дополнительного образования в школе-интернате, коррекционном образовательном учреждении, школе полного дня и других учреждениях – не только гарантировать определенный уровень образования, воспитания и социальной защиты воспитаннику, но и предоставить ему шанс на успех в будущем.

В ходе эксперимента в округе четко отработан механизм организации деятельности блоков дополнительного образования в учреждениях, реализующих общеобразовательные программы. На основании ежегодного приказа ЮОУО и приказа директора образовательного учреждения БДО как структурное подразделение формируется при условии освоения более 27 недельных часов дополнительного образования с проведением тарификации. Ежегодная тарификация – обязательное условие для организации работ блока.

Нормативно-правовые условия деятельности БДО в образовательном учреждении – запись в Уставе учреждения, лицензия на право ведения образовательной деятельности БДО, Положение о БДО, должностные инструкции сотрудников блока.

Непосредственное управление БДО осуществляет директор образовательного учреждения, а руководить его работой может ответственный в должности заместителя директора по допобразованию или руководитель структурного подразделения, которые назначаются приказом директора. Ответственный за БДО планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работ структурного подразделения.

В ходе экспериментальной деятельности разработана и предложена примерная номенклатура дел ответственного за БДО, включающая нормативно-правовую документацию (локальные акты), отчетно-финансовую документацию (тарификация, журналы, программы, расписание), отчетно-аналитическую документацию (аналитические справки, журналы контроля, мониторинг БДО).

Результатом работы блоков дополнительного образования в учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, стали следущие показатели:

высокий процент охвата детей образовательных учреждений различными видами деятельности дополнительного образования во второй половине дня (99,8% учреждений округа имеют блок дополнительного образования);

традиционно в Южном округе большое количество детей принимает участие в фестивале «Юные таланты Московии» – в VIII фестивале принимали участие 17615 учащихся из БДО, 2738 стали победителями;

два творческих коллектива БДО награждены профессиональным призом фестиваля «Юные таланты Московии» «Девочка на шаре» (музыкальная студия школы №623, танцевально-спортивный клуб «Дельта-данс» ПТУ-160);

с 2003 по 2005 годы звание «Образцовый детский коллектив» получили детские творческие коллективы восьми образовательных учреждений Южного округа (школы №№547, 578, 628, 858, 936, 1173, ЦО «Полюс» №504, лицей моды №341);

творческие достижения обучающихся в блоках дополнительного образования отмечены наградами фестивалей, соревнований городского, всероссийского и международного уровней (в 2004-2005 учебном году более 1400 детей участвовали в фестивалях и соревнованиях международного уровня, 130 творческих коллективов и команд стали победителями, на всероссийских фестивалях и соревнованиях из 900 участников – 300 творческих коллективов и команд стали победителями);

педагоги БДО активно участвуют и побеждают в таких конкурсах, как конкурс образовательных программ дополнительного образования детей, научно-методический потенциал дополнительного образования, «Педагог-внешкольник» (например, в окружном конкурсе художественного творчества педагогов дополнительного образования в 2005-2006 учебном году участвовали 119 педагогов из 74 образовательных учреждений, 61 педагог стал победителем).

Могу сказать, что нашу работу в округе видят, чувствуют и высоко оценивают. Например, для окружного научно-методического центра допобразования выделено 500 квадратных метров в доме-новостройке, а кроме того, нам отдали киноконцертный центр «Фестивальный», в котором мы сможем проводить окружные мероприятия.

Ольга БУРЛАКИНА, директор Центра лечебной педагогики и дифференциального обучения:

– Наш центр был открыт в 2003 году, он оказывает образовательные услуги детям-инвалидам с нарушением опорно-двигательной системы, а также детям с проблемами в психическом и физическом развитии. Сегодня в центре постоянно обучаются 240 детей в месяц, 190 – дети, имеющие инвалидность. Из них 35 учатся надомно, 38 получают основное образование в диагностических классах по коррекционному, развивающему обучению, 117 детям из различных районов Южного округа мы оказываем коррекционную помощь. Основная цель центра – создание обогащенной развивающей среды для детей-инвалидов, которые в силу своих ограниченных возможностей имеют узкий круг общения и часто воспитываются в условиях социальной изоляции. Одно из приоритетных направлений работы центра – организация и развитие блока дополнительного образования, который обеспечивает успешную социализацию и адаптацию ребенка к дальнейшей жизни. Главная задача педагогов в том, чтобы помочь ребенку полноценно прожить каждый день его единственного, неповторимого детства. Все обучающееся в центре занимаются различными видами дополнительного образования.

Ребенок включается в блок дополнительного образования на основе приоритета его интересов, дифференцированного подхода, учитывающего его потребности и интересы, ориентации на его индивидуальные особенности, доступность выполняемых видов деятельности и активное участие семьи в выборе направлений деятельности, личностного подхода к ребенку. Отличительная особенность работы блока допобразования – разработка индивидуальных маршрутов для детей-инвалидов по рекомендации специалистов психолого-медико-педагогического консилиума.

Работа в блоке дополнительного образования ведется по шести направлениям (17 видам деятельности, в 14 объединениях): физкультурно-спортивная, художественно-эстетическая, научно-техническая, социально-экономическая, культурологическая, естественно-научная.

Каждый ребенок обучается в 3-4 различных объединениях. Занятия проводятся индивидуально и малыми группами по 2-3 человека, группы формируются с учетом особенностей развития детей и их совместимости. 13 педагогов центра имеют специальное образование по работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Одно из важнейших направлений работы – спортивно-оздоровительная работа с детьми, имеющими проблемы в развитии, так как детей этой категории не принимают в массовые спортивные секции. В центре они могут заниматься в секциях: «Развивающие спортивные игры», «Общая физическая подготовка на основе подвижных игр», «Адаптивная физкультура».

Наибольшее количество детей занимаются в 10 объединениях художественно-эстетической направленности. Опыт показывает, что систематические занятия детей-инвалидов художественным творчеством помогают не только достичь хороших результатов в развитии их способностей, но и гармонизировать личность, помочь приобрести ей более оптимистический взгляд на жизнь, научить детей терпимости и доброжелательности, повысить их самооценку. Открывая для себя радость творчества, ребенок поэтапно меняет свою жизненную позицию и отношение к миру. Дети занимаются в творческих объединениях: «Декоративная обработка материалов», «Домовята» (изготовление мягких игрушек), «Моделирование из бумаги», «Волшебная ниточка» (вышивка по картону), «Караоке», «Веселые нотки». Многие с удовольствием посещают декоративную студию «Ботега», где занимаются керамикой, батиком, живописью, графикой.

На музыкальных занятиях педагоги используют элементы музыкальной терапии – специально созданные формулы музыкального самовнушения, а также песни, которые могут оказывать положительное воздействие на мироощущение ребенка, чьи двигательные и речевые возможности ограничены. Совокупность методов и приемов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных ребенку переживаний, помогают ему быть счастливым и востребованным обществом. Благодаря дополнительному образованию дети с особенностями в развитии могут получить подготовку по таким предметам, как компьютерная грамота, экономика, химия, физика, страноведение с изучением иностранного языка.

Ребята, обучающиеся в блоке дополнительного образования, неоднократно принимали участие в окружных, городских конкурсах и выставках, 62 стали лауреатами и дипломантами, а изостудия «Ботега» награждена дипломом фестиваля «Юные таланты Московии».

Елена ПАВЛОВА, заведующая методической лабораторией дополнительного образования ЮОУО:

– Необходимость методического обеспечения системы дополнительного образования сегодня очевидна, поскольку методическая оснащенность – условие эффективности, одно из средств достижения качества деятельности выстроенной системы, ее результатов. Сегодня деятельность методической службы полифункциональна. Она сочетает различные виды деятельности: управленческую и педагогическую, исследовательскую и дидактическую, методическую и организаторскую.

Для совершенствования организационно-методического и информационного обеспечения двухуровневой системы дополнительного образования в Южном учебном округе создана окружная методическая лаборатория дополнительного образования. Содержание деятельности лаборатории определено в окружной Программе развития системы дополнительного образования на 2005 – 2010 годы. Ключевые направления деятельности лаборатории – это научно-методическое сопровождение содержания дополнительного образования, повышение его эффективности и качества; развитие мониторинговой службы системы дополнительного образования; создание различных банков данных системы дополнительного образования; организация и развитие системы повышения квалификации педагогических работников; разработка и совершенствование нормативно-правовой документации для блоков дополнительного образования в учебных заведениях.

Задача научно-методического сопровождения решается в Южном округе комплексно методическими службами учреждений дополнительного образования и окружной методической лабораторией через выстраивание таких современных методических структур, как специализированные учреждения и объединения блоков дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений по профилю. Например, КЛЦ «Петрофлот» занимается военно-патриотическим направлением и морским делом, ДШИ «Родник» – вокально-хоровым искусством, ДШИ «Тутти» – инструментальным, ЦДТ «Логос» – декоративно-прикладным искусством, ЦДТ «Юный техник» развивает спортивно-техническое направление. Все учреждения дополнительного образования детей стали информационно-методическими центрами блоков допобразования. В рамках фестиваля «Юные таланты Московии» у нас создано 29 окружных методических объединений, которыми руководят методисты-кураторы по направлениям и видам деятельности системы дополнительного образования. Методическое сопровождение учреждениями дополнительного образования осуществляется и для массовых мероприятий, например, центр «Радужный» проводит в течение 10 лет окружной тур фестиваля «Надежда» для учащихся блоков допобразования разнопрофильных учреждений, а Дом туризма организует и проводит туристические слеты для детей-сирот.

Самое главное, что в округе выработан механизм совершенствования организационно-методического и информационного обеспечения деятельности блоков дополнительного образования.

На первом этапе мы с помощью электронной тарификации-мониторинга анализируем положение дел и выявляем те актуальные потребности в методической помощи, которая требуется для соблюдения норм учебной нагрузки детей, соответствия образовательных программ требованиям и содержанию дополнительного образования. По итогам тарификации на основе автоматизированной системы мониторинга мы создаем информационно-аналитические книги, например, книга «Тематика образовательных программ» позволяет определить образовательное пространство двухуровневой системы дополнительного образования, корректировать и планировать развитие различных направлений и видов деятельности детей. В результате удается охватить блоками дополнительного образования детей всех возрастных категорий. Скажем, центр детского творчества «Юный техник» специализируется по спортивно-техническому профилю, а блоки допобразования района Нагатино-Садовники реализуют социальные запросы детей по всему спектру тематического направления образовательных программ.

На втором этапе нам важно заниматься повышением качества и эффективности работы в блоках дополнительного образования, поэтому мы проводим для заместителей директоров по блоку допобразования или ответственных за это направление работы многочисленные семинары, «круглые столы»: «Систематизация управленческой деятельности», «Подготовка пакета документов для прохождения лицензирования», «Из опыта работы» и так далее. Кроме того, в практику работы вошли семинары и консультации для педагогов, методистов, заместителей директоров по теме «Разработка образовательной программы дополнительного образования детей». Как результат – педагоги блоков неоднократно становились лауреатами окружных конкурсов образовательных программ и научно-методических разработок по допобразованию детей.

Для профессионального роста педагогических и руководящих кадров в нашем округе на базе двух учреждений допобразования (ДШИ «Тутти», Дом детско-юношеского туризма и экскурсий) проводятся курсы повышения квалификации Московского института открытого образования, в центре детского творчества «Логос» мы ежегодно проводим окружные, всероссийские детские и педагогические конференции по различным видам декоративно-прикладного искусства. В этом году в школе-интернате №95 состоялся городской семинар «Развитие дополнительного образования в условиях школы-интерната».

Кроме того, для повышения качественного уровня существующих коллективов и выявления новых перспективных мы доработали окружную систему конкурсов и фестивалей таким образом, чтобы окружной тур фестиваля «Юные таланты Московии» проходил в два этапа. На первом – конкурсы проходят во всех школах, на втором – соревнуются коллективы. Причем начинающие среди начинающих, а «образцовые детские коллективы» и коллективы, награжденные призом «Девочка на шаре», с такими же.

На третьем этапе мы реализуем задачи кадрового сопровождения. В окружной методической лаборатории допобразования работают методисты по программно-методической деятельности, по редакционно-издательской, по информационно-аналитической деятельности, методисты по работе с блоками допобразования, по различным направлениям деятельности, например, кураторы по жанрам фестивалей и конкурсов, специалист-программист и специалисты по созданию банка данных.

Четвертый, заключительный этап – разработка методического продукта и его трансляция. Благодаря Управлению образования Южного округа педагоги и руководители образовательных учреждений имеют возможность использовать в работе ежегодные издания окружных сборников информационно-методических материалов по дополнительному образованию, где опубликованы нормативно-правовые документы, разработанные в округе локальные акты и документы, регламентирующие деятельность блоков дополнительного образования, разработанные методистами лаборатории методические рекомендации по отчетно-аналитической деятельности ответственных за блоки допобразования по разработке образовательных программ, серия материалов «Из опыта работы», а также сборники образовательных программ дополнительного образования детей. У нас в округе создан и пополняется банк данных по программно-методическим материалам системы дополнительного образования, ведется работа над созданием медиатеки дополнительного образования.

Татьяна ДАНИЛКИНА, директор школы №554:

– Сегодня значительно выросли образовательные потребности населения микрорайона, в частности, в области дополнительного образования. То, что в школе есть блок допобразования, часто становится для родителей важным аргументом при выборе школы для своего ребенка. У нас в школе такой блок есть, и мы реализуем программы по 7 направлениям, 22 видам деятельности, организуем работу 35 ученических объединений. В школе трудятся 29 педагогов дополнительного образования, причем для 64% – это основная должность. Руководит работой блока заместитель директора.

На заседании совета школы была разработана и утверждена управляющим советом модель нашего выпускника – выпускника школьного государства Ювента. Мы уже убедились, что задачи по формированию качеств личности успешнее реализуются в условиях интеграции общего и дополнительного образования. Три основных направления интеграции: по содержанию, по технологиям и формам.

Одно из важнейших направлений деятельности по созданию условий для самореализации личности мы осуществляем через элективные курсы, предпрофильное и профильное обучение в общем образовании, вариативную систему дополнительного образования и ученическое самоуправление – в воспитательной системе. Направления воспитывающей деятельности аналогичны направленностям дополнительного образования, а занятия в объединениях – одна из форм воспитательной работы на уровне класса, школы и социума.

Одна из распространенных форм – проведение клубных дней, которые позволяют учащимся проявить свои творческие способности, продемонстрировать сверстникам свои достижения. Знания и умения, полученные в условиях интеграции общего и дополнительного образования, успешно актуализируются в системе ученического самоуправления. Например, в департаменте массовой информации Ювенты активно работают учащиеся классов гуманитарного профиля, а также посещающие занятия объединения «Юный журналист» и художественную студию.

Чтобы определить, как влияет интеграция на состояние здоровья, успеваемость и развитие личности, мы регулярно проводим мониторинги. 71% детей утверждают, что знания, полученные на занятиях, успешно используют на уроках и наоборот. 30% учащихся ориентированы на профессиональный выбор. Эти данные убеждают нас в положительной роли процессов интеграции. Мы считаем, что общее и дополнительное образование – необходимые компоненты единого образовательного пространства школы, позволяющего успешно развивать познавательную, творческую и гражданскую активность ребенка.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту