search
main
0

Институты созданы, а дальше… “Дух демократии”

С 2000 г. развивается российско-канадский проект “Дух демократии”. Он предполагает обсуждение основных идей и принципов демократии на уроках граждановедения и обществознания, а также во внеурочной деятельности – на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах.
Почему он называется “Дух демократии”? Мы исходили из того, что основные демократические институты в России созданы. Пусть они не совершенны, но работают, их можно улучшать. Однако в наше сознание идеи демократии недостаточно проникли. На их обсуждение, прояснение, осознание и направлен данный проект.

Демократия – это значительно более широкое понятие, чем форма государственного правления. Хотя демократические институты и процедуры играют важную роль, дух демократии содержится в сложном комплексе идей, включающих в себя понятия свободы, общественного равенства и неравенства, надлежащей правовой процедуры, терпимости, личной неприкосновенности и общественного блага.
Задачи проекта: помочь учащимся более глубоко понять содержание этих идей; получить представление о том, как они возникли и развивались в человеческом обществе; о конфликтных ситуациях, порождаемых ими; об их роли в формировании и перестройке общественной жизни; о влиянии этих идей на выработку принципов сосуществования в рамках региона, государства, мирового сообщества.
Проект адресован российским преподавателям и учащимся средних школ, внешкольным общественным организациям, занимающимся вопросами гражданского образования и обладающим возможностями пользоваться материалами из сети “Интернет”.
В июне-июле 2001 г. в России прошли три стартовых семинара, которые имели ряд существенных отличий: во-первых, занятие вел не один тренер, как делается традиционно, а российско-канадская команда, состоящая из четырех человек (по два преподавателя с каждой стороны); во-вторых, на каждом занятии использовались компьютер и материалы подготовленного сайта; в-третьих, были затронуты необычные для российской школы темы: “Уважение многообразия”, “Неприкосновенность частной жизни”, “Сравнительный анализ общественных ценностей”, “Свобода и ее ограничения”, “Различные формы участия граждан в общественной жизни”; наконец, в-четвертых, методика проведения занятий была очень разнообразной, ролевая игра сочеталась с изучением документов. Короткая лекция заканчивалась “мозговым штурмом”. Выполнение задания в группе переходило в дискуссию. Составление графиков сменялось работой с понятийным аппаратом. Наконец, в-пятых, особое внимание уделялось установлению межпредметных связей в гражданском образовании (на занятиях использовались картины, изучался исторический материал, привлекалась художественная литература, анализировались различные нормативные акты. Каждое занятие строилось по определенной модели: начиналось с мотивационной ситуации (это могли быть история, статья из газеты, картина, необычный вопрос, цитата и т.п.). Затем шел ведущий методический прием (обычно с разделением всех участников на группы) – работа с документом, ролевая игра, дискуссия, обсуждение основных понятий, анализ статистических данных. После этого группы представляли результаты своей работы, происходило короткое обсуждение. После этого группы создавали собственные примеры (ситуации, набор вопросов, предлагали документы и ролевые игры).
Особый интерес у российских учителей вызвали темы, связанные с частной жизнью и социальным многообразием.
По той же модели строятся и занятия с учащимися: мотивация – обсуждение – работа с веб-сайтом или интернетом – итоговая деятельность или создание “продукта”.
В проекте участвуют школы Москвы и Московской области, а также Орловской и Самарской областей. Приглашаем к сотрудничеству другие регионы. Адрес нашего веб-сайта: www.unb.ca/democracy.

Наталия ВОСКРЕСЕНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте