Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Инновационный лифт: как работает Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Дата: 16 октября 2014, 20:15
Автор:

Фонд инфраструктурных и образовательных программ (входит в группу РОСНАНО) – некоммерческая организация, способствующая созданию инфраструктуры российской наноиндустрии и являющаяся частью системы российских институтов развития («инновационного лифта»). Финансирование Фонда осуществляется из средств федерального бюджета.

В 2014 году Фонд инфраструктурных и образовательных программ выступил в качестве Партнера Всероссийского конкурса «Учитель года России», который 5 октября торжественно отметил свой 25-летний юбилей.

По инициативе Фонда с 2012 года реализуется программа «Школьная лига РОСНАНО», направленная на продвижение в школах страны современных идей и лучшего опыта педагогов, умеющих заинтересовать детей естественнонаучным образованием, и тем самым открыть им дорогу в мир высоких технологий.

Сегодня членами Школьной лиги РОСНАНО являются 130 школ из разных регионов страны, и еще более 300 школ стали ее партнерами и кандидатами на отбор в основной состав. К работе в Школьной лиге подключены около 50 организаций и предприятий, большая часть которых – предприятия наноиндустрии. В 2013 году Школьная лига РОСНАНО получила статус Федеральной инновационной площадки по распространению наработанных ею образовательных практик.

Ежегодно в рамках Программы проводится 4 научно-практических конференции для учителей, более 20 дистанционных курсов повышения квалификации для учителей, в конкурсных программах каждый год принимают участие более тысячи школьников. Издается специализированный журнал о науке, современных технологиях и бизнесе «Я-Леонардо», публикуются книги и учебные пособия (издано 36 пособий, авторами которых выступили эксперты Программы, ее партнеры, учителя школ), разрабатываются новые учебные курсы профильной направленности (в настоящее время открыты для обучения 11 учебных курсов/модулей по открытому образованию, проектированию образовательных программ и методик, управлению образовательными учреждениями), открываются межшкольные лаборатории для учителей (на сегодняшний день действует 8 сетевых лабораторий).

Ключевым мероприятием Программы является ежегодная летняя школа \”Наноград\”.

В этом году четвертая по счету летняя школа была проведена с 1 по 10 июля в городе Тольятти. Численность участников составила 332 человека, из них 172 школьника из 49 школ 17 регионов Российской Федерации (в том числе из Сакского района Республики Крым), которые стали победителями предварительных отборочных конкурсов.

В 2014 году на летней школе свои кейсы (задачи) представили 10 предприятий, в том числе:

– ООО «Волжский машиностроительный завод» (кейс «Оптимизация бизнес процессов с использованием штампов (пресс-форм)»),

– ЗАО «Лада-Флект» (кейс «Разработка состава покрытия лопастей вентилятора для снижения уровня шума»),

– ООО «Нанолек» (кейс «Локализация полного цикла производства первой отечественной инактированной вакцины против вируса полиомиелита»),

– ЗАО «Оптоган» (кейс «Светодиодный светильник на основе технологии OPTOGAN Х10 – от лаборатории до клиента»),

– ОАО «СИБУР Холдинг», ЗАО «Тольятти» (кейс «Стратегия развития индустриального парка»),

– ООО «Хевел» (кейс «Проектирование сувенирного зарядного устройства на основе тонкопленочного фотоэлектрического модуля»).

Представители фирм-партнеров консультировали школьников в процессе работы и участвовали в приемке ее результатов. В защите проектов принимал участие председатель Правления РОСНАНО Анатолий Чубайс.

В рамках летней школы прошли десятки лекций для школьников и для учителей, работали 22 мастерские. В числе лекторов были:

– Адамов Евгений Олегович, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ (лекция «Ядерная энергетика: вчера сегодня, завтра»),

– Гринбаум Алексей Олегович, инженер-физик, CEA, Франция (лекция «Нанотехнологии в большом мире. Какова роль техники в обществе?»),

– Люблинская Ирина Ефимовна, Ph.D., Professor of Mathematics and Science Education, Department of Curriculum and Instruction School of Education College of Staten Island, NY, USA (лекции «Живая математика» на ладони – создание интерактивных апплетов для мобильных платформ в среде», «Новые стандарты школьного математического и естественнонаучного образования США», «Проектная деятельность как составная часть учебного процесса»),

– Пивоваров Игорь Олегович, генеральный директор ООО «ГемаКор» (лекция «Что такое предпринимательство? Стоит ли им заниматься? Ваше это или нет?»),

– Юшко Сергей Владимирович, генеральный директор ЗАО «Иновационно-производственный технопарк «Идея» (лекция «О развитии инноваций»).

«Наноград – 2014» показал, что к летней школе начали проявлять интерес крупные корпорации: в этом году в работе Нанограда приняли участие представители ГК «Росатом», а руководство ОАО «Автоваз» организовало посещение детьми научно-технического центра «Автоваза», которое прошло под личным руководством генерального директора Бу Инге Андерссона.

В рамках программы «Школьная лига РОСНАНО» разработана мини-лаборатория «Science-In-Box», предназначенная для проведения экспериментов в области нанотехнологий в общеобразовательных школах на предметах естественно-научного цикла и во внеурочной деятельности. Мини-лаборатория упакована в металлический кейс и содержит все необходимое для проведения опытов. Компоненты полностью безопасны для использования в образовательных целях учениками в присутствии преподавателей. Кейс официально разрешён для использования в образовательных учреждениях.

В качестве примеров книг и учебных пособий, издаваемых в рамках программы «Школьная лига РОСНАНО», можно привести следующие:

– Пособия и рабочие тетради «Диалогика стилей в науке. Химия» и «Диалогика стилей в науке. Физика»;

– Учебные материалы по курсу естествознания для 1-4 классов;

– Нескучные уроки. Обстоятельное изложение социо/игровых технологий обучения. Начальная школа;

– Дилеммы. Мини-ролевые игры про достижения нанотехнологий;

– Физический кружок для шестиклассников и семиклассников, а также многие другие.

Перечень вышедших публикаций представлен в медиатеке Программы, а печатные копии изданий можно приобрести в интернет-магазине.

Школы-партнеры программы «Школьная лига РОСНАНО» могут покупать учебные пособия, разрабатываемые в рамках Программы, со скидкой, а учителя школ-партнеров – использовать в своей работе расположенные на сайте Программы информационные материалы.

5 октября 2014 года в Государственном Кремлевском дворце на мероприятии, посвященном Международному дню учителя и итогам XXV Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» была размещена экспозиция, посвященная программе «Школьная лига РОСНАНО», а также представлена мини-лаборатория «Science-In-Box». Выставка вызвала интерес собравшихся педагогов, сотрудники Школьной лиги – Евгений Акинтьев и Александр Эпштейн – рассказывали о том, какие мероприятия для школьников и учителей проводятся в рамках Программы и как школе стать ее участником.

По случаю юбилея Всероссийского конкурса «Учитель года России» Фондом была инициирована серия публикаций на страницах нашего издания:

– О межпредметной учебной интеграции в Школьной лиге РОСНАНО,

– Стажировке учителей в Школьной лиге РОСНАНО,

– Социальное партнерство в образовании: взаимодействие школы с бизнес-структурами,

– Какой быть школе в эпоху нано-технологий,

– Содержательные линии междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» в рамках ФГОС ООО.

Еще одним образовательным проектом, который Фонд инфраструктурных и образовательных программ реализует совместно с Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова, является ежегодная Всероссийская интернет-олимпиада «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» для школьников, студентов и молодых ученых. Это единственная официальная нанотехнологическая олимпиада первого уровня, проводимая по комплексу предметов, включающему основные естественно-научные дисциплины (химия, физика, математика, биология).

В Олимпиаде может принять участие любой желающий в возрасте до 27 лет: школьник, студент, аспирант, учитель, молодой ученый, инженер, менеджер. Регистрация на Олимпиаду проходит в онлайн-режиме. Участие в соревновании является бесплатным на всех стадиях.

В жюри Олимпиады входят видные ученые и специалисты в области нанотехнологий, члены Российской Академии Наук, профессора МГУ имени М.В.Ломоносова, руководители инновационных компаний.

В соответствии с установочными документами Российского Совета олимпиад школьников и Минобрнауки России (письмо «Об установлении уровней олимпиад школьников»), Всероссийская интернет-олимпиада «Нанотехнологии – прорыв в будущее!» ежегодно подтверждает свой статус Олимпиады высшего уровня. Это значит, что победители Олимпиады из числа школьников смогут предъявлять свои дипломы и грамоты при поступлении в высшие учебные заведения, куда их должны принимать на льготной основе.

В 2013/2014 учебном году в Олимпиаде приняли участие школьники 6-11 классов, студенты, аспиранты, молодые ученые, учителя, преподаватели, энтузиасты развития нанотехнологий из Российской Федерации, стран СНГ и зарубежных государств.

В рамках Интеллектуального форума-олимпиады были организованы дополнительные конкурсы, которые позволили любому участнику в максимальной степени проявить свои силы, знания, опыт и творческие способности. Для школьников был организован прием и экспертиза проектных работ (конкурс Гениальные мысли). Для студентов, аспирантов и молодых ученых был проведен конкурс научно-исследовательских работ (конкурс НИР). На очном туре Олимпиады прошла школа-конференция участников с экспертизой проектных и творческих работ, обсуждением вопросов современного естественно-научного образования. Все победители и призеры Олимпиады получили дипломы, ценные призы и подарки.

VIII Всероссийская интернет-олимпиада в 2013/2014 году собрала более 13 600 участников-школьников 6-11 классов из 80 субъектов Российской Федерации и 5 стран СНГ. Как всегда, среди школьников были максимально представлены старшеклассники (10-11 класс), однако творческий характер Олимпиады и ранжирование заданий по параллелям обеспечило успешное участие и младшеклассников (7-9 класс), а дистанционный характер отборочных этапов дает возможность участия школьникам с ограниченными возможностями и участникам из самых отдаленных уголков нашей страны.

Особенностью Олимпиады 2013/2014 гг. явилось проведение предолимпийских сборов участников с чтением лекций и тестовым туром, полноценного конкурса проектных работ, при этом особенно много работ было связано с применением атомно – силовой микроскопии, а другие работы, по крайней мере, частично использовали уникальный каталог тем проектных работ, созданный для проведения Олимпиады на сайте www.nanometer.ru, который включает более 100 оригинальных тем.

В части создания кадровой инфраструктуры нанотехнологической отрасли, кроме довузовской подготовки и профориентационной работы, Фонд инфраструктурных и образовательных программ также осуществляет мероприятия, направленные на:

– организацию программ переподготовки инженерно-технических кадров нанотехнологических компаний по прямому заказу предприятий;

– разработку профессиональных стандартов для самых востребованных и наиболее перспективных профессий в наноиндустрии и подготовка инструментов для проверки соответствия сотрудников компаний тем квалификационным требованиям, которые эти профстандарты задают (то есть для оценки квалификаций);

– формирование системы дистанционного (электронного) образования в области нанотехнологий и управления инновациями: создание электронной среды, которая обеспечит максимальный доступ к программам профессиональной переподготовки для инженеров нанотехнологических компаний, а также для студентов, которые ощущают нехватку практических знаний;

– подготовку специалистов магистерского уровня на совместной базе исследовательских университетов и высокотехнологичных компаний инновационной направленности – проект «Разработка комплексной модели подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий наноиндустрии (с апробацией модели на базе МФТИ)».

Фонд инфраструктурных и образовательных программ разработал и реализует ряд проектов, направленных на популяризацию нанотехнологий, в том числе среди школьников и студентов. Выставка занимательных нанотехнологий «Смотрите, это – НАНО!» представляет мир нанотехнологий в яркой и доступной форме. Проводятся мастер-классы и другие мероприятия, направленные на развитие и поддержание интереса к предметной области нанотехнологий.

Помимо образовательной и популяризационной деятельности Фонд инфраструктурных и образовательных программ работает в следующих направлениях:

– развитие технологической инфраструктуры;

– развитие рынков инновационной продукции;

– стандартизация, сертификация и оценка безопасности нанотехнологической продукции;

– метрологическое обеспечение наноиндустрии;

– совершенствование законодательства в области развития инноваций.

Контактная информация:

– Фонд инфраструктурных и образовательных программ

сайт: http://www.rusnano.com

тел.:+7 (495) 988-53-88

e-mail: info@rusnano.com

адрес: 117036, Москва, проспект 60-летия Октября, д. 10а

– АНПО «Школьная лига»

сайт: http://schoolnano.ru

тел: +7 (812) 640-21-31

e-mail: liga@schoolnano.ru

адрес: 199034, Санкт-Петербург, 9-я линия В.О., д. 8, каб. 27

Внимание! В размещенных ниже файлах – учебное пособие А.Н. Юшкова  \”Загадки природы\” в четырех частях (подготовлено в рамках программы Школьная лига РОСНАНО).


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt