Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

«Инновационное развитие для качественного образования» – тема окружного педсовета в Зеленограде

УГ - Москва, №36 от 4 сентября 2012. Читать номер
Автор:

1 сентября в школы и детские сады Зеленограда пришли 23300 школьников и около 12 тысяч дошкольников. В этом году школы города провели большую работу и практически удовлетворили желание всех родителей зачислить своего ребенка в то или иное образовательное учреждение.

П​рошедший учебный год был стартовым в реализации государственной программы «Столичное образование» на 2012-2016 гг. Выделенные приоритеты позволяют актуализировать нашу работу по формированию единого образовательного пространства.В новом учебном году особое внимание будет уделено внедрению в практику работы дошкольного образования московского стандарта качества дошкольного образования, формированию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями по дошкольному образованию, преемственности дошкольного и начального школьного образования, изучению эффективности обеспечения преемственности в воспитании и обучении детей школ с дошкольным отделением, опыту новых форм предшкольного образования. В прошлом учебном году значительное внимание мы уделяли дальнейшему развитию вариативных форм дошкольного образования, оптимизации имеющихся ресурсов, были открыты дошкольные отделения в школах №804, 852, 1353, 1940. Как показал опыт, такое объединение позволило полнее использовать ресурсы как школ, так и детских садов (материально-технические, интеллектуальные), цифровые образовательные ресурсы на всех ступенях начиная с дошкольного образования. Запись детей в первые классы показывает хорошие перспективы этого направления деятельности как школ, так и детских садов.Все зеленоградские школы успешно реализуют ФГОС НОО, определены комплексные меры по переходу на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования уже на параллели 2-х классов и в пилотном режиме на параллели 3-х классов, внедрению стандарта основного общего образования в пилотном режиме в 5-х классах в 10 школах округа (№618, 1353, 1557, 1923, 2045, 1194, 852, 718, 853, 1528).Общеобразовательные учреждения продолжат реализацию в новом учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Мониторинг показал, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» востребован учащимися и их родителями.Начинающийся учебный год знаменателен тем, что отходит в прошлое бумажный вариант школьного журнала, идет активная работа по внедрению электронного журнала/электронного дневника во всех школах Зеленоградского округа. Большую роль в этой работе играют стажировочные площадки по этому направлению (школы №618, 1692, гимназия 1528).Информационная среда становится важнейшей составляющей для развития и взаимодействия учреждений образования и родительской общественности. Наша цель – сделать систему образования прозрачной и понятной для родителей. Основной инструмент достижения прозрачности – сайты управления, школ, дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования.В прошлом году был реализован масштабный проект поддержки образовательных учреждений-лидеров. Гранты Мэра Москвы были присуждены школам, учреждениям дополнительного образования, показавшим неоспоримо высокие результаты образовательной и воспитательной деятельности, – лицею №1557, школе №853, гимназии №1528. Школа №367, детский сад №2292 и Дворец творчества детей и молодежи получили гранты мэра за лучшие достижения в создании развивающей творческой социокультурной среды для обучающихся и воспитанников, коллектив детского сада №2290 победил в городском конкурсе «Детский сад года», заняв 1-е место в номинации «Детский сад для особого ребенка», школа №1692 стала лауреатом гранта Москвы на создание центра по работе с детьми по месту жительства.В Зеленограде создана сеть образовательных учреждений повышенного уровня, которые ориентированы на работу с интеллектуально одаренными детьми, успешно работает окружная лаборатория по психолого-педагогическому сопровождению одаренных учащихся на базе ЦПМСС, но базовой основой в системе выявления и поддержки одаренных детей стала Всероссийская олимпиада школьников. Общее количество участников окружных и региональных туров олимпиад за год выросло с 3049 человек до 5543. В творческих конкурсах принимают участие учащиеся и воспитанники всех 100% учреждений. 97% учреждений принимают участие в конкурсе «Виртуальный мир», все больший интерес вызывают конкурсы, связанные с исследовательской деятельностью учащихся (количество участников возросло в 4 раза), возросло количество участников конкурсов экологического направления, экономики.В рамках общественно значимых социальных и культурных мероприятий, организуемых префектурой Зеленоградского АО, управами районов, управлением образования, проходят различные конкурсные мероприятия, способствующие выявлению и поддержке одаренных детей. В 2012 году нам предстоит работать над увеличением количества образовательных учреждений, в которых учащиеся становились бы победителями и призерами предметных олимпиад и иных конкурсных мероприятий. В план включены мероприятия по развитию системы интенсивной подготовки наших ребят к успешным выступлениям на региональных, всероссийских и международных интеллектуальных соревнованиях. В рамках ПНП «Образование. Талантливая молодежь» стали победителями учащиеся лицея №1557, школ №853, 638, 842, 1913, ДЮЦ «Восток».В соответствии с Программой развития образования Москвы на 2012-2016 гг. нам предстоит активизировать работу по повышению интереса школьников к изучению предметов естественно-научного цикла, математики и информатики, формированию у учащихся мотивации к выбору сферы профессиональной деятельности, связанной с наукой, технологиями и техникой. Это особенно важно для дальнейшего социально-экономического развития Зеленограда – крупнейшего научно-исследовательского и промышленного центра микроэлектроники. Эти вопросы обсуждены на совместном совещании Научно-исследовательского университета «МИЭТ», управления образования и руководителей школ, где были определены совместные задачи на новый учебный год.За последнее время в округе последовательно выстраивается система общественно-государственного управления в системе образования, мы вместе реализовали комплекс мер по созданию и организации деятельности управляющих советов образовательных учреждении. Вместе с тем мы должны признать, что деятельность управляющих советов пока не удовлетворяет в полной мере ни руководителей, ни родителей. Мы все еще сталкиваемся с ситуацией, когда и родители, и коллектив учреждения мало что знают об их деятельности. Особенно это проявилось при принятии решения о реорганизации, когда управляющий совет фактически не может от имени родителей решать проблемы, касающиеся деятельности учреждения. Я думаю, именно сейчас происходит постепенный переход от понимания родителей как своеобразных спонсоров до общественного участия в управлении учреждением. Если работа выстроена правильно, то руководитель говорит: «Управляющий совет – моя защита и поддержка» и обсуждает коллегиально наиболее острые вопросы.Руководителям образовательных учреждений и родителям предстоит на деле осознать свою роль и свое участие в работе управляющих советов школ и детских садов. Необходимо деятельность управляющих советов сделать публичной, чтобы они стали коллегиальными органами, которые на деле будут содействовать развитию школы, детского садика, рациональному использованию выделяемых ОУ бюджетных средств.Реализация комплексного проекта модернизации образования должна стать стимулом повышения эффективности работы управляющих советов. Вместе с тем пока не все звенья учебного округа в полной мере соответствуют требованиям динамично развивающегося образования, что и составило проблемное поле для нашей совместной работы на предстоящий учебный год. Это:- неравенство возможностей доступа к качественным услугам дошкольного, общего и дополнительного образования;- отставание некоторых результатов от социально-образовательных запросов конкретных потребителей;- трудности учебной адаптации и интеграции в обществе детей-мигрантов;- ухудшение здоровья детей и подростков;- недостаточная эффективность социального партнерства в работе, направленной на профилактику асоциального поведения.Актуальные задачи на 2012-2013 учебный год: дальнейшая реализация государственной программы «Столичное образование» на 2012-2016 гг.; разработка и предъявление для обсуждения родительской и педагогической общественности программ развития образовательных комплексов (учреждений); реализация модели московской системы оценки качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования; оценка качества работы руководителя на основе рейтинга образовательных учреждений; повышение квалификации руководителей ОУ по организации и ведению бюджетной и внебюджетной деятельности; расширение возможностей для удовлетворения потребностей зеленоградских семей в дошкольном образовании, повышение удовлетворенности родителей его качеством; модернизация деятельности методической службы: обновление задач и функций в соответствии с актуальными потребностями системы образования и другие задачи, которые отражены в планах работы управления образования, методического центра и образовательных учреждений.Учебный округ активно работает над созданием образовательных комплексов. С начала 2012 года в округе реорганизовано 27 ОУ и создано в результате реорганизации 11 образовательных объединений. Сейчас в управление образования поступило еще около 30 совместных заявок, идет подготовительная работа, серьезное предварительное обсуждение идей интеграции по созданию территориальных и профильных образовательных комплексов.Интегрированные учебные центры есть во всем мире, они имеют много преимуществ. Такое объединение на более высоком уровне обеспечивает решение педагогических задач реализации предшкольного образования, преемственности дошкольного и начального общего образования, расширяются возможности использования кадровых ресурсов, более эффективного и рационального использования выделяемой субсидии, помещений учреждений, что позволяет открыть новые вариативные формы и дополнительные платные образовательные услуги по потребностям населения, безусловно, появляются новые возможности профильного и предпрофильного обучения в своем образовательном учреждении, активизируется формирование инфраструктуры инновационной деятельности. Для того чтобы решить все поставленные задачи, каждому учреждению необходимо разработать инновационную программу развития, нацеленную на повышение качества образовательной деятельности всех его структурных подразделений, формированию единого образовательного пространства – пространства новых возможностей.Очень важная задача – открытость к внешним измерениям результатов образовательной деятельности. Получить внешне объективную оценку качества образования в образовательном учреждении, возможность сравнить себя с другими учреждениями станет мощным мотивирующим фактором в его развитии. Только на основе внешних данных можно выстраивать рейтинг по результатам. Могу отметить, что у нас значительно увеличилось количество заявок от школ на проведение независимой городской диагностики, которую проводит Московский центр качества образования.Сегодня коллективы школ, детских садов, учреждений дополнительного образования конкурируют за ученика и воспитанника. Для того чтобы семьи сделали свой выбор образовательного учреждения, недостаточно просто находиться рядом с местом проживания ребенка. Важна устойчивая репутация как учреждения, где действительно качественно учат, где условия обучения комфортны для ребенка. Нам предстоит поэтапно реализовывать модель московской системы оценки качества общего образования и обеспечивать комплексный электронный мониторинг качества образования. В планах 2012 г. и реализация модели оценки качества работы по социализации личности. Открытость к внешним измерениям результатов образовательной деятельности – одна из главных задач нового учебного года.Жить в эпоху перемен всегда сложно. Мир так стремительно меняется, что наше сознание не всегда успевает принять эти перемены, понять их суть. Сегодня нам выпала участь жить в эту самую эпоху перемен. Каждый год в нашу систему образования вливаются новые дети. Они другие – со своими потребностями, способностями, возможностями. Темп жизни, динамично развивающаяся информационная среда формируют новую реальность, бросают новые вызовы и ставят перед образованием новые задачи. Для успешной реализации своих функций система зеленоградского образования должна быть в состоянии непрерывного обновления. Кадровый потенциал зеленоградского образования позволяет нам ставить серьезные задачи по развитию образования в округе. Давайте всегда помнить, что мы трудимся в столице, значит, и работать мы должны по-столичному!Анна ХАЛЕВА, начальник Зеленоградского окружного управления образования


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту