Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Инновации. Вот что нужно современному детскому саду

Учительская газета, №43 от 23 октября 2007. Читать номер
Автор:

Татьяна ГОРЛОВА, доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета:

– Идея разработки инновационной стратегии воспитания и обучения современных дошкольников появилась в нашем университете при проектировании стандартов педагогического образования нового поколения, когда возникла проблема выбора базового принципа, c помощью которого можно будет выстроить единую стратегию столичного образования. Это было связано с теми реформами, которые произошли в связи с вступлением России в Болонский процесс. Когда мы создали рабочую группу и начали разрабатывать концепции и модели подготовки педагога, имея в виду и высшее, и среднее общее, и профессиональное образование, то тут как раз и возникла проблема, которая состояла в поиске ответа на вопрос, что взять за базовый принцип. Мы поняли, что очень сложно говорить об одной программе изменения содержания, ведь сегодня в образовании есть и вариативность, и поликультурность, и многоязычие, и многое другое, что не позволяет идти старым путем. Свой выбор мы остановили на исследованиях современных детей, которые помогли бы нам создать единую концепцию, единую стратегию, единое направление в образовании.

Как же нынче изменились дети, стали ли они другими, а если да, то какими? Без ответа на этот вопрос, какие бы методы и приемы мы ни разрабатывали, они не будут эффективными, а образование не достигнет того уровня, на который нам бы хотелось ориентироваться. Вот так появилась проблема обучения детей, которая была рассмотрена на различных факультетах и кафедрах, при этом, конечно, большая роль принадлежала факультету дошкольной педагогики и психологии.

Первая проблема – социальная, наши дети не просто стали другими, они подвержены различным изменениям, и изменения, которые произошли за последние годы и в обществе, и в природе, оказали значительное влияние на молодое поколение. В первую очередь сказалось то, что мы живем в переходный период развития общества. Сейчас начинается информационный век в развитии общества, который пришел на смену постиндустриальному. Мы видим, как наши дети – и малыши, и подростки – испытывают серьезные трудности, ориентируясь в огромном информационном пространстве, и наша цель состоит в том, чтобы научить подрастающее поколение свободно ориентироваться в информационном потоке, не оставаться в его власти, слепо подчиняясь его законам, а достойно управлять им на благо себя и окружающих. Это наша основная цель, а главная проблема состоит в том, чтобы готовить наших детей к жизни в информационном обществе.

Сегодня очень много говорят о детях-индиго, порой родители приходят в детское учреждение и говорят воспитателям: «Посмотрите на моего ребенка, он необычен, к нему нужно найти особый подход». Родители, которые смотрят телевизор, слушают радио, читают газеты, знакомятся с работами и выступлениями американских психологов, считают, что нынче все дети – сплошь дети-индиго. Но по этому вопросу у нас сложилась своя позиция. Современные дети, не забудем об этом, – дети информационного типа развития общества, которое пришло на смену постиндустриальному, и, следовательно, тут наша задача – научить подрастающее поколение жить в информационном обществе. Наши дети всегда были почемучками, но теперь они чаще задают вопрос не «Почему?», а «Зачем?».

Современные дети гиперактивны, настойчивы, требовательны, у них повышенная потребность к восприятию информации и повышенная тревожность. По многим показателям они отличаются от детей прошлого века, но самое главное – наличие у них четкой смысловой сферы личности. Если современные дети не видят смысла в поступках, то отказываются совершать их, выражая протест вплоть до агрессии. С другой стороны, если ребенок видит смысл поступка, понимает, зачем это нужно, его не надо уговаривать делать то или другое. То есть мотивация зарождается сама. Ребенку просто нужно немного помочь и перевести его желание понять и оценить действительность, его поступки в созидательное русло, то есть перейти от отрицательной позиции к созидательной. Если в прошлом веке смысловая сфера приобреталась при определенных условиях, то сейчас мы наблюдаем, что ребенок порой с ней рождается и рано начинает проявлять смысловую направленность сознания.

Мы наблюдаем, что изменилась сама система взаимоотношений. Если раньше педагоги старались дать знания и на их основе выстраивать отношение ребенка к окружающей действительности, то сегодня все наоборот: если не выстроить определенную систему отношений, то ребенок отказывается принимать знания. Выстраивание системы отношений сегодня полностью зависит от нас, взрослых: какой она будет, таков и будет ребенок. Или он будет пассивен, или, наоборот, будет деятелем, создателем. Рискну предположить, что нам придется написать новую детскую психологию, ориентированную на современных детей, так как очень многое изменилось. Это очень глобальная задача, которая требует больших усилий, но решать ее необходимо. Дети – другие, совсем не такие, как прописано в шикарных классических трудах по психологии.

При обсуждении проблем воспитания сегодня рассматриваются такие вопросы, как особенности и закономерности развития современных детей, гиперактивность – норма или патология, детская агрессия и причины ее возникновения, просвещение родителей, влияние иностранного языка на овладение родным в дошкольном возрасте, обучение русскому языку дошкольников в условиях двуязычия и многие другие, помогающие прояснить многие проблемы в воспитании и обучении дошкольников.

Ясно, что разработка инновационной стратегии на основе изучения особенностей и закономерностей развития современных детей, обладающих новым типом сознания, позволит повысить качество дошкольного образования, которое сможет при таком подходе выполнять прогнозирующую функцию для столичного образования. При этом, на мой взгляд, необходимо расширить диапазон исследований, определить их ключевые направления, открыть экспериментальные площадки.

Большая проблема в том, чтобы определить структуру личности, это помогло бы создать методический инструмент для педагогических работников с тем, чтобы были составляющие, помогающие отслеживать и закономерности, и особенности развития в процессе воспитания и обучения. Тут нужно подумать о модели персонального развития личности. Дело в том, что у нас очень хорошо разработана проблема функционального развития, но на персональное развитие всегда обращалось меньше внимания. Нам нужно было бы иметь единую методику диагностики, которая дала бы ориентир для практических работников. Только тогда может получиться стратегия как направление, а пути каждый педагог будет выбирать сам в зависимости от типа, вида и профиля образовательного учреждения, от условий, которые там сложились.

Нам очень важно рассмотреть детскую картину мира, так как образование должно выполнять опережающую функцию, видеть будущее развитие общества, а не наоборот. Если мы сможем это сделать, то получим возможность предвидеть и помогать и нашим детям, и их родителям в их развитии.

Время требует поиска, отбора и разработки методик и методов обследования современных детей, так как многие методики уже устарели и просто не соответствуют требованиям времени. Нам требуются новые диагностические шкалы. Все это очень хорошо развито на Западе. Естественно, если такой диагностический материал будет разработан, это поможет делу.

Очень трудно, когда мы говорим о детях с новым типом сознания, определить норму и патологии. Это самая главная проблема, которая пугает педагогов и в первую очередь родителей. Стоит только приклеить ярлык в детстве, и это очень сильно повлияет на сознание самих родителей, которые могут поверить, что ребенок такой. Но если родители поверят в силы и возможности ребенка вопреки всем диагнозам, могут произойти чудеса. Поэтому очень осторожно нужно подходить к выводам, где норма, а где патология. Ребенок может проявлять уникальные способности, а ему, не разобравшись, могут поставить очень нехороший диагноз и тем самым загубить жизнь. Например, так бывает в случаях билингвизма в семье. Ребенок очень долго не говорит ни на одном языке, родители беспокоятся, хотя ребенок очень развитый. Но это не патология, это просто ситуация в условиях билингвизма, и нужно просто провести некоторые профилактические меры, чтобы развитие было нормальным. Что касается нашего вуза, то первый шаг в этом направлении уже сделан – с 1 сентября 2007 года в НИИ СО МГПУ открыта лаборатория раннего языкового образования.

Сегодня и педагогов-дошкольников, и учителей начальных классов волнует проблема детской гиперактивности. У нас есть экспериментальная площадка по языковому образованию, и, работая, мы тоже столкнулись с этой проблемой. Нынче очень много гиперактивных детей. Учителя говорят, что в последние годы стало очень трудно, они не понимают современных детей, которые требуют совершенно другого, нежели было раньше. Учителя отмечают очень высокий уровень активности детей и не знают, что делать с их гиперактивностью. Понятно, что тут должны быть другие подходы, другие методики для того, чтобы направить эту активность в нужное русло – познавательное. Естественно, нам нужно рассмотреть причины возникновения детской агрессии, работы тут очень много, и это свидетельствует об актуальности этой проблемы. Если посмотреть на 70-е годы прошлого века, то это были десятки педагогических и психологических работ, на эту тему сегодня таких работ – сотни.

Очень важна профилактическая работа, особенно – для дошкольного образования. Нам нужно не выявлять патологии, а посмотреть, скажем, на имеющиеся речевые отклонения и помочь и родителям, и ребенку определить направления работы по их устранению. Для этого у нас в детских садах есть логопеды, психологи, по крайней мере есть тот педагогический арсенал, который можно использовать для совместного решения этой проблемы.

Какие есть нынче педагогические проблемы? Если мы говорим о стратегии как направлении, то необходимо продумать модели как ориентиры, на которые могли бы ссылаться, которые могли бы использовать воспитатели, преподаватели ДОУ и центров дошкольного образования. Какими будут эти модели, нужно определять совместно педагогам-дошкольникам и ученым педагогических вузов, но уже понятно: они должны быть простыми, доступными, понятными, с помощью этих моделей мы должны посмотреть, как происходит развитие ребенка.

Сегодня много разговоров о значимости семьи в развитии ребенка. Нам, педагогам, необходимо посмотреть, какой тип отношений в семье, как можно обеспечить развитие ребенка и развитие его личности, как можно развивать ребенка в условиях ДОУ. Здесь возникает проблема специфики обучения современных детей. Мы прекрасно понимаем, что процесс обучения дошкольников иной, чем в школе, он резко отличается, он даже имеет другой путь – от частного к общему, когда опыт сначала накапливается, а потом систематизируется в отличие от того, что в школе даются знания на абстрактном уровне, потом отрабатываются, а уж после этого ребенок овладевает знаниями, умениями и навыками. Современные дети, которые гиперактивны, которые могут проявить агрессию, когда им не хватает информации, если ее недополучили, или когда они недополучили общения. Поэтому, естественно, сама система обучения должна быть иной. Какой она должна быть в рамках инновационной стратегии, нам и предстоит решать вместе с педагогами-дошкольниками, находя для этого самые оптимальные пути.

Если мы говорим о новом типе сознания, то тут важная роль принадлежит языку. В научных работах доказано, что раннее изучение иностранных языков для ребенка более благоприятно. При этом наиболее легко усваивается французский язык, он даже способствует устранению некоторых речевых нарушений. Английский приводит к некоторому искажению менталитета, хотя мы не обращаем на это внимания, а ведь это важно учитывать для сохранения нашей русской культуры. Почему так важна сегодня проблема языкового образования? Во-первых, мы прекрасно знаем, что в начальных классах уже введено обучение иностранному языку со второго класса. Школы вводят различные языки, в МГПУ открыт факультет восточных языков (японского, китайского). Признаюсь, мне немного страшно, что и в ДОУ могут ввести, например, изучение китайского языка, ведь там изучение начинается с иероглифов, а ребенок в ДОУ не может еще хорошо читать на русском языке. Тут важно не спешить, пусть ребенок научится хорошо говорить на родном языке, это поможет ему в будущей жизни.

Один французский философ сказал так: воспитанием дошкольников должен заниматься профессор, воспитывать и обучать младших школьников – доцент, а обучением взрослых школьников может заниматься хороший учитель. Это еще раз подчеркивает, как много внимания нужно уделить дошкольному образованию.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту