Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Инновации отличают лидера от последователя

УГ - Москва, №32 от 6 августа 2013. Читать номер
Автор:

​Глобальные изменения, происходящие на наших глазах и меняющие облик мира, обусловили необходимость коренных преобразований всей социально-экономической жизни России, в том числе сферы образования.

Сегодня есть  потребность в создании системы образования нового типа, способной гибко реагировать на изменившиеся запросы личности, динамичную смену потребностей экономики и нового общественного устройства – системы, способной обеспечить современному человеку возможность жить и творить в постоянно меняющихся условиях. Поэтому главным акцентом современной государственной политики в области образования стала кардинальная модернизация содержания и структуры образования, его управления, повышение профессионализма современного педагога. Очевидно, что решение проблем модернизации образования невозможно без углубления и расширения фронта научных исследований и комплексных инновационных разработок. Здесь важно, чтобы результаты исследовательской работы становились научным основанием для грамотно выстроенных и реализуемых образовательных проектов, а результаты проектных разработок оказывались источником новых научных идей и новых направлений исследования. В этом состоит подлинный смысл современной практико-ориентированной науки. Процесс модернизации системы образования невозможен без инновационного развития. В первую очередь это относится к московскому образованию. Статус столицы накладывает особый отпечаток на способы и характер развития и управления системы образования и формирует особый уровень требований москвичей к его качеству.Для эффективной инновационной деятельности необходимо создание особой инфраструктуры, центральное место в которой должна занимать организация, предоставляющая субъектам инновационной деятельности услуги, необходимые для ее осуществления. В системе столичного образования такой организацией призван стать Московский институт развития образования.  Лаборатория стратегии инновационной деятельности Центра координации научных исследований и инноваций в образовании МИРО ставит перед собой амбициозные цели, но при этом одной из важнейших задач считает содействие и научно-методическую помощь образовательным учреждениям в их практической инновационной деятельности. В составе лаборатории работают пять человек, имеющих разнообразный опыт научной, методической и педагогической работы, в том числе опыт участия в разработке и внедрении инновационных образовательных технологий, программ управления инновационными процессами, повышения квалификации педагогических и управленческих кадров. Профессиональная квалификация сотрудников лаборатории позволяет успешно решать сложные задачи, касающиеся модернизации системы московского образования, и выполнять важнейшие функции на пути инновационного развития образовательной среды города.Основные направления деятельности лаборатории – анализ состояния и тенденций развития научно-исследовательской, проектной, интеллектуальной и инновационной деятельности в сфере образования Москвы и научно-методическое обеспечение ее эффективности. Направления работы лаборатории охватывают проблемы, трудности и разрывы, с которыми сталкиваются образовательные учреждения, чья инновационная деятельность направлена на решение задач нового уровня.В этом ряду в первую очередь следует назвать разрыв между необходимостью и готовностью руководства современной школы к управлению инновационной деятельностью в новых условиях. Как правило, вне поля зрения руководителей образовательных учреждений, участвующих в инновационной работе, остаются ее организационно-институциональное обеспечение, разработка документов нормативного, организационного и методического обеспечения инновационной деятельности.Образовательные учреждения традиционно замкнутые системы, в которых старые структуры, содержание и опыт часто перевешивают смысл и необходимость опережающего развития. Любое локальное нововведение, не согласующееся с образовательной системой школы, оказывается либо отторгнутым, либо адаптированным этой системой, в результате чего принципиально теряется его инновационность. Серьезные затруднения испытывают педагоги и руководители в связи с необходимостью определить стратегию развития своего учреждения, сформулировать его идею, приоритетные направления, этапы и шаги.Для оказания адресной научно-методической помощи образовательным учреждениям в преодолении этих и других трудностей в план работы лаборатории включена разработка комплекса методических рекомендаций. Сотрудники лаборатории к настоящему времени разработали методические рекомендации «Методика проведения мониторинга инновационных педагогических практик в системе общего образования Москвы», «Классификация и систематизация видов инновационной деятельности в образовании», «Оценка эффективности деятельности инновационных площадок в системе столичного образования». К числу важнейших направлений деятельности лаборатории следует отнести научно-методическое и организационное обеспечение экспертизы инновационных проектов в сфере образования Москвы и работы инновационных площадок. В лаборатории разработаны документы, регламентирующие порядок проведения экспертизы и деятельность экспертов, активно формируется экспертное сообщество. Главные принципы и условия проведения экспертизы инновационных проектов – высокий профессионализм, прозрачность и научная объективность экспертизы, направленность ее результатов на дальнейшее развитие инновационной деятельности в столичном образовании. Анализ тематики инновационных проектов в образовании Москвы показывает, что все более актуальным становится переход от точечных инноваций, реализуемых с разной степенью успешности отдельными педагогами, к инновационным процессам, охватывающим не только педагогические коллективы школ, но и системы окружного и городского образования. В перспективе планируется перейти к разработке экспертных оценок управления инновационными процессами, проведению экспертизы технологических пакетов управления, а также реализации образовательных инициатив с участием органов власти, бизнеса, общественных организаций.Еще одно приоритетное направление работы коллектива лаборатории – научно-методическое и организационное обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности (РИД) в системе столичного образования. Это направление тесно переплетается с предыдущими, поскольку РИД возникают как продукт инновационной деятельности и нуждаются в правовой охране и защите. В лаборатории сформирована нормативно-правовая база обеспечения прав на РИД, разработана организационно-методическая схема оформления прав на результаты интеллектуальной деятельности. В 2012 году в системе Департамента образования была проведена инвентаризация прав на РИД столичных вузов, теперь эта работа продолжится в отношении учреждений среднего профессионального образования. Сложность и многофункциональность инновационной деятельности в образовании становятся причиной трудностей, помочь справиться с которыми образовательным учреждениям могут только специалисты. Поэтому одной из своих функций лаборатория стратегии инновационной деятельности считает оказание консалтинговых услуг. Сотрудники лаборатории готовы оказать профессиональную консультационную помощь в разработке инновационных проектов и подготовке документов на присвоение статуса инновационных площадок, разработке программ управления инновационными процессами, вопросах правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и оформлении прав на РИД.Ирина НЕФЕДОВА, зав. лабораторией стратегии инновационной деятельности МИРО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту