Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Инновации и открытость в образовании расширяют его доступность, обеспечивают качество. Олег Уткин, вице-губернатор Ленинградской области по социальным вопросам

Учительская газета, №13 от 25 марта 2008. Читать номер
Автор:

– Олег Анатольевич, можно ли сформулировать основную цель развития в сфере образования Ленинградской области? – Прежде всего это расширение доступности и обеспечение гарантии качественных образовательных услуг для населения Ленинградской области на основе развития инновационного потенциала региональной системы образования и повышения открытости образования для общества.

Досье «УГ»УТКИН Олег Анатольевич, вице-губернатор Ленинградской области по социальным вопросам.Родился 9 марта 1956 года в пос. Дружная Горка Гатчинского района Ленинградской области.Имеет два высших образования:в 1979 году окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт;в 1991 году – Ленинградский политологический институт.Работал директором ЗАО «Лодтехпром» (г. Лодейное Поле Ленинградской области).Избирался в Лодейнопольский городской Совет народных депутатов.До мая 2007 года – глава администрации МО «Лодейнопольский муниципальный район».С мая 2007 года – вице-губернатор Ленинградской области по социальным вопросам.

– В начале года в поселке Плодовое Приозерского района открыта новая школа. Строительство новых учебных заведений продолжается? Снят ли с повестки дня вопрос об укрупнении, оптимизации, реструктуризации сельских школ?

– Действительно, в связи с сокращением числа учащихся общеобразовательных учреждений (на 6560 человек по сравнению с 2006/07 учебным годом) осуществляется реорганизация сети муниципальных общеобразовательных учреждений. Но Правительство Ленинградской области особое внимание уделяет вопросу развития образовательной сети, и основной задачей является предоставление каждому обучающемуся такого учебного места, которое бы соответствовало современным требованиям. Так, в прошлом году введены в эксплуатацию общеобразовательная школа на 100 учащихся с детским садом на 20 детей в поселке Радофинниково и Усадищенская средняя общеобразовательная школа на 220 учащихся. Также проведена реконструкция Волосовской средней общеобразовательной школы №2 на 425 учащихся, Отрадненской средней общеобразовательной школы на 350 учащихся, Лодейнопольской средней общеобразовательной школы №2 на 570 учащихся, школы на 350 учащихся в поселке Плодовое Приозерского района.

Что касается перспектив, то в 2008 году планируется ввести 9 новых объектов образования по двум региональным программам. Областная адресная программа включает в себя 6 объектов: реконструкцию МОУ СОШ №7 на 800 мест в г. Волхове, строительство школы на 600 мест в г. Всеволожске, строительство школы на 600 мест в г. Сертолово, строительство школы на 600 мест в

г. Выборге, реконструкция СОШ №4 на 650 мест, в том числе пристройка на 275 мест в г. Луга, строительство детского сада на 140 мест в г. Всеволожске.

Программа «Социальное развитие села до 2010 года» включает в себя 3 объекта: реконструкция школы искусств на 220 мест в деревне Бегуницы Волосовского района, строительство школы в поселке Гарболово Всеволожского района на 400 мест, строительство школы в деревне Кипень Ломоносовского района на 600 мест.

Также планируется создание базовых школ, которые будут являться ресурсными центрами.

– Какие преимущества или, может быть, сложности дает вам географическая и историческая целостность Санкт-Петербурга и Ленинградской области? Например, в кадровом вопросе?

– Конечно, Ленинградская область неразрывно связана крепкими узами с Санкт-Петербургом. Богатая историческая, архитектурная и культурная ценность Санкт-Петербурга притягательна для всех жителей области, и у них есть возможность со всем этим богатством ознакомиться. Но в историческом прошлом Ленинградской области немало еще более древних страниц – Старая Ладога – столица Древней Руси, Копорская, Ивангородская крепости и многое другое. Молодежь может получать образование не только в учебных заведениях области, но и в Санкт-Петербурге, особенно среднее профессиональное и высшее. Вместе с тем близость к большому городу приносит и свои проблемы: отток молодежи из сельской местности на работу в город из-за более высокой оплаты труда и большего выбора специальностей и рабочих мест, из-за непрестижности сельскохозяйственных профессий. Еще недавно ощутим был уход педагогических работников из областных учреждений в школы Санкт-Петербурга, особенно в близлежащих районах – Всеволожском, Кировском, Гатчинском, Тосненском и Ломоносовском. Сейчас ситуация меняется, среднегодовая заработная плата педагогических работников общеобразовательных школ по сравнению с 2006 годом возросла на 22%, средняя заработная плата учителей за IV квартал 2007 года достигла 16740 рублей.

– Говорят, что вы готовы квотировать рабочие места для молодых специалистов, но с одной существенной добавкой: если будет уверенность в том, что они пойдут работать именно туда, куда необходимо. Как вы планируете решать столь непростую задачу?

– В декабре 2007 года принят областной закон «О квотировании в Ленинградской области рабочих мест для трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области». Закон принят в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости выпускников образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области, повышения их конкурентоспособности на рынке труда и социальной защиты от безработицы и определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для трудоустройства данной категории граждан в Ленинградской области. Квотирование рабочих мест устанавливается в первую очередь для лиц из числа выпускников образовательных учреждений профессионального образования Ленинградской области, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, к которым относятся следующие категории граждан: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными, дети из малообеспеченных и(или) многодетных семей, дети из неполных семей, дети из семей, потерявших кормильца.

Работодатели в соответствии с установленной им квотой выделяют (резервируют) или создают рабочие места для приема на работу вышеуказанных лиц, обеспечивают уровень заработной платы не ниже среднего по предприятию уровня заработной платы по данной квалификации, а также иные социальные гарантии, создают условия для их профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Правительство Ленинградской области определяет орган исполнительной власти Ленинградской области, координирующий и контролирующий работу по квотированию рабочих мест. Кроме того, все 18 муниципальных образований подписали договоры на целевую контрактную подготовку педагогических кадров с Ленинградским государственным университетом им. А.С. Пушкина (прием на очное обучение – 300 человек, заочное обучение – 200 человек). Договором между Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области и РГПУ им. Герцена определен целевой прием по 21 специальности 290 выпускников школ Ленинградской области.

Выпускники школ по направлению органов местного самоуправления обеспечиваются квотированными местами в бюджетных группах высших учебных заведений г. Санкт-Петербурга при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в соответствии с государственным образовательным заказом Ленинградской области. При этом заключается договор между Правительством Ленинградской области, предприятием и абитуриентом (жителем Ленинградской области). В 2007 году в рамках государственного образовательного заказа поступило 39 выпускников школ Ленинградской области в 7 петербургских вузов.

Большое значение имеет региональная программа закрепления молодых кадров на селе: с 1999 года молодые специалисты бюджетной сферы, и в первую очередь педагоги, получают единовременное пособие (15 тысяч рублей) при устройстве на работу после окончания очных отделений высших и средних специальных учебных заведений. В целях социальной поддержки молодых специалистов, работников государственных и муниципальных учреждений, закрепления их в бюджетной сфере постановлением Правительства Ленинградской области №339 от 28.12.2007 г. установлена выплата в размере 56,5 тысяч рублей каждому молодому специалисту, впервые поступившему после окончания учебы на работу в государственные и муниципальные учреждения Ленинградской области. Выплата осуществляется ежегодно в течение 3 лет при условии продолжения работы в том же учреждении.

– Олег Анатольевич, как правительство области поддерживает талантливую молодежь?

– Подписано постановление губернатора Ленинградской области «О премиях губернатора Ленинградской области для поддержки талантливой молодежи» от 4 сентября 2007 года №166-пг, в соответствии с которым с 2008 года по результатам региональных конкурсных мероприятий будут выплачиваться 20 премий в размере 15 тысяч рублей, в том числе 8 премий – по отрасли «образование», 6 – по Комитету по физической культуре, спорту и молодежной политике, 6 – по культуре.

С 2001 года на основании распоряжения губернатора «Об учреждении ежемесячной стипендии губернатора Ленинградской области для особо одаренных студентов – выпускников школ Ленинградской области из социально незащищенных семей» назначались стипендии 15 студентам-первокурсникам в размере 1500 рублей.

В этом году в данное распоряжение внесены изменения: увеличены количество и размер стипендий – теперь их будут получать 20 студентов в размере 2000 рублей.

– Улучшается ли демографическая ситуация в регионе?

Есть все основания говорить, что демографическая ситуация в Ленинградской области постепенно улучшается. К примеру, такие цифры: показатель рождаемости на 1000 населения составил 8,3, что на 5,2% выше показателя 2006 года. В 2007 году родилось 13597 детей, на 621 ребенка больше, чем в 2006 году.

Возрастающая потребность в услугах дошкольного образования тоже свидетельствует о росте населения Ленинградской области: если в 2006 году количество воспитанников учреждений дошкольного образования составляло 50178 человек, то на конец 2007 года – 52291 человек.

В связи с этим появилась проблема доступности дошкольного образования – очередь в дошкольные учреждения. Для ее решения создаются дополнительные места за счет внутренних резервов дошкольных образовательных учреждений. Открыты 34 группы «предшкольного» образования на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей. Принимаются меры по созданию частных (семейных) детских садов: сегодня в Ленинградской области уже работают два таких учреждения. Также планируются строительство новых учреждений дошкольного образования и реконструкция старых.

– Сегодня или в ближайшем будущем процесс перехода на нормативное финансирование станет неизбежным. Готовы ли вы к этому?

– За последние три года Комитетом общего и профессионального образования проводилась поэтапная работа по переводу школ Ленинградской области на нормативное финансирование: на первом этапе переводятся на нормативное финансирование муниципальные образования в целом, на втором этапе – общеобразовательные школы.

Для реализации первого этапа был принят областной закон от 13 мая 2005 года №32 – ОЗ «О нормативах расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Ленинградской области», устанавливающий принципы нормативного финансирования: объем средств на заработную плату с начислениями и учебные расходы на каждое муниципальное образование рассчитывается по нормативам в расчете на одного обучающегося. В 2006 году Ленинградская область перешла на нормативное финансирование муниципальных образований. Расчет средств производился исходя из среднегодовой численности учащихся и нормативов финансирования. На адаптационный период перехода для снижения рисков для каждого муниципального образования были применены поправочные коэффициенты.

Второй этап перехода на нормативное финансирование запланирован на период с 2007 по 2009 год. Для его реализации в настоящее время вносятся изменения в областное законодательство. Также на муниципальном уровне принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие доведение принципов нормативного финансирования непосредственно до общеобразовательных школ.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту