search
main
0

Инклюзивный класс

Все начинается с любви

Очень часто родители задаются вопросом о том, какую форму обучения им выбрать: инклюзивный класс, малочисленный компенсирующий или коррекционный классы, индивидуальную форму обучения…

Работа учителя в инклюзивном классе начинается прежде всего с вопросов: «А готов ли я принять и понять особенного ребенка? Готов ли изменить или снизить требования по отношению к ученику, при этом относиться к нему так же, как к остальным?» Именно позитивный настрой и желание учителя являются первостепенными на пути к адаптации особенного ребенка в классе и школе.

Дети младшего школьного возраста, как правило, добрые и открытые. Они всегда готовы прийти на помощь, умеют дружить. Но при этом дети точно считывают эмоции учителя. Их нельзя обмануть. И если учитель открыт по отношению к ребенку с ООП, то и одноклассники будут стараться идти на контакт, тогда проблем с коммуникацией и социализацией будет значительно меньше.

В связи с тем что у детей с ООП в большей степени развито зрительное восприятие, важно научить их пользоваться визуальными подсказками (как общими в классе, так и индивидуальными – созданными специально для них).

Немаловажным аспектом адаптации особенного ребенка является подбор индивидуальных заданий, соответствующих уровню освоения адаптированной образовательной программы и темпу деятельности ученика. Важно, чтобы на уроке или во время выполнения самостоятельной работы ребенок чувствовал себя успешным, поверил в свои силы и, преодолевая немалое количество трудностей на этой пути, не утратил желания учиться.

Также важно создавать ситуации успеха и применять стимулирующие и поощрительные элементы. Нужно находить возможность спрашивать ученика во время урока, иногда делая упор на его сильные стороны (ресурсы). Конечно, учитель может и должен исправлять ошибки ребенка, делать замечания, но не нужно забывать и о поощрении. Здесь важно соблюдать и удерживать баланс.

Таким образом, при адаптации особого ребенка в инклюзивном классе главная роль отведена учителю: способность принять ребенка, создавать ему комфортные условия, продумывать ход урока с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, адаптировать учебный материал, быть гибким и мобильным, менять привычные и комфортные методы работы, меняться самому вместе с детьми – все это огромный труд педагога.

Но часто бывает, что перед обучением ребенка в инклюзивном классе ему необходимо какое-то время адаптироваться, получить большую коррекционную поддержку со стороны специалистов, осваивать учебный материал в условиях малочисленного класса, где все ребята нуждаются в создании специальных условий обучения.

Часто у таких ребят мы можем отметить ряд особенностей: снижение работоспособности, повышенную утомляемость, неустойчивость внимания, более низкий уровень развития восприятия, низкий навык самоконтроля и незрелость эмоционально-волевой сферы, своеобразное поведение, бедный словарный запас, дефекты звукопроизношения, слабую технику чтения, особенности письма, трудности в счете и решении задач. Опираясь на данные особенности, каждый учитель должен принять для себя несколько принципов, которые обязательно должны присутствовать в ежедневном процессе обучения:

  1. Каждый ученик нуждается в индивидуальном подходе. Именно от этого будут зависеть качество обучения ребенка с ООП, его стремление учиться и быть успешным на тернистом пути получения знаний.
  2. Многие дети лучше запоминают учебный материал, опираясь на визуальные подсказки, поэтому именно визуализация процесса обучения играет одну из важнейших ролей в процессе обучения детей с ООП. Весь учебный материал, который изучается детьми в начальной школе, необходимо структурировать и визуализировать.
  3. Главную роль в процессе обучения играет четкое структурирование учебного дня, которое тоже будет подкреплено визуализацией.

Процесс обучения принесет желаемый результат только в случае качественного взаимодействия между родителями, педагогом и специалистами службы сопровождения: психологом, дефектологом и логопедом. Безусловно, мы являемся одной командой, которую объединяет общая цель, мы стремимся получить один общий результат.

Создание ситуаций успеха важно и необходимо для обучения всех детей. В свою очередь успешность их обучения во многом зависит от своевременной и тактичной помощи, которую им окажет учитель. В первую очередь успешность ребят зависит от нас с вами. Каждый учитель в процессе обучения должен оказывать разные виды помощи:

– стимулирующую – помогает сконцентрировать внимание, нацеливает на решение задачи;

– направляющую – обращает внимание на правильное решение, указывает на наглядную опору;

– учебную – коррекция уровня сложности учебных заданий;

– обучающую – показать ученику образец выполнения задания.

Своих учеников мы можем условно разделить на две группы: дети, которые усваивают школьный материал в полном объеме, и дети, которые испытывают затруднения в усвоении материала. Основной задачей, которая стоит перед учителем, является поиск необходимых приемов и методов подачи учебного материала, поиск помощников, которые станут ориентиром для ученика в процессе освоения учебного материала.

Наш первый помощник – памятки, которые активно используются ребятами на уроках. Яркий зрительный образ очень хорошо запоминается. Данные памятки-ориентиры висят на рабочих стендах, их мы распечатываем и раздаем ученикам, чтобы дома учебный материал отрабатывался так же, как и в классе, а ребята привыкали к зрительному образу.

Изначально разработкой и изготовлением памяток занимался сам учитель. Сейчас мы вместе с учениками изготавливаем материалы-помощники вместе, ведь всегда легче пользоваться тем, что сделал собственными руками.

В каждом классе есть ученики, у которых есть проблемы, связанные с усвоением состава числа. Ребята не могут его запомнить, значит, и не могут производить вычисления. Для учеников, у которых не сформирован навык счета в пределах 20, мы нашли элементарный выход – использование математической линейки. Старый добрый способ позволил сделать так, чтобы ребята смогли начать решать примеры самостоятельно, выполнять вычисления, а мы создали им ситуацию успеха во время урока. В результате второго года обучения из трех учеников от линейки полностью отказались двое, линейка закрепилась в памяти у ребят, и сейчас они активно пользуются своими знаниями.

Большое значение в работе учителя, который обучает детей с ООП, имеет адаптация учебного материала. В чем же она заключается? В упрощении формулировок задания, в индивидуализации стимульных материалов, визуализации учебного материала, минимизации двойных требований.

На уроках русского языка мы столкнулись с проблемой: ученик не может писать текст, он не воспринимает его на слух. Что же делать? Какой выход найти? Долго думая, мы решили давать таким ученикам карточку с диктантом, в которой пропущены буквы (деформированный текст). На первом этапе ученикам, которые пользовались данными карточками, необходимо было вставить пропущенные буквы и выполнить грамматическое задание. На втором этапе ребята вставляли пропущенные буквы и переписывали предложения диктанта к себе в тетрадь. Далее переходим на третий этап, где мы полностью отказываемся от этих карточек-помощниц и пишем диктант вместе с классом.

Как мы говорили ранее, ребята с ООП очень хорошо запоминают зрительный образ, он остается в памяти на долгое время. Большим помощником для нас является образовательная платформа Учи.ру, которую мы используем как приложение к МЭШ. Формулировка заданий, яркий зрительный образ, доступная, практико-ориентированная информация – все это оказывает благоприятное воздействие на процесс обучения. Наши ученики, играя, изучают математику, русский язык, окружающий мир и другие предметы. Плюсом данной платформы является то, что ребенок не боится сделать ошибку, он всегда может ее исправить и продолжить свой путь обучения дальше.

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями главное – это мотивация, визуализация и адаптация.

Анна КАМЫШНАЯ, Владимир МЕЛЬНИКОВ, учителя начальных классов школы №1748 «Вертикаль»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте