Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Социальные практики: движение к добру

Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность

УГ - Москва, №47 от 20 января 2021. Читать номер
Автор:

​В рамках V-й Международной научно-практической конференции, которая проходила в Москве с 23 по 25 октября, школа №1540 распахнула свои двери в качестве одной из базовых площадок многочисленным гостям из самых разных регионов страны.

Москва, Санкт-Петербург, Кировская область, Тверь, Владимир, Вязьма, Кострома, Благовещенск, Казань, Ангарск, Нерюнгри, Саратов, Ростов-на-Дону, Тюмень – вот далеко не полный перечень мест, откуда приехали заинтересованные учителя, директора, организаторы образования.
По многочисленным запросам коллег из Москвы и регионов мы рассказали им о нашей системе организации образовательного процесса по модели полной инклюзии, ознакомили с применяемыми методами и подходами, провели экскурсию по школе, в ходе которой у гостей была возможность свободно пообщаться с детьми и учителями.

Живой интерес у гостей вызвал не только рассказ о реализуемой в школе модели разноуровневого обучения, о работе на цели инклюзии всей системы проектной работы и дополнительного образования, но и доклад Н.А.Мамонтовой об использовании поведенческого подхода как одного из основных методов работы в инклюзивной школе. Наталья Александровна показала, как на практике применяются визуальные подсказки, сенсорные приспособления, рассказала на конкретных примерах, как учителя подкрепляют желательное поведение и не подкрепляют нежелательное.
Еще один очень важный аспект нашего комплексного подхода – это нейропсихологический подход, который пронизывает всю работу в начальной школе. Это не только индивидуальные и групповые занятия с нейропсихологом, но и наше внутреннее обучение всех учителей соответствующим приемам и методам.

Главное, что удалось показать гостям, – это открытые уроки. Гостей конференции оказалось так много, что, к сожалению, не все смогли увидеть все, однако мы постарались, чтобы каждый гость смог попасть как минимум на два урока. Все классы нашей школы являются инклюзивными. Учителя 2‑го и 3‑го классов И.Е.Свободина, Е.А.Кононович и Г.В.Кочеткова показали уроки русского языка и чтения в больших классах, в работу которых уже успешно включены один или два особых ребенка, возможно, с тьютором. Т.П.Константинова, учитель 1‑го класса, работающего в проекте «Эффективная начальная школа», пригласила гостей на урок окружающего мира и продемонстрировала работу в мини-группах.

О.А.Шишова, преподаватель лего-технологии, показала и рассказала, как она на своих уроках организует работу в парах, как адаптирует задания для разных детей. Те гости, которые после доклада Н.А.Мамонтовой захотели на практике увидеть то, о чем она рассказывала, смогли прийти к ней на урок математики в метагруппу, где учатся особые дети из разных первых классов, которые пока еще не готовы посещать уроки математики в большом коллективе.

На круглом столе, который состоялся после открытых уроков, было бурное, заинтересованное обсуждение. Гости отмечали, что в школе чувствуется комфортная доброжелательная атмосфера, видны искренние, теплые отношения между учителями и учениками и между детьми. Многие говорили о том, что не ожидали, что посещение нашей школы окажется таким полезным, они увозят к себе много новых идей, рассказов, впечатлений.

– Благодарна за структурированное, четкое представление на конференции опыта работы вашей ресурсной площадки, – говорит Инна Анатольевна Макарова из Благовещенска.

– Хочется поблагодарить учителей, – присоединяется к добрым пожеланиям коллеги Любовь Александровна Лобзова из московской школы №2051, – открывших в этот день двери своих классов для гостей, чтобы те могли увидеть, как на практике реализуется инклюзивное обучение. После посещения встречи для нас разъяснился ряд вопросов и сложностей в организации инклюзивного процесса.

Это очень важно для нас – понимать, что наш опыт нужен и востребован коллегами.

Татьяна ХОТЫЛЕВА, и.о. директора школы №1540;
Наталья БОРИСОВА, заместитель директора школы №1540 


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt