Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Информатика в лицах

Учительская газета, №22 от 27 мая 2008. Читать номер
Автор:

Интенсивное развитие средств вычислительной техники и связи стало основной причиной перехода к формированию информационного общества. Этот процесс достаточно сложен, так как каждому человеку необходимо научиться быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, используя современные информационные технологии.

Важнейшее же средство освоения информатики, как и любой другой учебной дисциплины, – учебник. К сожалению, на данный момент учебных пособий по информатике, предназначенных для школ и направленных как на освоение базовых теоретических сведений, так и на овладение умениями работать с информацией, явно недостаточно.

Для школ России создан новый учебник по информатике: ИНФОРМАТИКА И ИКТ 10-11 класс, профильный уровень. Он состоит из двух частей, соответствует Федеральному базисному учебному плану и рассчитан на 280 учебных часов. Авторы Анатолий Рессин, Максим Фиошин и Сергей Юнусов обобщили в учебнике многолетний опыт преподавания информатики как в школе, так и в вузе.

В учебнике отражен современный взгляд на предмет информатики. Он отличается от того представления, которое сложилось к моменту формирования информатики как особой области научного знания и практической деятельности человека. Авторы исходили из понимания информатики как фундаментальной науки о закономерностях информационных процессов в системах различной природы, которая вобрала в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и структур. В учебнике рассматриваются вопросы, связанные с теорией информации, компьютерными сетями, с построением моделей баз данных на основе анализа предметной области.

По глубокому убеждению авторов, в системе развития компьютерной грамотности школьников умение моделировать предметную область должно стать первичным по отношению к умению реализовывать ее практически на компьютере. Структурный подход к программированию все больше вытесняется объектно-ориентированным подходом, и не учитывать этого сейчас в подготовке школьников просто нельзя.

Основу содержания учебника составляют следующие линии (аспекты) школьного образования: мировоззренческая, логико-алгоритмическая, информационно-технологическая и моделирующая. Они согласуются с основными целями освоения информатики посредством предлагаемого учебника. К ним относится создание условий для развития у учащихся:

системно-информационного взгляда на окружающий мир;

логического и алгоритмического мышления;

способностей к формализации и умения строить различные виды моделей и реализовывать их программными средствами;

навыков использования информационно-коммуникационных технологий;

чувства ответственности за недопустимые действия, нарушающие правовые и этические нормы работы с информацией.

Несмотря на то что информатика – молодая наука, она имеет глубокие исторические корни. Культура невозможна без уважения к людям, труд которых заложил основы науки, поэтому авторы вкючили в учебник рубрику «Информатика в лицах». Судьбы этих людей заслуживают внимания, а широта их научных интересов не может не удивлять.

К каждой части учебника авторы разработали диск, содержание которого тесно связано с излагаемым в учебнике материалом и представляет собой компьютерный практикум. Книги и диски образуют единую обучающую систему. Основная цель этих дисков – помочь школьникам лучше овладеть учебным материалом. Учащиеся могут самостоятельно попрактиковаться, проверить и оценить собственный уровень освоения темы. Структурно диск содержит четыре раздела с тестами, упражнениями, видеоуроками и дополнительной справочной информацией.

Практические навыки закрепляются с помощью упражнений. Упражнения построены по интерактивному принципу, когда правильность выполнения упражнения контролируется программой. Это своего рода мини-тренажеры для отработки практических навыков. По информационным технологиям, например, для работы с текстовым процессором, табличным процессором и др., подготовлены образцы заданий, а также исходные файлы к ним.

Учебный материал, который должен быть визуально выразителен, представлен в форме видеоуроков. На диске содержатся видеоурок, посвященный правилам работы за компьютером, видеоурок об устройстве компьютера, курс по работе в операционной системе и др.

Тесты используются не только для проверки знаний, но и для анализа ответов, так как после выполнения теста можно в режиме «Показать ошибки» посмотреть свои ответы и сопоставить их с правильными.

Таким образом, авторы стремились к тому, чтобы максимально индивидуализировать процесс освоения школьного курса информатики и сделать его интересным и действительно полезным для успешной самореализации молодых людей в информационном обществе.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту