search
main
0

Информационный центр школы

Типовое положение о библиотеке-медиатеке

1. Общие положения

1.1. Положение о библиотеке-медиатеке (далее – медиатека) регламентируется Гражданским кодексом РФ, законами РФ «Об образовании» и «О библиотечном деле», Национальной доктриной образования в Российской Федерации, охватывающей период до 2025 года, Федеральной программой развития образования на 2000-2005 годы, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, Федеральной целевой программой «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)», нормативными правовыми актами, в том числе регламентирующими и определяющими порядок функционирования библиотек и информационных центров.

1.2. Деятельность медиатеки гимназии организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции медиатеки базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры.

1.3. Гимназическая медиатека – это информационный центр на уровне общеобразовательного учреждения. Медиатека осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в гимназии. Это подразделение гимназии со своей самостоятельной структурой, обладает отдельным помещением, фондом учебной и образовательной литературы, видео-, фоно- и аудиоматериалами, информационным банком, программно-техническим и издательским комплексом.

1.4. Структура медиатеки: библиотека, аудио-, видеотека, информационный банк, издательский комплекс.

1.5. Медиатека способствует формированию культуры личности пользователей и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательного процесса.

1.6. Медиатека доступна и бесплатна для учащихся, учителей, воспитателей и других работников гимназии.

1.7. Деятельность медиатеки определяется потребностями ее пользователей: школьного педагогического коллектива, учащихся, родительского коллектива в педагогической и образовательной информации с учетом имеющихся возможностей.

1.8. Государственная или иная цензура в деятельности медиатеки не допускается.

1.9. Порядок доступа к информационным фондам и оборудованию, перечень основных услуг и условия их предоставления медиатекой гимназии определяются в правилах пользования медиатекой.

2. Задачи библиотеки-медиатеки

2.1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем формирования гимназического информационного банка на различных видах носителей информации и его максимального использования; информационного и библиотечного обслуживания учащихся, педагогов и других категорий пользователей.

2.2. Формирование у пользователей навыков информационной культуры: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации. Оказание методической, консультационной помощи.

2.3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования оргтехники и компьютеризации библиотечно-информационных процессов.

3. Базисные функции библиотеки-медиатеки

3.1. Библиотека

3.1.1. Основные функции библиотеки: образовательная, информационная, культурная.

3.1.2. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами общеобразовательного учреждения и учет всего библиотечного фонда (суммарный, инвентарный, безынвентарный).

Библиотека комплектует универсальный по отраслевому составу фонд: учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников; профессиональной литературы для библиотечных работников.

3.1.3. Обслуживание читателей.

Информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей, консультирование читателей при поиске и выборе книг, проведение с учащимися занятий по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитие навыков и умения поиска информации.

3.1.4. Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей, каталогов и картотек на традиционных и/или машиночитаемых носителях, справочно-информационного фонда.

3.1.5. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

3.1.6. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования.

3.1.7. Обеспечение соответствующего санитарно-гигиенического режима и благоприятных условий для обслуживания читателей.

3.1.8. Участие в работе ведомственных (межведомственных) библиотечно-информационных объединений, взаимодействие с библиотеками региона с целью эффективного использования библиотечных ресурсов.

3.1.9. Исключение из библиотечного фонда, перераспределение и реализация литературы в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. Организация в установленном порядке продажи списанных из основного и учебного фондов книг и учебников.

3.1.10. Формирование библиотечного актива, привлечение читателей (в том числе учащихся) к управлению библиотекой, их участие в работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.

3.1.11. Обеспечение требуемого режима хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении. Организация работы по сохранности библиотечного фонда.

3.2. Банк электронных пособий и педагогической информации с программно-техническим комплексом

3.2.1. Создание единого информационного школьного пространства: сбор, систематизация педагогического опыта, материалов по аттестации педагогов.

3.2.2. Формирование фонда электронных пособий в соответствии с образовательными программами общеобразовательного учреждения и его учет (суммарный, инвентарный, безынвентарный).

3.2.3. Удовлетворение информационных запросов пользователей с использованием телекоммуникационной сети, в том числе областного электронного межбиблиотечного абонемента.

3.2.4. Аналитическая и методическая работа по совершенствованию основных направлений деятельности образовательного учреждения с целью внедрения новых информационных и библиотечных технологий, организационных форм и методов работы, пропаганды новых средств обучения.

3.2.5. Обслуживание абонентов электронной почты.

3.2.6. Организация курсов по формированию информационной культуры.

3.3. Аудио- и видеотека

3.3.1. Приобретение, сбор, обработка, использование и хранение аудио- и видеоматериалов.

3.3.2. Ведение необходимой документации для учета, обмена с другими организациями видеоматериалами.

3.4. Издательский комплекс

3.4.1. Удовлетворение потребностей образовательного учреждения в выпуске собственной печатной продукции (сборники педагогического опыта, методические материалы, научно-исследовательские работы, наглядные пособия, школьные периодические издания).

3.4.2. Поддержка учебно-воспитательного процесса печатными материалами.

4. Организация

и управление, штаты

4.1. Медиатека гимназии организована на основе библиотеки, книжный фонд которой дополнен нетрадиционными источниками информации (электронными пособиями и программным обеспечением, видео- и аудиоматериалами) и оснащен компьютерами с периферией, видео- и аудиооборудованием.

4.2. Руководство медиатекой и контроль за ее деятельностью осуществляет директор гимназии, который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчеты о работе медиатеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности медиатеки и в первую очередь за комплектование и сохранность ее фонда, а также создание комфортной среды для пользователей.

4.2. Ряд функций управления медиатекой делегируются директором общеобразовательного учреждения штатному работнику медиатеки (заведующему, библиотекарю).

4.3. За организацию работы и результаты деятельности медиатеки отвечает заведующий медиатекой (библиотекарь), который является членом педагогического коллектива, входит в состав педагогического совета гимназии.

4.4. Медиатека составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются директором гимназии. Годовой план медиатеки является частью общего годового плана учебно-воспитательной работы гимназии.

4.5. График работы медиатеки устанавливается в соответствии с расписанием работы гимназии, а также правилами внутреннего распорядка. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение внутренней работы, один раз в месяц в медиатеке проводится санитарный день, в эти часы и день медитека не обслуживает пользователей.

4.6. Штаты медиатеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.

4.7. Администрация гимназии обеспечивает повышение квалификации сотрудников, создает условия для их самообразования и профессионального образования.

4.8. Взаимодействие с организациями различных ведомств с целью эффективного использования информационных ресурсов.

4.9. Выполнение на договорной основе дополнительных библиотечно-информационных услуг, составление трудоемких письменных библиографических справок, списков литературы; ксерокопирование и сканирование печатных источников, запись аудио- и видеоматериалов, запись информации на электронные носители и так далее.

4.10. Систематическое информирование пользователей о деятельности медиатеки.

5. Права, обязанности

и ответственность

5.1. Медиатека имеет право:

5.1.1. Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии с задачами, приведенными в настоящем Положении.

5.1.2. Разрабатывать правила пользования медиатекой и другую регламентирующую документацию.

5.1.3. Устанавливать в соответствии с правилами пользования медиатекой вид и размер компенсаций ущерба, нанесенного пользователями.

5.1.4. Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении.

5.1.5. На поддержку со стороны региональных органов образования и администрации общеобразовательных учреждений в деле организации повышения квалификации работников медиатек, библиотек, создания необходимых условий для их самообразования, а также для обеспечения их участия в работе методических объединений библиотечных работников, в научных конференциях, совещаниях и семинарах по вопросам библиотечно-информационной работы.

5.1.6. На дополнительную оплату труда, предусмотренную законодательством.

5.1.7. На ежегодный отпуск в 24 рабочих дня и на дополнительный оплачиваемый отпуск (до 12 рабочих дней) в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами.

5.2. Работники медиатеки несут ответственность за:

5.2.1. Соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством Российской Федерации о труде и коллективным договором данного общеобразовательного учреждения.

5.2.2. Выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.

5.2.3. Сохранность библиотечных, информационных фондов и технического оборудования в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

6. Материально-техническая база медиатеки

6.1. Библиотека:

читальный зал;

помещение для хранения книг, учебников, периодики;

стеллажи (стенды) для выставок;

рабочее место библиотекаря (стол, персональный компьютер с программным обеспечением).

6.2. Информационный банк с программно-техническим комплексом:

учебный компьютерный класс;

рабочее место программиста;

факс-модем;

телефонная линия;

принтер лазерный;

шкафы для размещения материалов;

программное обеспечение.

6.3. Аудио- и видеотека:

видеолаборатория:

– видеомагнитофон;

– телевизор;

– видеокамера;

– аудио- и видеофонд;

– компьютер;

– шкафы для хранения аудио- и видеокассет;

видеокласс:

– рабочее место преподавателя;

– рабочие места учащихся.

6.4. Издательский комплекс:

издательская система:

– планшетный сканер;

– принтер лазерный;

– принтер цветной струйный;

– программное обеспечение (текстовый и графический редакторы);

печатное оборудование:

– копировальный аппарат;

– ризограф;

постпечатное оборудование:

– резак;

– степлер;

– переплетный станок;

помещение и шкафы для хранения печатных материалов.

7. Штаты

7.1. Библиотека

Штат – 1 человек: заведующий библиотекой (обеспечивает функционирование библиотеки, ведет учет имеющихся и поступающих материалов, оказывает помощь в выборе нужной информации).

7.2. Информационный банк с программно-техническим комплексом

Штат – 2 человека: руководитель медиацентра, специалист по программному обеспечению.

Руководитель медиацентра:

осуществляет общее руководство деятельностью медиацентра, подбор кадров, а также контроль за исполнением функциональных обязанностей сотрудниками медиацентра;

разрабатывает общий план деятельности медиацентра;

отвечает за состояние банка педагогической информации, за обмен информацией с РЦПИ, ОЦПИ;

осуществляет контроль за состоянием оборудования и помещения, организует доступ к техническим средствам, отвечает за сохранность и своевременный ремонт оборудования;

обрабатывает почту;

организует компьютерные курсы.

Специалист по программному обеспечению:

формирует банк программных средств;

создает собственные программы в соответствии с потребностями школы и медиацентра;

оказывает консультационные услуги по использованию программных средств;

сопровождает собственные программы.

7.3. Аудио- и видеотека

Штат – 2 человека: заведующий видеотекой, лаборант.

Заведующий видеотекой:

следит за состоянием имеющегося оборудования;

организует плановое использование аудио- и видеосредств, проводит видеосъемку мероприятий;

содействует пополнению видеофонда.

Лаборант:

оказывает помощь преподавателям в подготовке и проведении занятий в видеоклассе;

составляет план использования аудио- и видеосредств;

следит за чистотой и исправностью помещения и оборудования.

7.4. Издательский комплекс

Штат – 3 человека: руководитель издательского комплекса, специалист по программному обеспечению, специалист по печатному оборудованию.

Руководитель издательского комплекса:

подчиняется директору школы и непосредственно руководителю медиацентра;

организует деятельность издательского комплекса;

составляет план подготовки и выпуска печатной продукции, согласовывает его с директором школы;

отвечает за сохранность расходных материалов и ведет их учет;

отвечает за сохранность и рабочее состояние оборудования;

контролирует деятельность специалистов комплекса.

осуществляет подбор необходимых программных средств;

осуществляет набор, компьютерную верстку и художественное оформление материалов;

следит за исправностью и чистотой рабочего места;

подчиняется руководителю издательского комплекса.

Специалист по печатному оборудованию:

следит за исправностью печатного и постпечатного оборудования;

выполняет печатные работы, копировальные работы, постпечатную обработку материалов;

Подготовлено коллективом гимназии №1 имени В.Г.Белинского, Пенза

– пост

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте