Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Индивидуально-личностное развитие подростка как фактор преодоления и предупреждения социально-эмоциональных проблем у учащихся. Опыт воспитательной работы с учениками 7-9 классов в условиях реализации ФГОС

Дата: 07 июля 2015, 20:06
Автор:

Современному обществу требуются образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способные ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовые учиться работать на благо страны и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Воспитательная программа «ИСТОК»

Пояснительная записка

Выбор направления воспитательной работы в классе осуществляется на основе диагностики определения уровня развития и интересов обучающихся, выявлении проблем в личностном развитии и межличностных отношениях.

Воспитание – сложное дело. Существует много его видов: умственное,  нравственное, физическое,  идеологическое, политическое, трудовое. Сколько у людей проблем – столько и видов воспитания.

Родители доверили мне самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. Моя задача – воспитать из детей завтрашних людей, прививать им лучшие черты личности, взгляды и привычки, нормы и навыки поведения.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг ребенка должна быть создана такая атмосфера, где ему будет хорошо и уютно, где его любят и ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.

Основные направления воспитательной работы.

«И» – интеллект

«С» – самопознание

«Т» – труд

«О» – общение

«К» – культура здорового образа жизни

Интеллектуальное развитие важно в любом возрасте.

Самопознание – ребенок должен знать себя и уметь управлять своими чувствами и способностями.

Труд  – обучающиеся должны быть готовы к трудовой деятельности.

Общение  важно  подростку, когда усиливается влияние коллектива на личность.

Культура здорового образа жизни – сохранять и укреплять здоровье обучающихся, формировать стремление к здоровому образу жизни.

Все направления взаимосвязаны. Если повышать интеллект, то нужно развивать самопознание, общение также зависит от многих факторов. В программе реализуется идея сотрудничества, которая способствует обогащению жизни детей, формирует психологический климат, укрепляет и развивает отношения во всем школьном коллективе. Воспитательная программа разработана с учетом возрастных особенностей обучающихся, отвечает их интересам и увлечениям.

Цель: Создание условий для разностороннего развития личности, обогащенной научными знаниями, культурой поведения, живущей в согласии с самим собой, с окружающей действительностью.

Класс

Задачи

7

Научи себя  учиться

1. Вырабатывать жизненные ценности, понимание добра и зла, честности, ответственности.

2. Продолжить работу по формированию учебной мотивации и развитию учебных навыков.

3. Развивать коммуникативные качества личности и основы культуры общения.

4. Создавать необходимые условия для проявления индивидуальности каждого ученика.

5. Развивать творческую деятельность через КТД.

6. Способствовать сплочению классного коллектива путем формирования социально активной позиции каждого ученика.

7. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

8

Утверждай

1. Научить любить людей, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям.

2. Способствовать формированию основ построения

межличностных отношений.

3. Формировать устойчивый интерес к знаниям, способность к самообразованию.

4. Формировать способность замечать, воспринимать, чувствовать,  понимать и ценить окружающую действительность.

5. Формировать стремление к здоровому образу жизни.

9

Найди  себя

1. Формировать активную гражданскую позицию.

2. Формировать представление о том, что нравственные ценности – главное в жизни человека в обществе.

3. Воспитывать положительное отношение к труду и способствовать профессиональному самоопределению.

4. Развивать интеллектуальные способности каждого ученика.

5. Продолжить формирование стремления к здоровому образу жизни.

Направления воспитательной работы – в прикрепленном файле.

В классе 24 ученика, из них 11 мальчиков. Ребята очень подвижны, любознательны, поэтому уделяю большое внимание тому, чтобы посещение уроков физкультуры, рациональное использование перемен, участие в спортивных мероприятиях было стопроцентным. Во внеурочное время обучающиеся занимаются в спортивных секциях как школы, так и поселка, входят в состав кадетского класса «Витязь. Кадеты», причем занятия проводятся и по выходным, они активные участники волонтерского движения спортивных соревнований. Каждый год мы с учениками ходим в лес и на каток. Проводим много бесед о формировании здорового образа жизни, участвуем в спортивной жизни школы и района.

Вывод:

Целенаправленная совместная деятельность классного руководителя, родителей и обучающихся по построению воспитательной системы класса способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:

– уровень осознания ценности дружбы обучающихся выше среднего по школе;

– высокая степень удовлетворенности запроса обучающихся по различным направлениям дополнительного образования;

– большинство детей хорошо чувствуют себя в коллективе и могут свободно высказывать свое мнение;

– обучающиеся имеют высокую степень удовлетворенности жизнедеятельностью в школе;

– в коллективе высокий  уровень сотрудничества классного руководителя и класса;

– уровень физического развития обучающихся выше среднего по школе.

В классе существуют некоторые проблемы, но есть желание, заинтересованность детей участвовать в жизнедеятельности класса, что позволяет решать данные проблемы и добиваться поставленных целей.

Мастер – класс по теме «Эмоционально-личностное развитие, как фактор преодоления и предупреждения социально-эмоциональных проблем».

Задание 1. Имена – качества. Я предлагаю нам познакомится. Прошу вас взять мандарин и назвать свое имя и какое-либо качество личности, свойственное именно вам и начинающееся на первую букву вашего имени.

Например, Лариса – «Любовь», Сергей – «Скромность». Каждый из нас –  личность.

Задание 2. Давайте поиграем. Вы команда и вам именно вам необходимо выполнить задание. Выполняя задание,  вы не разговариваете, друг с другом, не объясняетесь ни словами, ни жестами. Ваши коллеги не знают, какое именно задание у вас. Время 2 минуты.

Задания для участников игры:

1. В дороге коричневые и фиолетовые  кубики должны чередоваться, кроме одного участка.

2. Дорога от поворота до поворота должна состоять из зеленых кубиков.

3. В дороге должно присутствовать два поворота.

4. Дорога должна состоять из десяти кубиков.

5. Именно вы собираете дорогу, и не даете собирать ее другим участникам, даже если они настойчиво пытаются это делать.

6. Один участок дороги должен состоять из зеленых кубиков.

Получилось выполнить задание? Почему? У вас были взаимоисключающие задания.

Что помешало вам выполнить задание? Вы не слышали друг друга. Для того чтобы ученик и учитель могли взаимодействовать, они должны понимать друг друга и слушать.

Задание 3. Выполните  задание. Время выполнения – 1 минута.

Инструкция:

1. Внимательно прочитайте анкету.

Выполните задание.

АНКЕТА

1.            Ф.И.О._______________________________________________________

2.            Я легко раздражаюсь и обижаюсь

Обычно

Иногда

Редко

3.            Я могу взять на себя больше ответственности, хотя знаю, что буду чувствовать себя дискомфортно

4.            Я обсуждаю проблемы с людьми, которым доверяю

5.            Улыбнитесь.

6.            Запишите цифры от 1 до 9 в верхнем левом углу.

7.            Не обращая ни на кого внимание, похлопайте в ладоши.

8.            Громко произнесите фразу: «Я закончил (ла)».

9.            Прочитав содержание всей анкеты, выполните только задание под номером 5.

Коллеги, вы справились с заданием? А кто прочитал инструкцию? Вы выполнили все пункты или только один? Почему? Правильно, перед нами была поставлена задача  выполнить одно задание, а мы по инерции выполнили все, или почти все. Как часто мы отвлекаемся от поставленной цели, растрачивая свои силы. Перед нами поставлена одна цель – воспитать и обучить ребенка, гармонично развивать его личность, но в процессе воспитания мы можем отойти от цели.

При воспитании учеников мы иногда даем необъективную оценку их действиям, она мешает нашему восприятию действительности.

Например, мы повесили  «ярлыки» на детей, один ученик у нас «хороший», другой «плохой».

Я предлагаю вам выполнить задание.

Задание 4.  Прошу вас разделится на группы по два человека, взять листок бумаги, фломастер и нарисовать «ужасное», время работы 30 секунд. Теперь обменяйтесь рисунками в группе и создайте из полученного рисунка «прекрасное», время работы 30 секунд. Какие ассоциации у вас теперь вызывает рисунок?

Из любого ученика можно получить прекрасного, т.е. в ребенке можно и нужно рассмотреть найти самое лучшее, и даже если оно кажется ужасным, мы должны увидеть в нем прекрасное и прекрасное развивать дальше.

Задание 5. Упражнение «Мой герб». Каждый человек индивидуален. И эту индивидуальность надо сохранять и защищать. А как образовалось слово защита? (От слова щит). Вот сейчас каждый из вас себе сделает щит для защиты своей индивидуальности. А щиты во все времена были украшены гербами.

Герб разделен на 6 частей:

1.                  Достижение или событие, которое вы оцениваете как самое знаменательное в личной жизни.

2.                  Место, где вы чувствуете себя хорошо и уютно.

3.                  Самое большое ваше достижение в профессиональном плане.

4.                  Три человека, которым вы можете доверять.

5.                  Три слова, которые вы хотели бы услышать о себе.

6.                  Вещь (или предмет), при помощи которой вас может сделать счастливым другой человек.

Время выполнения – 3 минуты. Мы можете распределять части, как вы считаете нужным, создавая герб, вы пользуетесь рисунками, а не словами (исключение составляет 5 пункт). Не все из нас художники, и в рисунках допускается упрощение.  После того, как герб заполнен внутренним содержанием, прикрепите его к доске. Пожалуйста, защитите свой герб. У нас получается своеобразная галерея. Присмотритесь к  разным гербам: какой  из них кажется  вам наиболее понятным, какой  нет?

Вы все индивидуальны и неповторимы, но все мы хотим быть счастливыми, и в память о нашей встрече я хотела подарить вам буклеты о том, как сделать жизнь счастливой. А мандарин означает, что к вам в дом придет счастье, удача и любовь.

Ирина Кузьминых, учитель физики и математики Голышмановской средней школы №4 Тюменской области, победитель X Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt