Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Иная жизнь в иной среде

УГ - Москва, №32-№33 от 18 августа 2009. Читать номер
Автор:

Центр образования №1828 «Сабурово» – одно из первых образовательных учреждений Москвы, которое 20 лет назад, с самого начала своего существования, стало внедрять в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии. Школа, которая обучала в своих стенах около 3 тысяч учеников и имела почти 300 сотрудников, нуждалась прежде всего в оперативном управлении. Поэтому первые шаги в создании школьного информационного пространства были сделаны с целью внедрения ИКТ в управление школой.

Программисты школьного вычислительного центра разработали базы данных «Сотрудники», «Ученики», «Электронный журнал», которые заложили основу компьютеризации. С появлением локальной вычислительной сети, которая объединила все учебные кабинеты и службы ЦО, был завершен переход на электронный документооборот. Локальная сеть включает в себя такие модули, как: открытые папки учителей и подразделений ЦО, закрытые папки учителей, папки учащихся, видеоматериалы. Эти модули четко структурированы, что облегчает поиск необходимой информации, а также имеют код доступа, установленный администратором сети. Многочисленные документы, необходимые в работе школы, начиная с плана работы, а также аналитические материалы, локальные акты и т.п. не распечатываются для внутреннего пользования. У каждого сотрудника есть доступ к ним через персональный компьютер.

ИКТ обеспечивают и внутреннюю коммуникацию. Сегодня никто из сотрудников не представляет себе более удобного и оперативного способа обмена информацией, чем посредством внутренней электронной почты.

Электронное расписание учебных занятий, расписание творческих объединений блока дополнительного образования, размещенные в локальной сети и экспортированные на школьный сайт, доступны в любое время всем участникам образовательного процесса.

Одна из последних оригинальных разработок наших сотрудников – программа «Итоговая аттестация» – помогает оптимально составить расписание экзаменов с учетом всех необходимых условий, определить состав экзаменационных комиссий, отследить занятость всех сотрудников, привлеченных к итоговой аттестации, зафиксировать полученные результаты (каждым отдельным учеником, по классу, по предмету). Эти данные также в открытом доступе для всех заинтересованных.

Вся эта информация доступна не только через Интернет. Ее можно увидеть и на интерактивных экранах, установленных в центральных рекреациях школы.

Таким образом, реализуется принцип «прозрачности» школы – открытости информации об образовательном процессе для всех его участников.

Серьезным подспорьем в организации образовательного процесса, а также в обеспечении его безопасности стало применение ИКТ в пропускной системе Центра образования. Входя в школу и покидая ее после занятий, учащиеся и сотрудники отмечают электронные пропуска. Компьютер фиксирует время, информация хранится в базе данных и анализируется классными воспитателями и администрацией. Иногда эту информацию запрашивают родители учащихся, которым необходимо узнать, в какое время ребенок ушел из школы.

В настоящее время ведется работа по заполнению баз данных «Школьная библиотека» и «Медицинская карта ученика».

Таким образом, огромный массив информации, необходимой для нормальной работы школы и оперативного управления ею, хранится и обрабатывается при помощи современных ИКТ. В настоящее время мы ведем работу по приведению наших баз данных в соответствие с федеральным законодательством о защите персональных данных.

В 2006 году Центр образования стал победителем сразу в двух значительных конкурсах: российском ПНПО и московском «Строим школу будущего». Средства, полученные в виде грантов, полностью были направлены на формирование материально-технической базы Школы информатизации. В результате практически все учебные кабинеты оснащены интерактивными досками (Smart Board, Activе Board, Mimio), проекторами, компьютерами и другой техникой, оборудованы электронный читальный зал, мобильные классы, мультимедийная лекционная аудитория, физическая лаборатория, все компьютеры в ЦО имеют выход в Интернет.

Сформированная база средств ИКТ и кадровый ресурс (в ЦО внедрена непрерывная система повышения квалификации педагогов по ИКТ совместно с ЦИТУО и МИОО) позволили приступить к широкомасштабной работе по созданию единого информационно-образовательного пространства ЦО, которое включает в себя локальную вычислительную сеть, личные пространства учителей на сайте ЦИТУО http://learning.9151394.ru, сайты Центра образования, педагогов, классов.

ИКТ не создают новую, альтернативную образовательную структуру, они раздвигают рамки образовательного пространства, значительно активизируя и стимулируя творческое участие в образовательном процессе всех его участников. Меняется уклад школы. Меняется, причем не принудительно («так требует методика»), а естественным образом («так получается хорошо») роль учителя и ученика. Ученик становится не пассивным получателем информации, а активным участником учебного процесса. Уже сейчас многие ученики значительно мобильнее учителей в поисках необходимой информации и осведомленнее в возможностях технической ее обработки.

Но роль учителя не умаляется. Учитель – организатор процесса обучения и партнер, наставник и соученик. Он учит анализировать информацию, ориентироваться в ней и эффективно ее использовать. Учитель не только гид в нарастающем потоке информации, он автор, разработчик учебно-методических комплексов, в которых воплощает свои творческие идеи, а это серьезный стимул, мощная мотивация профессионального роста учителя. Электронная методическая копилка Центра образования включает разработанные учителями и учащимися ЦО многочисленные презентации по всем базовым и профильным учебным курсам, электронные пособия, уроки с применением мультимедиаучебников, обучающие и контролирующие программы. Многие программные продукты описаны в профессиональной печати (например, серия интерактивных игр по истории Отечества, учитель А. Эсманская), представлены на региональных и межрегиональных курсах повышения квалификации (электронное учебное пособие «Зарубежная литература. Эпоха Возрождения», учитель С.Баранова), на профессиональных конкурсах (серия дистанционных интернет-уроков физики на конкурсе «Учитель года», Л.Сианосян). Учителя математики, информатики, биологии, химии, географии приняли участие в апробации цифровых программных продуктов (Федеральный центр апробации) и активно используют их в учебной практике. Учитель начальной школы Е.Архипова, учитель информатики О.Арапова отмечены дипломами участников Всероссийского конкурса на лучший видеофильм об использовании интерактивной доски на уроке.

В Школе информатизации существенным образом меняется и методика обучения. Чем активнее включен ученик в учебный процесс, тем эффективнее результат. Метод проектов, предполагающий деятельностный подход к обучению, в Школе информатизации вытесняет репродуктивный и объяснительно-иллюстративный методы, превалирующие в массовой учебной практике сегодня. В мобильных классах Центра образования, где у каждого ученика персональный ноутбук, проводятся уроки, на которых главной задачей становится самостоятельное решение учебных задач на основе деятельностного подхода. Учитель направляет поиск учащихся, обсуждает вместе с ними полученные результаты. Все чаще находит применение на уроках по разным предметам метод проектов. Приведем примеры проектных работ учащихся Центра образования, подготовленных с использованием ИКТ: «Исследование рынка банковских услуг в Москве», «Дайджест новейших достижений науки и техники (на английском языке)», «Исследование возможностей программы FrontPage для создания викторин и сайтов», Flash-проект «Я ученик», «Решение геометрических задач повышенной сложности с помощью «Живой математики» и многие др.

Школа информатизации – адаптивная образовательная среда. В ней предоставляются равные возможности в получении образования детьми с различными способностями, с ограничениями здоровья, из различных социальных групп независимо от места их проживания. В этой связи важную роль играют элементы дистанционного обучения, которые учителя активно включают в учебный процесс.

На сайте ЦО есть страница «Дистанционное обучение», где размещаются материалы по подготовке к экзаменам, контрольным работам, тренировочные тестовые задания, презентации уроков, работы учащихся и т.п. Кроме того, все учителя ЦО имеют личные пространства на сайте ЦИТУО, где они разрабатывают свои курсы с ИКТ-сопровождением. Эти дистанционные курсы имеют разную направленность:

– непосредственно учебный курс (например, «Биология, 8 класс», учитель Е.Лобкова, «Литература, 10 класс», учитель Ю.Никифорова, «История. 6 класс», учитель А.Эсманская и другие);

– дистанционное сопровождение подготовки учащихся выпускных классов к итоговой аттестации (например, «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ, 11 класс», учитель И.Главинская, «Русский язык. Подготовка к ГИА-9», учитель С.Баранова);

– дистанционное сопровождение спецкурсов (например, спецкурс по английскому языку «Домашнее чтение», учитель Т.Аринова, «Теория и практика анализа художественного текста», учитель И.Главинская).

В результате этой работы формируется не только методическая копилка учителей, но и происходит обмен опытом с широким кругом коллег, поскольку курсы, разрабатываемые учителями, открыты, к ним имеют доступ как слушатели курсов, так и гости.

Для учащихся присутствие на дистанционных курсах особенно важно в тех случаях, когда они по болезни пропустили уроки в школе. Также ученик может многократно вернуться к материалам занятия, еще и еще раз проработать трудную тему, через форум или посредством электронной почты задать вопросы учителю. Такой способ обратной связи абсолютно индивидуален и потому особенно важен в установлении доверительных отношений учитель – ученик.

Процесс дистанционного образования также обретает в Школе информатизации новый смысл. Это не только возможность максимальной индивидуализации процесса обучения, который строится по схеме учитель – ученик, это и обучение в сети, когда дети из разных школ могут стать слушателями одного спецкурса или разработчиками общего проекта. Пример такого проекта – дистанционная олимпиада по москвоведению «Москва и москвичи», которая в течение двух лет проводится учителями Центра образования в рамках сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями Южного округа.

Школа информатизации рассматривает ИКТ как «инструмент создания новой среды открытого образования». Говоря о сетевом взаимодействии в Школе будущего, мы выходим на понятие «Школа информатизации – школа Мира», поскольку Глобальная сеть позволяет в режиме реального времени обучать детей, живущих в разных странах. Первые шаги в этом направлении мы делаем сегодня совместно с университетом Майами, обучая учащихся ЦО английскому языку по индивидуальным программам в режиме реального времени.

Развитие ИКТ – процесс стремительный и безграничный. От того, насколько активно и эффективно школа научится использовать этот чудо-инструмент, во многом зависит ее будущее.

Самуил Горловский, директор ЦО №1828 «Сабурово»

Ирина Главинская, заместитель директора ЦО №1828 «Сабурово» по экспериментальной работе


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту