Принято считать, что сегодня главная задача системы образования в России ≈ это ее выживание, в первую очередь организационное и финансовое. Действительно, если мы не будем прикладывать все силы к сохранению и обновлению уже изрядно потрепанной советской материальной базы образования, мы рискуем развалить его окончательно. В то же время простое выживание любого организма (в том числе и социального) – скорее механизм его самозащиты, чем цель его существования. Любая система не только обеспечивает сама себя, но и для чего-то служит.
В этой связи возникают три вопроса.
1. Зачем существует и действует современная система образования? Какова ее цель?
2. Кого она образует? Что главное она призвана сохранить или изменить в людях, с которыми работает?
3. Как она это делает? Насколько методы ее работы отвечают объявленным целям?
Вопросы только на первый взгляд кажутся риторическими. В действительности они затрагивают очень серьезные идейные проблемы, без решения которых любая внешне “защищенная” и “обеспеченная” система со временем взорвется изнутри (самый яркий пример ≈ распад Советского Союза и всей мировой социалистической системы, вызванный в первую очередь идейным, а не материальным кризисом). Видимо, общество не в состоянии существовать без идеологического или религиозного стержня. Система образования как часть общества должна развиваться по тем же законам.
Между тем проблема отсутствия общественной цели образования возникла в России уже на рубеже 60-70-х гг. ХХ века. С годами ощущение общей бессмысленности школьного обучения только нарастает, и было бы неправильно сводить его к бессмысленности изучения тех или иных “лишних” предметов (ведь для предыдущих поколений они тоже были лишними, однако учеба в целом воспринималась с энтузиазмом). Последние десять лет ряд философов и публицистов пытались выйти из этого кризиса путем поиска личного смысла образования. Идеальная школа должна была стать местом “обслуживания” любых материальных и духовных запросов личности. Но везде, где ее удалось хотя бы приблизить к этому идеалу, образование как общественная система исчезло, превратившись либо в курсы по специальности, либо в клуб по интересам. К тому же оказалось, что многие свои образовательные интересы человеку всегда было легче удовлетворять самому, без всякой системы.
Дело в том, что система общественного, “массового”, образования была создана для того, чтобы обслуживать в первую очередь интересы общества, воспитывать его граждан не только как творчески самовыражающихся личностей, но и как людей с похожими стереотипами мышления и поведения, способных понимать друг друга и сотрудничать на основе общих интересов. Система образования, таким образом, не только обслуживает общественное развитие, но и определяет его направление, задавая приоритеты. В этом смысле классическая школа уже с XIX века постепенно превращается из центра информации в центр коммуникации (общий набор одинаково пройденных предметов дает не столько полезные знания, сколько необходимые предпосылки для общения).
Однако, если в основе системы не лежит каких-то важных общезначимых принципов и ценностей, к которым учащимся необходимо стремиться, образование обессмысливается. Причем ценности должны быть идеологическими, а не интеллектуальными. Так, например, Августин считал, что познание приближает человека к Богу и способствует его посмертному спасению, Коменский призывал овладевать знаниями, чтобы построить “земной рай”, Ленин говорил, что “молодежь должна учиться коммунизму”. Как только знания перестали вести к общественной цели и стали самоцелью, для большинства учащихся они потеряли смысл (те, кому они обеспечивают достижение личных или профессиональных целей, сохраняют свой интерес).
Таким образом, система образования должна либо обслуживать базовую общественную идеологию, либо (что актуально в российском случае) помогать обществу вырастить ее.
Но любой подобный идеологический поиск базовых гражданских ценностей неминуемо упрется в проблему стандарта образования. Не того, который сегодня бесконечно пересматривают в надежде сохранить “все самое важное” и выбросить “лишнее”, не содержательного, но идейного стандарта (своего рода гражданской нормы). Идейные установки в основе такого стандарта должны быть четкими и максимально определенными. Образовательная идеология, как и всякая другая, предполагает рамки, границы дозволенного.
На протяжении истории образования эти рамки ужесточались или смягчались. Они были религиозными (табу), морально-нравственными (закон) или рациональными (договор), но совсем обойтись без них не сумело ни одно общество. Сегодняшние правительственные призывы к “диктатуре закона” по существу отражают массовые общественные потребности в определенной и ограниченной идеологии. Что же касается образования, то оно вообще немыслимо без идеологического самоопределения, без того, чтобы каждый осознал свое отношение к общепринятым ценностям. Это не значит, что каждый учитель и каждый школьник будут причесаны под одну гребенку, но даже тем, кто не захочет лично принять эти ценности, будет легче выяснить, что им нравится, а что их не устраивает. Без такого образовательного самоопределения в обществе невозможны ни оппозиция, ни сотрудничество.
Кстати, пресловутое “содержание образования” выглядит тем более рыхлым и произвольным, чем слабее его идеологический костяк. Однако развитие школьных стандартов и образовательной идеологии в целом все больше уклоняется в сторону формального определения.
Проблема подлинности образовательного процесса (в том числе его идеологии), пожалуй, самая тяжело решаемая из трех. Имитация (подделка, подмена) царит сегодня почти во всех областях европейской культуры и постепенно проникает как в науку, так и в производство. Это не только угроза существованию европейской цивилизации, но и признак ее отчаяния. Учитель и ученик, министр и директор делают вид, что, с одной стороны, хотят дать образование, а с другой – получить его. Увы, образовательный процесс превращается в театральное действо, где главное – не достижение цели, а демонстрация себя.
В результате место мышления и переживания, место обучения, а в дальнейшем и место профессионального творчества занимает манипуляция идеями, чувствами, понятиями, образами, имиджами, статусами.
Выход из этого хаоса лжи и притворства пока не найден. Но поиск необходимо продолжать, т.к. без выработки новых критериев подлинности образования, без ясного различения реального и мнимого невозможно ни определить гражданский стандарт, ни поставить образовательную цель. И то, и другое основано на человеческой вере, а люди (особенно дети) по-настоящему доверяют только тому, что живет, а не тому, что выглядит живым.
Артем ЕРМАКОВ
Комментарии