Цели и задачи классного часа: – знакомить с традициями русской культуры, ее обычаями, с героями русских традиционных праздников; – воспитывать любовь к традициям русской культуры; – продолжать работу над формированием классного коллектива; – расширять кругозор учащихся.
Знай – это .По народному поверью, домовой – это добрый дух дома, хранитель в ночи хлебного духа в печи. поглядывает: справно ли хозяйка дом обхаживает, мужу подлаживает, деток поднимает, обряды старины соблюдает?Когда наши предки оставляли старый дом, то просили: «Батюшка , кланяемся тебе низехонько, собрали мы свое житье-бытье на новое место. Так и тебя просим, пойдем с нами».1. – хозяин запечный.: Это моя жена кикимора. Вообще-то она незлая, если ее не злить.: Молодцы, вот какие хозяйственные, домовитые!
Оборудование: пучки сухой травы, шарики, поздравление на доску, кроссворд, музыка, задания Домового, телеграммы, выставка, подарки, камин, атрибуты народного быта.
Ход занятия
I. Сообщение темы и целей
1. Стихотворение Т. Шарыгиной.
(Читают дети)
Домовой
От раскаленной крыши
На чердаке теплынь,
И терпким зноем дышит
Ромашка и полынь.
Как хорошо здесь летом!
Просох чердачный хлам.
Сквозь щели тени света
Трепещут по углам.
Когда ты слышишь скрипы,
Шаги над головой,
Шуршанье, кашель хриплый,
Знай – это Домовой.
Он в доме самый старый,
За все несет ответ.
Ворчит на всех домашних
И дом хранит от бед.
Он в полдень отдыхает
На жарком чердаке
А сам напоминает
Сучок на потолке.
2. Слово учителя:
– Русские традиции и обычаи мы должны знать и соблюдать. Сегодня мы поговорим об одном из героев русских традиционных праздников. Вспомним о добром духе дома – о Домовом. Ведь 10 февраля у домового именины.
II. Вступительный рассказ учителя:
– Давным-давно, уж и не упомнишь когда, жили себе люди, детей растили, хлеб сеяли, за домашними животными ухаживали. И вот стали они замечать: в одном хозяйстве все в порядке, дети крепыши, за какое дело хозяева ни возьмутся – все спорится, будто помогает кто.
По народному поверью, домовой – это добрый дух дома, хранитель в ночи хлебного духа в печи. Домовой поглядывает: справно ли хозяйка дом обхаживает, мужу подлаживает, деток поднимает, обряды старины соблюдает?
Когда наши предки оставляли старый дом, то просили: «Батюшка Домовой, кланяемся тебе низехонько, собрали мы свое житье-бытье на новое место. Так и тебя просим, пойдем с нами».
Мало кто видел домового, а вот слышали многие: под печкой кто-то возится, в подполе шуршит, в коридоре топочет. Любит дедушка уют и тепло, вот и ютится где-нибудь в уголке, за печкой, в темном чулане прячется, дремлет там до вечера. А как все в доме уснут, старый хозяин выйдет, весь дом обойдет, где заметит непорядок – поправит.
Чтобы задобрить дедушку, хорошие хозяйки ставят для него кашу. Ровно в полночь приходит он ужинать. Любит он и хлебушек. Отрежет хозяйка краюшку, посолит:
– Прими гостинчик да будь к нам поласковее, хозяин запечный. Кто с домовым дружит – горя не знает. Новый дом без своего домового – пустой, необжитой. Хоть и не в избу – в высотный дом въезжают, а все же на всякий случай впереди новоселов в новую квартиру впускают кошку. Она всю нечисть за собой уводит. Обычай такой до сих пор сохранился.
Ну, а как же переманить на новое место дедушку домового? Открывают двери настежь и говорят: «Милости просим дедушка, к нам на новое жилье!». Или «Дом – домовой, пойдем со мной, веди и домовуху госпожу, как умею награжу».
А как выглядит домовой?
III. Сообщения учащихся о героях.
1. Домовой – хозяин запечный.
Шустрый дедушка, не углядишь, а все же кое-кто успел подсмотреть: роста он маленького, с пенек, на человека похож, только весь шерстью оброс. Борода длинная, седая, в белую рубаху одет, а обут в лапти или в валенки. Хорошим хозяевам приносит пользу, а плохих наказывает. Он – тайный хозяин дома, хранитель домашнего очага. Бережлив и расчетлив, не любит лишних расходов. Если жилье домовому по душе, то он верно и преданно служит семье. Завоевать симпатию домового не трудно – хорошо веди домашнее хозяйство, содержи дом в уюте и тепле.
(Ребята показывают свои рисунки «Как я представляю домового»)
– У Домового есть дальняя родня. Во дворе живет дворовой, в баньке – банник, в овине – овинник. Есть у него и жена кикимора.
2. Кикимора.
Живет в избах, в печках. С виду тоненькая, не толще соломинки, маленькая, серенькая, головка с наперсточек. При этом у нее зоркие глазки. Не отличается добротой. По ночам Кикимора вылезает из печи и балуется: путает пряжу, расплетает вязание, пугает топотом, стуком и хохочет. Людей не очень любит и способна вовсе из дома выгнать.
(Демонстрация рисунков детей).
3. Дворовой.
Живет в каждом дворе. Похож на домового. Следит за порядком во дворе. Отвечает за животных и хозяйство. Дружит с козлом и собакой и насылает болезни на тех животных, которых невзлюбил. Если дворовому понравился хозяин, то ему будет во всем везти.
4. Овинник.
Селится в дальнем углу овина (сарая, где сушили снопы). Овинник похож на огромного черного лохматого кота, глаза у него горят как раскаленные угли. Он следит за укладкой снопов и за их просушкой. Его стараются задобрить, кладут в овин пироги.
5. Банник.
Живет в бане. Обычно невидим, ночью шуршит среди веников. Те, кому, довелось с ним повстречаться, описывают его как маленького, худенького, беззубого старика. Чтобы его задобрить, в бане оставляют кусок ржаного хлеба, посыпанного солью, немного воды в кадушках, маленький кусочек мыла и веник.
Дедушка-домовой, хозяин запечный – самый добрый, любит чистоту и порядок.
IV. Приходит домовенок.
– Здравствуйте, узнали кто я?
(Дети отвечают).
– Правильно. Только я еще молод. И поэтому называют меня домовенком. Пришел я к вам в гости. Хочу дать советы, как вести хозяйство.
1. Набери в эмалированную кастрюлю 273 г чистой воды, закрой кастрюлю крышкой. Произнеси ровно 2703 раза без остановки колдовское слово «каырву», и вода в кастрюле закипит.
2. Если в тарелку с нелюбимой овсяной кашей добавить 1,5 кг молотого красного перца, уже никто не заставит тебя эту кашу есть.
3. Если у селедки появился неприятный запах, следует с полчасика подержать ее в бензине. Потом и выбросить не жалко.
4. Лошадь сзади бьет копытом,
У быка остры рога.
Обходить трамвай, как лошадь,
А автобус – как быка!
Учитель: Спасибо тебе, домовенок. Садись на лучшее место.
(Звучит музыка)
V. Вбегает кикимора.
Ну, как в печи, темным-темно,
А под полом ужи!
В такую ночь веретено
Тихохонько жужжит.
С кудельки нить, как шелк,
как пух.
Без песни, без огня.
Прядет, прядет кудлатый друг,
На Маню сон маня.
Гугукнул филин из дупла,
Веретено – молчок!
Да пряжа от трудов тепла,
Да серебрист сверчок.
Кикимора: Испугались? Так-так. Все собрались. И ты тут. А меня не пригласили. Ух я вас!
Учитель: Узнали, ребята? Кто это?
Домовой: Это моя жена кикимора. Вообще-то она незлая, если ее не злить.
Учитель: Проходи, госпожа, будь нашей гостьей!
Кикимора: Ну, если так, то ладно. А я не просто так пришла. Узнала, что здесь собираетесь именины отмечать, и сама пришла, и телеграммы принесла. Кто прислал эти телеграммы, отгадайте! А я вам не буду подсказывать.
(Читает телеграммы, дети отгадывают).
«Уж вы меня извините, что я не приехал к вам. У меня столько было забот да хлопот, пока устраивал дела своего хозяина. Пришлось даже людоеда съесть! А ведь это, согласитесь, не так уж приятно и просто сделать. Но у меня все кончилось удачно. Желаю и вам во всем успехов и удач!»
(Кот в сапогах)
«Не могу приехать к вам, потому что улетаю с милой ласточкой за синее море, где всегда лето и растут чудесные цветы. Я уже привязала себя поясом к ее самому большому перышку»
(Дюймовочка)
«Ушел от лисы! Качусь к вам»
(Колобок)
«Прилететь не могу. Объелся вареньем на дне рождения у Малыша»
(Карлсон)
«Спасите! Нас съел серый волк!»
(Семеро козлят)
«Поздравляем с праздником! Как только выясним, кто ел из моей чашки, сломал стульчик и спал на моей кровати, – сразу отправляемся к вам!»
(Три медведя)
«Я бы обязательно к вам приехал, но мы отправляемся в путешествие на воздушном шаре. Мы его сделали сами. Надували целых 2 дня. И вот в 8 часов утра – отлет! Наш поэт Цветик даже стихи про это сочинил. Ура! Нас ждут приключения! Вам тоже желаю побольше приключений!»
(Незнайка)
Кикимора: Молодцы, хорошо знаете литературных героев, видно, книжки читаете. А теперь давайте поиграем, а мы с домовым посмотрим, какие вы ловкие и быстрые.
Учитель: По моему сигналу девочки подбегают к кикиморе, а мальчики к домовенку.
А теперь под музыку выполняете движения, как будто помогаете родителям дома по хозяйству. Музыка заканчивается, вы опять подбегаете к кикиморе и домовенку.
VI. Рассказ кикиморы.
– Хорошо помогаете своим родителям. Но все равно я вас напугаю.
Страшная история
В одном городе жила семья. Папа, мама, дочь и сын.
Однажды ночью они вдруг проснулись от страшного звука: кап-кап-кап… В ночной тишине и темноте что-то капало. Папа встал, надел тапочки и пошел смотреть, что это. И не вернулся. За ним пошла мама. И не вернулась. Дочка пошла и тоже не вернулась. Пришла очередь сыну идти. Он встал и пошел. Идет, идет – нет никого. Только кап-кап-кап… Страшно! У него даже зубы застучали. Дошел он до ванной, глядит, а там вся семья пол подтирает.
Домовой: Молодцы, вот какие хозяйственные, домовитые!
VII. Рассказ домовенка:
– Мы бываем не только домовые, но и школьные. Ты, кикимора, сядь и послушай историю из школьной жизни. Послушайте и вы, ребята, что я вам сейчас расскажу. Мальчик сидел за черной партой и писал черными чернилами. Ему надоело писать. Он поймал черную муху. Бросил ее в черную чернильницу. Стал топить. Черные чернила сказали: – «Мальчик, пожалей черную муху!» Мальчик не послушал черные чернила и утопил черную муху. Вдруг из черной чернильницы вылезла черная чернильная рука. Она схватила мальчика и потащила в черные чернила. Мальчик страшно испугался и закричал. И открыл глаза. Учительница сказала:
«Сидоров, за то, что ты заснул на уроке, я ставлю тебе двойку».
Вот какие истории случаются в школе!
Кикимора: Нельзя спать на уроках! Это даже я знаю. Так ему и надо, двоечнику.
VIII. Разгадывание кроссворда.
Учитель: Сегодня к нам в гости пришла Валентина Николаевна. Мы с вами частые гости у нее в читальном зале. А сегодня она нам принесла кроссворд.
(Кроссворд вывешивается на доске).
1. Нечистая сила из «Сказки о попе и работнике его Балде». (Бес)
2. Какой предмет мебели является особо почитаемым в избе? (Стол)
3. Обувь надевает не на ту ногу, правого уха не имеет. Кто это? (Леший)
4. Что являлось символом достатка, изобилия и благополучия в доме? (Хлеб)
5. Какое животное считалось воплощением слабости, робости? (Заяц)
6. Что в доме должно было являться непреодолимым препятствием для нечистой силы? (Порог)
7. Злодей – долгожитель. (Кощей)
8. Был у домового брат, отвечающий за животных и хозяйство. Кто это? (Дворовой)
9. Иногда женой домового называют домовиху, а иногда… Кого? (Кикимору).
IХ. Выставка – обзор журнала «Домовенок».
Доска объявлений (сказочная).
Х. Награждение детей домовенком.
Домовенок: Я пришел не с пустыми руками, а с подарками для вас, дети. Чтобы вы запомнили сегодняшний день и меня, домовенка, и мою кикимору.
ХI. Итоги занятия.
Учитель: Прочитайте начало предложений и продолжите их:
Я расскажу дома…
Меня удивило…
Мне запомнилось…
ХII. Заключительное слово учителя: Мы желаем всем, чтобы в вашем доме было счастье, достаток и благополучие. Не забывайте угождать и ублажать своего домового. А чтобы не забывали, дарим нашим гостям маленького домовенка, которого дети сделали своими руками!
Всего хорошего!
Ирина МИРОНОВА, учитель начальных классов педагогического лицея
г. Великие Луки Псковской области, участница конкурса «Сто друзей»
Комментарии