Информатизация – это необходимый компонент и условие модернизации образования. При этом использование ИКТ в процессе обучения и в администрировании школ является одним из ключевых ее направлений. В Бузулуке данному вопросу уделяется особое внимание.
Городской ресурсный центр дистанционного обучения Управления образования муниципалитета – главный двигатель информатизации в городе. Он организует обучение педагогов на курсах по информационным технологиям, проводит семинары по ИКТ, осуществляет методическое сопровождение.
Так, за первый квартал 2008 года при содействии Регионального центра развития образования и Бузулукского гуманитарно-технологического института базовому курсу компьютерных технологий обучены 40 учителей общеобразовательных учреждений и 20 воспитателей детских садов. В рамках подготовки администратора ОУ подготовлены 25 специалистов. Также проводятся семинары на базе городских школ. На данный момент более 30 учителей погружены в вопросы использования новых технологий в деятельности педагога.
Особых успехов в информатизации добилась бузулукская гимназия №1, где созданы все условия для успешного развития ребят. В том числе широкое применение интерактивных досок, электронных планшетов, цифровой фотоаппаратуры, мультимедийных проекторов, плазменной панели и многих других видов технического оснащения.
Гимназия располагает тремя компьютерными классами, информационно-методическим центром, здесь есть даже своя мини-типография, радио- и видеостудии, внутришкольная локальная сеть. Создана единая информационная база данных, включающая в себя сведения об участниках образовательного процесса на основе программы «1С ХроноГраф школа – 2.5». Организован плановый доступ учащихся и сотрудников гимназии к сети «Интернет». Формируется электронный книжный фонд библиотеки и методических предметных объединений; банк электронных мультимедийных учебников, контрольных и обучающих программ по предметам, компьютерных энциклопедий и справочников; электронный каталог компакт-дисков. Автоматизированы лабораторные практикумы.
Ярким примером внедрения информатизации и новых технологических разработок в современном учебном процессе являются оренбургские учебные заведения: гимназия №4 и лицей №5. В четвертой гимназии учебный процесс строится на расширенной базовой основе образования и реализуется профильное обучение. В частности, это экономический, гуманитарный, географический профили. Педагогический коллектив видит основную миссию гимназии в формировании жизнеспособной, творческой личности, обладающей глубокими знаниями, социальной и гражданской ответственностью, способностью к саморазвитию, самопроектированию и самореализации. Недаром гимназия №4 в 2005 году стала финалистом второго всероссийского конкурса «Лучшие школы России» и получила Почетную грамоту Министерства образования и науки России. В 2006 году гимназия получила гранд в размере 1 миллиона рублей, который был использован на информатизацию учебного процесса – закупку компьютеров, интерактивных досок, сканеров, принтеров, мультимедийных проекторов. В гимназии 93 компьютера, 34 из которых соединены в локальную сеть и подключены к интернету. В читальном зале создан медиацентр, в котором имеются 6 компьютеров, подключенных к сети «Интернет», мультимедийный проектор, комплекс коммуникационного оборудования видеоконференцсвязи, что есть далеко не во всех вузах области. Ребята гимназии участвуют в лекциях, проводимых преподавателями и профессорами из Петербурга, других городов России, имеют возможность задавать вопросы, вступать в дискуссию во время проведения конференции, «круглых столов» практически в режиме on-line. В каждом кабинете прекрасно оборудовано место учителя: компьютер, принтер, сканер. В гимназии 6 интерактивных досок и 12 мультимедийных проекторов, стационарно установленных и постоянно используемых учителями на уроках и во внеурочной работе. Все учителя владеют основами компьютерной грамотности. Сайт гимназии занял 2-е место на областном конкурсе «Лучший сайт образовательного учреждения-2007». Информатика как учебный предмет преподается в гимназии со 2-го класса. Курс информатики является основой и катализатором информатизации процесса обучения в целом. Владение учащихся информационными технологиями позволяет использовать компьютеры для выполнения различных заданий по общеобразовательным предметам. В рамках курса информатики каждый учащийся 11-го класса выполняет разработку образовательного сайта. Таким образом, выпускники гимназии оставляют после себя не только добрую память, но и практический продукт. Инициатива преподавателя Н.В. Майстренко прижилась и применяется в гимназии 7-й год. Создание информационной среды – одно из приоритетных направлений модернизации гимназического образования. Учителя гимназии активно используют интернет-ресурсы при подготовке к урокам, участвуют в интернет-педсоветах.
Пятый лицей города Оренбурга не менее интересен в плане инноваций. В лицее в 2006 году была принята программа информатизации до 2010 года, которая сегодня успешно воплощается в жизнь. Лицей из обычной средней школы превратился в образцовое учебное заведение общегородского масштаба. Оборудованы 3 компьютерных класса, создана локальная сеть, объединяющая 3 компьютерных класса и библиотеку, произведен переход на электронный документооборот с органами управления образованием. Организован мультимедийный зал, укомплектованный 20 ноутбуками и большим 52-дюймовым цифровым телевизором. Практически все кабинеты оснащены компьютерами, включены в локальную сеть лицея и подключены к интернету. Идет оснащение всех классов видеокамерами, дающими возможность видеоконференций и контроля за качеством учебного процесса с рабочего места администратора. О контроле учебного процесса нужно сказать отдельно. Создан специальный сайт лицея, на котором оперативно предоставляется информация для родителей и учеников о ходе и качестве учебного процесса. Создана и успешно функционирует система оперативного предоставления информации родителям с использованием сотовой и другой связи. Теперь ученику очень сложно, практически невозможно прогуливать уроки, получить плохую оценку, совершить недостойный поступок, чтобы об этом мгновенно, практически в режиме on-line не узнали его родители или другие родственники. Всегда есть возможность узнать, как вчера сын написал контрольную работу или как дочка отвечала на уроке литературы. Лицеем приобретено 9 интерактивных досок, 14 мультимедиапроекторов. На сегодняшний день на 19 учеников лицея приходится 1 компьютер. Это практически среднеевропейский показатель, и это дает повод для гордости. Лицей один из лучших в Оренбуржье в плане применения системы «Электронная учительская», а программный комплекс «1С ХроноГраф шола – 2.5» позволяет автоматизировать планирование и организацию учебного процесса в школе, а родителям с домашнего компьютера не только контролировать обучение ребенка, но и помогать в учебе, взаимодействии с педагогами. Этот комплекс служит основой формирования единого информационного образовательного пространства. Говоря об успехах лицея №5, нельзя не сказать добрых слов в адрес директора, заслуженного учителя Российской Федерации Стернова Виктора Георгиевича, заместителей директора Гусаренко Василия Назаровича и Кузнецову Надежду, учителя английского языка Жильцову Елену Евгеньевну и учителя химии Павлову Елену.
Иными словами, информатизация здесь идет полным ходом, заставляя совершенствовать методы работы и повышая качество знаний учеников.
Дмитрий Огородников, Ирина Фоос
Комментарии