Можно ли сегодня представить подбор любой информации без использования поисковых систем сети Интернет? Комфортно ли ты себя чувствуешь, если забыл дома мобильный телефон? Ответы на эти вопросы очевидны.
Образование сейчас невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). На мой взгляд, ИКТ можно уже смело называть второй кожей. Конечно, вопрос о положительном влиянии использования информатизации будет еще много лет спорным, но я хочу попытаться разобраться в этом и попробую выделить основные положительные факторы их использования в образовательной деятельности.Влияние информационных технологий на человека в настоящее время трудно переоценить. Достаточно спуститься в метро и присмотреться к пассажирам. Уже совсем немногие читают обычные книги, в основном все используют различные устройства (смартфоны, планшеты, электронные книги). Стремясь обособиться, многие предпочитают вдобавок к чтению слушать музыку плееров опять с тех же самых ранее упомянутых гаджетов. Это я говорю о взрослых, уже состоявшихся людях. А что говорить о детях, которые даже не знают, что можно как-то иначе.Человек всегда выбирает путь наименьшего сопротивления, тридцать лет назад большее количество детей предпочло бы просмотр фильма чтению книги. Однако сегодня, в век больших потоков информации общество все сильнее отрывается от реальности. Сейчас школьник не идет в библиотеку за книгой, а скачивает ее на свое устройство. Молодые люди на встречах все меньше используют реальное общение, так как их внимание приковано к смартфонам, планшетам, ноутбукам, но с их помощью они тоже обмениваются информацией, используя социальные сети, Viber, Whatsapp, Instagram (замечу, что все эти программы можно использовать в обучении). Процесс виртуализации необратим, всем понятно, что надо обратить его в средство достижения учебных результатов. Кстати, в соответствии с принятым ФГОС (в разделе «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования») образовательный процесс должен формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.Фактор 1: использовать ИКТ в школе велит закон.Мозг ребенка лучше воспринимает любую информацию, если ее подают в развлекательной форме, вот почему дети с легкостью воспринимают предложенные на уроке данные с помощью медиасредств. С использованием ИКТ учебный процесс не будет скучным, а учащийся будет чувствовать потребность в получении новых знаний. Трудно представить урок без использования демонстрационных материалов. Раньше это были портреты ученых, писателей, карты (они имели свойство изнашиваться), а сейчас это красочные презентации Power Point, Prezi.com. Работу на уроке вообще невозможно представить без проектора, а у многих на смену ему уже пришли интерактивные мультимедийные доски (у меня такой, к сожалению, нет), где обычные презентации могут уже оживать, и здесь происходит внедрение образовательных игр, особенно это актуально для получения знаний учащихся начальной ступени обучения.Фактор 2: ИКТ в школе обеспечивает наглядность и поддерживает интерес учащихся.Ни для кого не секрет, что работа на компьютере помогает любому структурировать информацию, составлять таблицы, работать с текстами, строить графики, создавать базы данных, подготавливать мультимедийные презентации. Эти метапредметные умения – базовые навыки, требуемые при приеме на любую работу.Фактор 3: Знание ИКТ, уверенное пользование ПК помогут в дальнейшей жизни.Использование сети Интернет, бесспорно, оправдано с точки зрения и сокращения времени на поиски информации, и мобильности, и оперативности получения ответа на свой запрос, допустим, на электронную почту. Ученику и учителю Интернет помогает готовиться к занятиям, так как с его помощью легко отбирать нужную информацию. Различные социальные группы для педагогов, образовательные ресурсы, содержащие видеоуроки, презентации, помогают сделать занятие правильным, логичным, интересным без особых ресурсных затрат.Фактор 4: Интернет делает подготовку проще и эффективнее.Я работаю учителем в обычной московской школе и могу отметить преимущества использования также дистанционных курсов, которые помогают удаленно заниматься всем, даже тем, кто заболел, а мне задания, выполненные дистанционно, помогают оперативно оценить деятельность учащегося, его прогресс и работать по индивидуальной траектории по заполнению каких-то пробелов в знаниях обучающихся. В своей практике я часто использую образовательные тренажеры, которые помогают тренировать орфографические и пунктуационные навыки учеников.Фактор 5: Дистанционные курсы и тренажеры позволяют сделать процесс обучения непрерывным и продуктивным.Я уверена, что это далеко не все положительные стороны, о которых сейчас уместно говорить, но уже все перечисленное определяет необходимость использования средств ИКТ в образовании, потому что это делает процесс обучения интереснее, нагляднее, познавательнее, продуктивнее и эффективнее.Когда-то человек изобрел первые орудия труда, они позволили ему шагнуть вперед в эволюционном развитии. Сейчас необходимость идти в ногу со временем диктует постоянное использование ИКТ в образовательном процессе. Перспективы развития информационных ресурсов точно есть, завтрашний день будет нам диктовать что-то абсолютно новое. Но все ресурсы, на мой взгляд, нужно использовать для помощи в достижении целей занятия, а не вместо него.
Татьяна ЛАПШИНА,учитель русского языка и литературы школы №20
Комментарии