В эпоху информационных технологий, наверное, покажется архаичным определение нашего проекта как печатно-издательского. На самом деле проект вырос спонтанно, когда впервые пришел в школу ветеран Великой Отечественной войны Василий Сергеевич Суров.
Произошло это на рубеже веков. Василий Сергеевич тогда был уже заслуженным работником культуры России, профессиональным журналистом. Он предложил вместо стандартных монологов ветеранов ввести в регламент встреч со школьниками активные беседы о войне с обязательным участием ребят. Чтобы вызвать у них интерес к подобным встречам, он предложил ребятам писать книги об их дедушках и бабушках – участниках войны. Для нас это было делом новым, но мы решили попробовать.
Ребятам в разных классах было предложено прочитать воспоминания Василия Сергеевича Сурова и других ветеранов о войне и написать свой отзыв. Ребята отнеслись к этому заданию серьезно. Так возникла первая книга. С тех пор и до сегодняшнего дня Василий Сергеевич является бессменным идеологом нашего проекта. Вторая книга уже стала ответом на вопрос: «А можно мне написать о своем родственнике, чтобы о нем тоже знали одноклассники, учителя?»
Нам оставалось лишь оформить эту инициативу в конечный продукт (книгу) и придумать, как все это включить в системный образовательный процесс.
Путь к презентации книги очень длинный и нелегкий: сначала предстоит объяснить будущим авторам и их родителям, что делать с архивным материалом, который хранится в их семейном альбоме. Разговор об этом идет на журналистских семинарах, затем работа переходит в индивидуальные консультации. Эта работа никому не видна, но она очень важна и многопланова, в нее входит первая редакция, определяется, чего не хватает, где искать дополнительный материал, как произвести оцифровку старых источников, как обработать фотографию. Именно на этом этапе формируются и отрабатываются необходимые ключевые навыки. И происходит это не на уроках, не на материале, преподнесенном учителем, а на том, что тебе интересно, что тебя волнует, связывает личной связью с прошлым, с чем-то очень важным и особенным. И отметку никто не поставит. На данном этапе главной становится языковая приставка «со». Ты сотрудничаешь с теми, кто тебе помогает: с родителями, учителем, со своим героем, соприкасаешься с его воспоминаниями, последними письмами, становишься сопричастным событиям прошлого. Проект тебя захватывает, оказывается в фокусе твоего постоянного внимания. Ты этим живешь, пока работаешь над текстом, пока ищешь и потом с волнением ждешь выхода тиража.
В этом проекте ребята не просто увековечивают память о своем семейном герое, но и приобретают первый печатный опыт, значение которого в жизни современного человека трудно переоценить.
Вместе с Василием Сергеевичем наши лицеисты выпустили десять книг о войне. Это все были рассказы о родственниках – участниках и свидетелях войны. Девятая книга «Боль и память» в 2019 году получила на Московском фестивале детского творчества диплом I степени в номинации «Коллективный труд. Печатная книга». От издания к изданию мы шлифовали свое мастерство. И решили подготовить и выпустить книгу, посвященную подвигу Московского народного ополчения. Мы писали ее два года. Это был титанический труд: надо было поднять из архивов воспоминания вернувшихся с войны ополченцев и оцифровать их, предварительно отредактировав. Эту работу взяли на себя наши лицеисты. В чем-то им помогали студенты МПГУ, проходившие практику в нашем музее. Книга «Ополченцы 5‑й Фрунзенской в битве за Москву» получилась великолепная. В основе ее лежат воспоминания ополченцев, архивные документы, схемы, таблицы, фотографии. Ребята работали над дизайном обложки, дали название книге.
Огромная благодарность главе управы района Хамовники Максиму Александровичу Дерюгину за поддержку и помощь в реализации этого проекта.
Презентация книги проходила в нашей школе №1535, в цифровом доме «Хамовники», в библиотеках и вузах района, в Московской городской Думе, в Музее Победы. О книге писали в соцсетях, она вышла за пределы Москвы. Ее презентовали в Боровске, Наро-Фоминске, Каменском, в Бетлице, то есть в тех местах, где сражались в битве за Москву наши ополченцы.
Парадоксально, но факт: этому, казалось бы, далеко не новому традиционному проекту оказали неоценимую услугу медиатехнологии и социальные сети. Они стали прилагательными к самому слову «книга», открыв тысячам людей свободный доступ к нашим изданиям. Содержание многих из них представлено на сайте музея 5‑й ДНО.
Юбилейное, десятое, издание привело в действие еще один пусковой механизм. Нас стали активно находить потомки ополченцев 5‑й ДНО, которые узнавали о нашем музее, наших поисках, узнавали в героях опубликованных историй своих близких. В результате была создана Ассоциация потомков 5‑й дивизии народного ополчения, которые еще год назад не были знакомы друг с другом. У них есть наша книга, а у нас есть план совместных действий. Мы уже проводим вместе поездки по местам боев, пишем новую, одиннадцатую, книгу о войне, в которой равноправно разместятся рассказы наших ребят о своих прадедах и рассказы потомков ополченцев о своих отцах и дедах. Нам предстоит еще написать продолжение повести об ополченцах из Хамовников. Ведь дивизия не погибла под Москвой. Она пополнялась новобранцами и достойно прошла полный героизма и трагедий путь до Победы, участвуя в освобождении от фашизма пяти европейских государств. Теперь им, ребятам и потомкам, суждено проводить совместные музейные уроки, митинги с возложениями цветов к памятникам, работать в архивах, ездить на места сражений в Московской, Калужской, Смоленской областях.
Председатель МГД Алексей Валерьевич Шапошников назвал книгу рассказом от первого лица. Эти слова содержат такой глубокий смысл, что стали для нас не только ориентиром, вектором, но и девизом.
Валентина РЫХЛОВА, педагог-организатор, руководитель музея школы №1535
Комментарии