Нелегко объяснить малышу, что такое патриотизм. Оригинальные идеи, как сделать так, чтобы серьезные занятия были увлекательными, рождались у педагогов благодаря турниру, организованному педагогом-организатором центра инклюзивного образования «Южный» Анной Даурцевой.
В конкурсе на лучшую разработку игры по патриотическому воспитанию педагоги участвовали с воодушевлением. Поставленная перед воспитателями задача была конкретной и в то же время давала простор для творчества. Нужно было разработать игру, затем провести ее со своими воспитанниками, а в финале выступить с презентацией перед коллегами. Было несколько номинаций: «С чего начинается Родина», «Родной свой край люби и знай», «Бескрайние просторы Родины моей». Те, кому удалось наилучшим образом реализовать свои замыслы, были отмечены грамотами и личной благодарностью директора ЦИК Татьяны Вячеславовны Кизерман, которая возглавила жюри турнира.
Каждый педагог учитывал возраст воспитанников и их интересы. Для самых маленьких ребят подготовили игру «Найди флаг». С большим воодушевлением малыши выбирали нужные цвета главного символа страны, учились узнавать наше знамя среди многих других, тренировали память и внимание. Детям чуть постарше предложили дидактическую игру «Наряди матрешку». После близкого знакомства с русской народной игрушкой (тут можно было и покрутить-повертеть, собрать-разобрать, выстроить в ряд, сравнить, назвать и просто полюбоваться) воспитанникам показывали нарядную матрешку и просили помочь нарядить ее подружек. На бумажные силуэты накладывались элементы украшения, подбирался подходящий к цвету сарафана платок. Мальчики и девочки с удовольствием пофантазировали над дизайном одежды куклы-матрешки, ознакомившись с народными промыслами. «Цель нашей игры – прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям своей Родины, родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм», – подытожили в своем выступлении воспитатели младшей группы В.Г.Шестакова, Н.Н.Кравец.
Совсем другие задания ждали ребят из средней группы. Им показывали фотографии знаменитых памятников и «колдовали» волшебными словами: «В историю погружаемся, в памятник превращаемся! Раз, два, три, статуя, замри!» Слаженными действиями коллектив пытался повторить памятник «В ознаменование 300‑летия российского флота», памятник Петру I, что в Санкт-Петербурге, скульптуру «Родина-мать зовет!», памятник маршалу Жукову, что на Манежной площади. Дети очень старались, а в итоге узнали много нового и научились взаимодействию.
Необыкновенную сюжетную игру придумали воспитатели группы «Фантазеры» И.А.Савенкова, Е.И.Зуева. Вместе со своей командой они отправились в «Круиз по родной стране». Предыстория началась со стихотворения Владимира Степанова «Моя Родина Россия», где повествуется о родном крае, символах государства, столице нашей родины Москве, об истории, обычаях, народных промыслах – о том, что все вместе зовется Родиной. Внимательно послушав своего капитана, моряки собрали корабль из частей большого конструктора и отправились по патриотическому маршруту. Их ждали остановки в мини-музее «Россия – Родина моя», музеях «Достопримечательности Москвы», «Игрушки народов России», «Русские народные музыкальные инструменты» и театре «Русские народные сказки». Морское путешествие не прошло бесследно: дети окунулись в историю и культуру, попробовали творчески развивать сюжет игры и менять игровую роль в ходе развертывания сюжета, активизировали речевое взаимодействие. А всего-то и нужны были глобус, горячие сердца и немного фантазии.
Нравственно-патриотические игры разработали и педагоги из специальных групп по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В одном коллективе родилась мысль подготовить наглядно-дидактическое пособие – иллюстрированные кубики «С чего начинается Родина». В ход пошли старые ненужные кубики, для которых были подобраны изображения с основными символами России и событиями из ее истории. Разместив иллюстрации и укрепив их скотчем, воспитатели получили замечательную обучающую игру, к которой они приложили образец-подсказку. Как показала практика, детям интересны картинки с символами нашей страны. Воспитанники с удовольствием знакомились с предметно-развивающей средой нашей Родины.
Рассматривали рисунки, старались в правильном порядке собрать кубик по образцу. Специалисты сделали вывод: данная игра будет интересна для детей любого дошкольного возраста. Как и задумка другой специальной группы, где воспитатели подготовили патриотическую викторину. Волчок со стрелкой, наглядные распечатки заголовков, звезды для отметки выполненных этапов и, конечно, сами задания («собери флаг», «разложи технику по местам», «найди тень самолетов», «собери танк») – вот все, что нужно для веселого и познавательного досуга. Дети проявили живой интерес к волчку, с азартом выполняли задания, собирали пазл, подбирали, разглядывали и называли военную технику, учились соблюдать очередность, наблюдали за действиями друг друга. Педагоги в очередной раз убедились, что викторины оказывают сильное воздействие на эмоциональную сферу личности ребенка, его интеллектуальное развитие, так как пробуждают любознательность и радость от правильных решений.
Воспитатели О.С.Сидорова и О.А.Голубева создали настольную игру «Вперед, по городам России». Это целая монополия с национальными символами, деньгами, достопримечательностями, крупными городами, специально разработанными фишками, яркими изображениями и стопкой познавательных вопросов. Еще одна фантастическая реализация настольной патриотической игры – работа воспитателей С.В.Куликовой и Е.А.Малкиной под названием «Передвижение богатырей по Москве». Они изобразили карту с контрольными точками трех цветов: красный – «богатырская сила», синий – «мудрый богатырь», зеленый – «выложи узор». Пройдя маршрут, ребята из старшей группы выполнили задания на развитие общей моторики и координации движений, ответили на вопросы по столичным достопримечательностям, с помощью счетных палочек и шнурков выложили узоры. К финишу, по задумке авторов, дошли все игроки, а победила, как полагается, дружба!
Анастасия НИКОНОВА, тьютор центра инклюзивного образования «Южный»
Комментарии