Поведение человека формируется на основе опыта. В некоторых случаях правила, которые мы соблюдаем, не являются результатом нашего личного опыта. Нам достаточно примеров из литературных произведений, алгоритмов и инструкций, созданных по итогам произошедшего запланированного события или нестандартной ситуации.
Например, известные истории о семерых козлятах и трех поросятах хорошо работают в момент, когда нам необходимо объяснить ребенку, что не следует действовать без разрешения родителей. Следует отметить, что задача формирования поведенческой позиции ребенка, в том числе для обеспечения его безопасности, является одной из ведущих при планировании работы с детьми на уровне программы воспитания уже с дошкольного возраста.
Формирование основ безопасного поведения у дошкольников дома, в природе и социуме – это тот аспект, который требует постоянной модификации и дополнения в стремительно меняющихся современных условиях.
Ребенок 3-7 лет очень доверчив, эмоционален, у него не сформированы психические процессы и волевые качества, и когда возникает выбор между «хочу» и «надо», то зачастую границы между «нельзя» и «можно» стираются. Что поможет научить общительного и открытого ребенка дифференцировать опасное и безопасное содержание игр, сформировать умение действовать в незнакомой ситуации? Ну конечно же, то, что привлекательно, ярко, близко и интересно для самого ребенка. Педагоги дошкольных групп школы №1517 реализуют систему формирования навыков безопасного поведения у дошкольников, руководствуясь запросами общества и с учетом современных условий.
Первое, на что необходимо опираться при выборе педагогических средств и методов, – это психологические особенности детей конкретного возрастного диапазона. Специфика дошкольного возраста в том, что в обучении преобладают игровые и практические методы, которые педагоги умело интегрируют с наглядными и словесными. Мы не можем рассчитывать на то, что после длительной лекции ребенок «законспектирует» в своем сознании необходимые знания и сможет их применить в опасной ситуации. Поэтому большая часть обучения основана на создании игровых обучающих ситуаций, в которых детям предоставляется возможность выбора и разыгрываются последствия того или иного решения. И только после игры, когда ребенок получил возможность действовать и видеть последствия свих действий, мы можем обсудить правильность тех или иных поступков. Такой метод позволяет нам в доступной игровой форме закрепить с детьми навыки практических действий. Приведем несколько примеров игровых обучающих ситуаций (ИОС), спроектированных нашими воспитателями.
Поездка в метро
Воспитатель обыгрывает вагон метро, в котором едут мама (роль выполняет взрослый) и ребенок. Мама на остановке выходит из вагона, а ребенок не успевает. Ребенку предлагается решить, как поступить в такой ситуации. Затем его решение обсуждается, при помощи наводящих вопросов ребенка подводят к верным вариантам решений.
Заряди планшет
Воспитатель предлагает ребенку развивающую игру на планшете. Уровень зарядки аккумулятора планшета позволяет только начать игру, потом он выключается. Рядом лежит зарядное устройство. Воспитатель вслух рассуждает, как поступить ему, и ждет реакции ребенка, что он предложит. Если ребенок предложит помочь включить устройство в розетку, педагог объясняет, что сделать это лучше взрослому.
Отдельно рассмотрены примеры с настольно-печатными дидактическими играми, связанными с безопасностью. Безусловно, содержание многих наборов, выпущенных издательствами, педагогически обоснованно и позволяет воспитателям решать те или иные задачи. Однако содержание таких игр зачастую бывает несколько устаревшим. Так, например, во многих пособиях до сих пор можно встретить номера служб «01», «02», «03». Содержание, как правило, направлено на решение одной узконаправленной задачи (поведение в транспорте, обращение с электроприборами, дорожная безопасность). В таких играх трудно учитывать потребности конкретного ребенка и выстраивать с их помощью индивидуальную образовательную траекторию. Здесь на помощь педагогам приходит авторская дидактическая игра. При разработке таких игр воспитатели могут учитывать образовательные задачи, требующие решения в конкретной группе (подгруппе) дошкольников, с опорой на интересы конкретных детей. Это могут быть игры-бродилки со сменными полями, соответствующими разным направлениям в правилах безопасности, игры-ассоциации или игры с картинками или карточками. В создании таких игр принимают участие сами дети, что, без сомнения, повышает их интерес к деятельности. Нашими педагогами совместно с детьми сделаны такие игры, как «Страна безопасности», «Можно – нельзя».
Инфографика
Это направление работы с детьми подготовительных к школе групп. Дети в этом возрасте способны не только понимать причинно-следственные связи, но и объяснять их, давать пояснения поступкам, придумывать свои правила безопасного поведения. Все правила, которые придумываются детьми, отображаются графически при помощи пиктограмм. Это сложный процесс, поэтому здесь необходимо целенаправленное руководство взрослого.
Художественная литература
Она как нельзя лучше подходит для комплексного решения задач по формированию безопасного поведения дошкольников. Ведь сказка близка и понятна ребенку, он искренне переживает за ее героев, подсознательно ставит себя на их место. Детскую литературу можно использовать начиная с младшего возраста. Кому из взрослых не знакомы такие сказки, как «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», «Буратино» и многие другие? Эти сказки необходимо читать, обсуждать, инсценировать с детьми отдельные эпизоды.
Очень важно сообщать родителям о содержании работы по безопасности с детьми, для того чтобы дома они могли обсудить с ребенком интересные или сложные моменты, найти свои безопасные решения для той или иной ситуации. Воспитатели ведут еженедельный содержательный отчет образовательной деятельности по всем направлениям развития ребенка, в том числе включая формирование навыков безопасного поведения. К таким отчетам мы готовим фото- и видеоматериалы, что повышает интерес родителей к жизни дошкольников в группе и помогает им найти дополнительные точки соприкосновения в неформальном общении с ребенком.
Нельзя забывать, что работа с детьми должна выстраиваться комплексно, планомерно и целенаправленно. Только в этом случае решение задач по формированию навыков безопасного поведения в дошкольных группах будет эффективно.
Подробно ознакомиться с образовательной программой уровня дошкольного общего образования, в которую включены средства и формы организации работы с воспитанниками, можно на официальном сайте образовательной организации.
Лидия КАЧЕНОВСКАЯ, старший воспитатель школы №1517; Светлана КОЗЛОВА, Светлана ШЕРЕМЕТЬЕВА, воспитатели школы №1517
Комментарии