Мы все когда-то росли в окружении ярких узорчатых предметов, украшавших наш быт: вышитых полотенец, пестрых лоскутных одеял, домотканых половиков. В раннем детстве бродили по пышным клумбам настенного ковра, словно по собственному сказочному саду… Стоит убрать их из нашей памяти, и мир сразу станет обесцвеченным, тусклым, необжитым. А вслед за ними уйдет из нашего мозга нечто важное – постижение красоты, творческое воображение, эмоциональная связь с прошлым.
Это наглядно показано в трейлере VR-проекта «Игра ремесел. VR-погружение в мир народных промыслов»: жостовские подносы и палехские шкатулки внезапно улетают со своих полок неизвестно куда, и тут же пустеет и темнеет пространство дома. К счастью, это происходит лишь в виртуальной реальности (той самой VR). Благодаря цифровым технологиям человек способен не только разрушить цветной мир, но и нарисовать его заново. Для этого и придумана «Игра ремесел», проект, созданный специалистами РИА «Новости» по заказу ассоциации «Наследие и традиции» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Он служит популяризации народных промыслов – бесценного пласта русской истории и культуры и перспективной части российской экономики.
Надев очки виртуальной реальности, пользователь не только изучит особенности народных ремесел, но на время станет художником и создаст свои варианты применения традиционных узоров для разработки дизайна бытовых предметов. В VR-проекте представлены жостовская и тагильская росписи по металлу, мезенская и хохломская росписи по дереву, гжельская роспись керамики и палехская лаковая миниатюра.
…Надев VR-шлем, я попадаю в виртуальную двухэтажную мастерскую, похожую на настоящую, где есть и деревянный стол мастера, и мудреные инструменты. Двигаю джойстик, и вдруг случается чудо – передо мной вспыхивает, словно салют в ночном небе, пышный жостовский букет, тот самый, из моего детства. Мгновение – и он рассыпается на части. Мне предстоит, пользуясь кнопочками, прикрепить осколки друг к другу, собрать поднос, как пазл. «Ура, у вас получилось!» – радостно восклицает голосовой помощник. Двигаемся дальше и «оживляем» бело-синие волны гжели и красное золото хохломы, чувствуя себя немного волшебниками, а заодно узнаем краткие сведения об их истории, рассказанные тем же бодрым голосом закадрового помощника.
– Перед нами стояла нетривиальная задача – объединить историю народных промыслов и игровые механики так, чтобы они были неотделимы друг от друга и подходили к концепции мастерской, – говорит сценарист VR-проекта Руслан Жигалов. – И это было нелегко, ведь народные промыслы – это ручной труд с минимальным использованием высоких технологий. Мы его упростили, игроку не надо долго сушить деревянные изделия или покрывать олифой. Но и в адаптированном виде процесс производства изделий народных промыслов очень увлекателен и несет огромный творческий потенциал. VR-технологии с их тактильностью наилучшим образом передают особенности этого процесса, можно подвигать предметы, покрутить их в руках, комбинировать разные узоры и техники. Проект наш просветительский, он представляет собой синтез познавательного и интерактивного, это история, завернутая в игровую упаковку.
Несмотря на универсальность VR-технологий, создатели понимают, что их проект не замена книгам, лекциям или мастер-классам, а всего лишь дополнение к ним. Он дает возможность увидеть, чем занимаются мастера, как рождается предмет искусства, показывает эту работу как сложную профессиональную деятельность. Участник игры должен разгадать несколько головоломок: собрать по частям сломанные и разбитые предметы, изучить этапы их изготовления на разных стадиях производства, «разрисовать» предмет разными красками. Создателям хотелось бы, чтобы пользователь вдохновился темой и продолжил обучение самостоятельно. У «Игры ремесел» достаточно богатый потенциал, ведь пока она включает всего шесть самых известных народных промыслов, а всего в России их десятки. Игру можно дополнять, не исключено, что со временем она откроет для широкой аудитории глубинные пласты народной культуры, поможет ей проникнуть в те страницы нашей истории, которые пока остаются неизведанными.
Авторы проекта делают ставку именно на молодых пользователей, поскольку они лучше, чем более взрослая аудитория, знакомы с VR-технологиями, им проще ориентироваться в них.
– Они будут передавать знания будущим поколениям, сохранение традиции отразится положительно на экономике, культуре, промышленности, в частности, на развитии предприятий, на туристической отрасли, куда, возможно, ребята захотят пойти работать, – убежден председатель правления ассоциации «Наследие и традиции» Сергей Коломийцев.
Однако значит ли это, что молодежь заинтересует тема проекта? Не ассоциируется ли у них само явление «народные промыслы» с чем-то отжившим, устаревшим вроде бабушкиных вязаных салфеток на телевизоре?
Советник директора по комплектованию фондов Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, искусствовед и историк Андрей Гилодо считает, что содержание игры и формат подачи выбраны совершенно правильно. Предметная среда обитания человека будущего должна быть насыщена красками и знаковыми культурными кодами, тогда он почувствует себя в ней счастливым. Конечно, дискуссии во время подготовки нового законодательства в сфере народно-художественных промыслов идут довольно остро и сложно во многом потому, что основная масса населения пока не воспринимает их как часть своей жизни и поэтому не питает к ним глубокого интереса. Долгое время ручной труд, прикладное искусство считались неактуальными. Поэтому сегодня нужно рассказывать молодежи о ручном ремесле как о многогранном художественном явлении, которое существует тысячелетия.
– Насколько значимо народное традиционное искусство для страны и нации? – напоминает Андрей Гилодо. – 1943 год был тяжелым для нашей истории, шли ожесточенные бои. Но все же именно в том году вышел приказ возвращать мастеров художественных промыслов из действующей армии в тыл. Был и второй приказ – о подготовке вернувшихся по ранению с фронта бойцов для сферы ремесел. Им была дана возможность получить творческую перспективную работу и заработать на кусок хлеба. Эти указы сохранили и спасли народные промыслы, поскольку в начале войны многие мастера уходили на фронт и погибали, унося с собой секреты мастерства. Проект «Игра ремесел» ненавязчиво объясняет нам, почему они необходимы и их надо сохранять. Это новый подход к пониманию народно-художественных промыслов как части национального менталитета.
Тем более что в последние годы во всем мире наметился интерес к национальной культуре и художественным традициям разных народов. Россия не исключение. Этника опять вошла в моду, возможно, это связано с развитием внутреннего туризма и путешествий в дальние уголки страны, и молодые художники и дизайнеры стали проявлять внимание и интерес к древним ремеслам, интегрировать этнический стиль в современные коллекции одежды, аксессуаров, мебели.
Директор и главный художник ООО «Гжельская мануфактура» Татьяна Сивова рассказала, что в ХМАО – Югре, например, поддержка народных промыслов оказывается на уровне губернатора через механизм грантов и стипендий. Дизайнеры объединяются и создают новые бренды на основе канонов народного искусства. Например, по-новому были «прочитаны» остяцкая вышивка и плетение из рогоза северных циновок обских угров (ханты и манси), которое традиционно использовалось на территории. Народное искусство объединяется со сложными технологическими экспериментами: недавно дизайнерский проект НОККА (ХМАО – Югра) запустил линейку образцов новых тканей для коллекции одежды и аксессуаров «Нефть и коды архаики». Узорами для тканей послужили снимки увеличенных капель нефти и срезов камня, соединенные с узорами национальной вышивки. Дизайнеры создают не только одежду, но и полиграфическую продукцию, и даже необычные дизайн-игры по мотивам «капли нефти». Если нефть – это основа нашей промышленности, почему бы ей не стать и частью культуры?
Но вернемся к «Игре ремесел». Конечно, VR-технологии не дошли еще до каждого дома, не у каждого подростка дома есть специальный шлем. Но существуют детские развлекательные центры, клубы, интерактивные музейные площадки, где через игру можно будет понять, что произведение искусства народных промыслов – это не только красивая вещица, но и особая многоярусная система мироустройства. Самобытный красочный оберег от потери культурной памяти, переданный нам далекими предками через толщу веков.
Людмила ПОЛОНСКАЯ, фото автора
Комментарии