Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Игра классиков. У Театра имени Маяковского два юбилея

Учительская газета, №36 от 5 сентября 2017. Читать номер
Автор:

Московский Театр имени Маяковского только что открыл юбилейный, 95‑й, сезон. Грядущий год вообще богат на памятные даты: в начале января легендарному худруку коллектива Андрею Александровичу Гончарову исполнилось бы 100 лет. Насыщенность важными событиями делает афишу сцены интригующей и яркой.

Сезон стартует с постановки Светланы Земляковой «На траве двора», идущей на Сретенке. Но уже 2 сентября состоялась первая премьера – спектакль «Блажь» по малоизвестной пьесе Александра Островского, поставленный Юрием Иоффе, с Татьяной Аугшкап в главной роли. Работа готовилась к выпуску еще в прошлом сезоне, но до зрителя дошла только сейчас.Островский вообще важный для театра автор. Каждый из блистательных худруков сцены отметился работой с наследием великого драматурга. В афише по-прежнему много классики, не забыты и крупные имена литераторов советской поры. В труппе нет слабых актеров, равно как и не наблюдается недостатка в лауреатах престижных сценических наград и премий. Вот и на грядущей «Золотой маске» с большой долей вероятности главным претендентом на победу в номинации «Лучший актер» должен стать Вячеслав Ковалев за роль в великолепной постановке нынешнего руководителя коллектива Миндаугаса Карбаускиса «Изгнание».Карбаускис всегда подчеркивал преемственность традиций в Маяковке. Возглавив театр в сложный момент, он вместе с коллективом прошел долгий путь к сегодняшнему успеху. Он прекрасно осознает, что самостоятельная история сцены, носившей сначала название Театра революционной сатиры, началась еще в 1922 году. В июне на базе Теревсата был сформирован Театр Революции, а художественным руководителем коллектива, дабы «влить новые соки», был назначен гениальный реформатор Всеволод Мейерхольд. Одним из самых значительных спектаклей дебютного сезона стало поставленное им «Доходное место» Александра Островского – блестящий образец революционной интерпретации классики.По сути, уже 95 лет назад был сформулирован принцип, определяющий вектор развития сцены, – «социальное и культурное воспитание массового зрителя». Он не был нарушен даже после стремительного ухода Мейерхольда. Главными чертами театра становятся волнующие современные темы, яркая театральная форма в сочетании с психологизмом русского театра.В начале 1930‑х годов театр возглавил Алексей Попов. Он переворачивает представление об амплуа ведущих актеров – Марии Бабановой и Дмитрия Орлова, превратившихся из лирической артистки и комика-буфф в достоверных героев первых пятилеток. Случались и сценические прозрения: спектакль «На Западе бой» предупреждал об угрозе фашизма на заре 1930‑х годов.Затем наступил период безвременья, подготавливавший новый взлет великого театра. В 1943 году в коллектив приходит Николай Охлопков – большой художник, режиссер-новатор. В то время сцена приняла название Московский театр драмы. Руководитель утверждал на ней «высокую театральность, богатство художественного вымысла и воображения, без которых правда о жизни и человеке остается бескрылой». Выдающимся событием середины 40‑х стала постановка «Молодой гвардии». В ней соединялись трагедийное начало, романтизм и психология. Алое знамя, вздымающееся за спинами героев, осталось сильнейшим впечатлением в памяти зрителей Москвы. Настало время и для обращения к классике: «Грозу» Александра Островского можно назвать программным спектаклем в репертуаре театра, который в феврале 1954 года был назван именем революционного поэта Владимира Маяковского.В охлопковскую пору на сцене появились «Гамлет» с Евгением Самойловым в заглавной роли, «Иркутская история», «Медея». Но преобладание комедийной тематики упрощало репертуарную политику Маяковки. Приход в 1967 году Андрея Гончарова на должность худрука открыл новую, едва ли не самую значительную страницу жизни коллектива.По своей режиссерской индивидуальности он напоминал Охлопкова: темперамент, театральность, интерес к психологическим глубинам были присущи обоим мастерам. Гончарова живо интересовал активный, действующий герой, а ведущей его темой стали «человек и общество, личность и общество».На сцене снова возникает Островский: Мария Кнебель ставит «Таланты и поклонники», традиционно читая драму как конфликт человека искусства с бездуховным социумом. Но ярчайшей удачей становится спектакль самого Гончарова «Дети Ванюшина», решенный как трагический фарс. Такая трактовка шла от Горького – еще одного знакового автора для Маяковки.«Разгром», «Трамвай «Желание», «Человек из Ламанчи», «Беседы с Сократом», «Старомодная комедия», «Венсеремос!» («Интервью в Буэнос-Айресе»), «Леди Макбет Мценского уезда» с грандиозными актерскими работами и блестящими режиссерскими прозрениями укрепляют славу Театра имени Маяковского. «Наполеон Первый», «Плоды просвещения», «Кукольный дом» зажигают новые яркие звезды на прославленной сцене.После смерти Гончарова в 2002 году театр возглавляет Сергей Арцыбашев – интересный режиссер, перед которым стояли труднейшие задачи – собрать разбежавшийся в лихие 90‑е по антрепризам коллектив, вернуть вдумчивого зрителя в зал, найти новые образы для крупных артистов труппы. Не все из них были решены, и в 2011 году в Маяковку пришел молодой, одаренный и уважаемый в театральном мире Миндаугас Карбаускис.Немедийный, очень творческий литовец сумел вернуть театру прежние глубину и славу, а в чем-то даже усилить их. Каким будет 6‑й сезон худрука Карбаускиса, выпадающий на юбилейную годовщину, пока сказать трудно. Но в премьерной афише уже значится Островский, труппа укомплектована и полна сил, а три прекрасно оборудованные сцены ждут своего зрителя. Театр всегда манил к себе звездным составом – в разное время здесь блистали Мария Бабанова и Михаил Астангов, Фаина Раневская и Лидия Сухаревская, Армен Джигарханян и Ольга Яковлева, Наталья Гундарева и Александр Лазарев-старший. Сегодня эту сцену украшают Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Анатолий Лобоцкий, Анна Ардова, Татьяна Орлова. Легендарная Маяковка не сдает позиций.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt