Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Игра, фантазия, сочинительство

УГ - Москва, №35 от 31 августа 2010. Читать номер
Автор:

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям как можно больше знаний, научить их читать, писать и считать, выработать способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость.

С​уществует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. Это часто возникающие страхи, срывы, заторможенность или, наоборот, развязность и суетливость у детей в период адаптации к школе. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, как справедливо отмечал Л.С.Выготский, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями».Педагогов нашего дошкольного учреждения всегда интересовала проблема раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве. И именно театрализованная деятельность дает возможность решать многие воспитательно-образовательные задачи, стоящие перед педагогами: развитие художественного вкуса, творческого потенциала, умение видеть прекрасное, сопереживать.В учреждении созданы материально-технические условия для эстетического и художественного развития детей: оборудована театральная студия с фойе и зрительным залом, музеем кукольного театра, с гримерной и костюмерной, а также мастерской по изготовлению костюмов; оборудована изостудия с музеем народной игрушки, «Русская изба»; изготовлено много костюмов и декораций к детским спектаклям. Центр развития ребенка – детский сад №1745 сотрудничает с лабораторией педагогики и методики дошкольного воспитания Московского института открытого образования, Южным окружным учебно-методическим центром, с детской музыкальной школой им. В.Я.Шебалина, с Центром развития творчества детей и юношества «Радужный».На протяжении многих лет учреждение работает в инновационном режиме: с 1998 года детский сад  стал окружной экспериментальной площадкой по театрализованной деятельности под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженного учителя РФ С.Мерзляковой.  В предыдущие годы  в рамках сотрудничества с лабораторией педагогики и методики дошкольного воспитания МИПКРО и МИОО в  ДОУ №1745 был разработан  методический материал по театрализованной деятельности, есть  публикации:- в книге «Фольклор – музыка – театр» под ред. С.Мерзляковой (2003 год); – система музыкальных занятий «Ожидание чуда» Л.Гераскиной (2002, 2003, 2007 годы); – методическое приложение к программе «РОСИНКА» (2003 год), куда вошли конспекты некоторых занятий по театру, разработанные педагогом дополнительного образования Л.Гераскиной; – на базе  детского сада созданы учебно-методические фильмы по театру «Волшебный мир театра», «Мой самый большой друг» «Интегрированные занятия по театру». Опыт работы  мы представляли на городских и окружных курсах повышения квалификации, а также на сценах Дома учителя в 2000 году,  ЦДРИ в 2003 году, на городской конференции (март 2007 года) «Истоки творчества», на городской научно-практической конференции «Методы и средства развития художественного творчества» (апрель 2008 года), на городском семинаре для музыкальных руководителей города Москвы (декабрь 2009 года). В рамках сотрудничества с лабораторией педагогики и методики дошкольного воспитания Московского института открытого образования   наше дошкольное учреждение  реализует модульную педагогическую систему воспитания и развития детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет «РОСИНКА» – В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО» Л.Куцаковой, С.Мерзляковой по разделам: «Театр и театрализованная деятельность» и «Музыка и музыкальная деятельность», которые представляют собой реализацию современной идеи интегрированного воздействия на ребенка различных видов искусства и художественной деятельности.Программа нацеливает педагогов на организацию детской поисковой деятельности, так как детское творчество проявляется именно в процессе поиска. Поэтому так важно создавать разные ситуации, в которых ребенку приходится производить как можно больше проб, направленных на решение нового, необычного. Только так развивается природная любознательность детей, формируется активное отношение к окружающему, обогащается их жизненный опыт.Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению, с возрастом падает), поэтому необходимо расширять этот потенциал, формировать и совершенствовать уникальные детские способности.  Детская художественная деятельность многосоставная; в нее входят изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная. Со всеми видами художественной деятельности происходит дальнейшая дифференциация, появляются новые виды (художественный труд, дизайн, детский оркестр) и наряду с этим идут поиски различных видов объединения музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности общей темой, появляется новый тип комплексных, интегрированных занятий, где дети создают один и тот же образ средствами разных видов искусств.Благотворной формой такой интегрированной, комплексной работы с детьми стала театрализованная деятельность, театрализованные игры. Ведь театр объединяет все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно-прикладного искусства.С 2008 года  наше ДОУ участвует в совместном проекте Департамента образования Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы», мы стали сетевым дошкольным учреждением Ресурсного центра «В таланты с малых лет». Тема нашей работы «Театр и театрализованная деятельность в детском саду». В нашем детском саду занятия по театрализованной деятельности ведет почетный работник общего образования Российской Федерации, автор оригинальной системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ожидание чуда» Лариса Гераскина. Занятия строятся на использовании театральной педагогики – технологии актерского мастерства, адаптированного для детей. Техника речи, сценическое движение, этюды без слов и со словами, знакомство с театральной азбукой – вот неполный перечень используемых приемов. Все занятия носят игровой характер, часто принимают вид мини-спектакля (эмоционально-познавательного характера). Красной нитью через любое занятие проходит идея развития творческого потенциала ребенка.Для творчества, как и для восприятия произведений искусства, необходимо два качества, дарованные нам природой, – способность мыслить и способность чувствовать, переживать мир, который полон запахов, красок, звуков. Ребенок познает его руками, глазами, слухом, пробует на вкус… И если ребенок чувствует – значит знает. Творчество – тот канал, по которому может выявиться и реализоваться в материале внутренняя жизнь детской души.Педагоги дополнительного образования, мастерски используя различные формы организации работы с детьми, поддерживают постоянный интерес детей к изобразительной и театрализованной деятельности. Успешность таких видов деятельности, как изобразительная и театрализованная, зависит от большой предварительной работы с детьми. Поэтому педагоги дополнительного образования проводят большую работу с детьми вне организованных форм обучения. Педагоги выходят с детьми на прогулку для проведения целенаправленных наблюдений, приходят в группу послушать музыку вместе с детьми, рассмотреть иллюстрации, картины, игрушки, предметы прикладного искусства, репродукции известных художников, проводят различные игры и викторины, а также индивидуальные занятия с детьми, имеющими проблемы, и с одаренными детьми.Образовательно-воспитательное пространство учреждения – это повседневная, динамичная, увлекательная, творческая деятельность, организуемая коллективом учреждения, позволяющая решать новые задачи личностно ориентированного воспитания: формирование толерантности, чувства собственного достоинства, первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважения к традициям своего народа и других народов, культурного и экологически грамотного поведения. Организация разных видов деятельности направлена не только на результат, а на увлеченность самим процессом: активную эмоциональную включенность ребенка, поиск средств и способов исполнения, позволяющих ребенку использовать их самостоятельно и творчески, что приводит к развитию самой деятельности, а значит – к развитию ребенка.На занятиях по изодеятельности и театру дети экспериментируют, исследуют мир, играя самым разнообразным материалом: краской, глиной, камешками, щепками, бумагой, звуком, словом… Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем интереснее ассоциации – поиск связей между личным опытом и опытом культуры.В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений.Факт перевоплощения позволяет ребенку: – принимать на себя различные роли, проигрывать их, становясь тем или иным персонажем, учиться понимать его мысли и чувства;- становиться элементом воображаемого сказочного пространства (высокой горой, бушующим морем, глыбой тающего льда…);- вступать во взаимодействие с воображаемым пространством сказки (карабкаться по скалам, пробираться сквозь дремучий лес…).Игры с неоформленным материалом провоцируют фантазию, дают повод для новых ассоциаций. С каким удовольствием ребенок играет с воображаемыми предметами: пьет горячий чай из воображаемой кружки, передает горячий пирожок товарищу, моет руки. Точно так же он играет с неоформленным материалом, превращая в своем воображении палочки, лоскутки, камешки в персонажи с определенным характером (яркий пример таких упражнений – этюды с простейшими куклами-марионетками в виде лоскутков).Большим стимулом для развития творчества стало многократное проигрывание каждого этюда в разных вариантах от занятия к занятию, где каждый ребенок, примеряя на себя ту или иную роль, видит, как выполнили упражнение его друзья, и не хочет повториться, а  эмоциональная оценка педагога выполненного действия или упражнения стимулирует детей к дальнейшему поиску все новых и новых средств выразительности.Для того чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией и дает перспективу показа приобретенных навыков перед зрителем. Текст пьес, выбираемых для работы,  – основа занятий и по развитию речи, и по сценическому мастерству, и по изодеятельности. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. Старшие ребята сами решают, у кого что лучше получается и кто кого должен играть. Из игр и этюдов постепенно делается спектакль.Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью, однако наибольшую воспитательную и образовательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми. У ребят активно развиваются изобразительные навыки, ручные умения, творческие, изобретательские способности. С большим желанием и старанием мастерят дети эти игрушки и, конечно, с интересом используют их в театрализованной деятельности.Для показа сценок различных театров необходимы декорации. К их изготовлению тоже можно привлечь ребят. Они могут, например, самостоятельно смастерить разные деревья, скамеечки, из коробок – русскую печь или из нескольких разных по величине и форме коробок сделать блоки для дворца. Самостоятельная художественная деятельность детей да и целенаправленная подготовка к спектаклю на занятиях будет более интересной, если детям предлагать мастерить и играть с разнообразными куклами.  Для этого  мы проводим интегрированные театральные занятия,  где организуем практическую деятельность детей в «театральных мастерских», работая в которых дети мастерят персонажей спектакля, изготавливают элементы костюмов и декораций, а потом используют их в разыгрывании различных этюдов, сценок и упражнений. Ведь кукла для ребенка – стимул к театрализованной деятельности. Играя с ней, дети могут создавать свои сказки, придумывать порой удивительные, интересные сюжеты, свободно проявляя свою фантазию, воображение и творчество.  Например, при подготовке к спектаклю по русской народной сказке «Гуси-лебеди» дети предварительно лепили пирожки и наливные яблочки из соленого теста, на занятии их расписывали, а потом использовали в проигрывании сцен из спектакля. На занятии по подготовке спектакля по музыкальной сказке «Дюймовочка» дети сделали простейших марионеток из лоскутков зеленого цвета, лягушек из бумаги способом оригами, дорисовали декорацию болота, а потом с помощью этих лягушек выполняли упражнения и этюды, а декорацию использовали в проигрывании сценки на болоте. На занятии по подготовке к спектаклю «Самый большой друг» дети сделали макет декорации к спектаклю, а затем изображали разных африканских животных.  Таким образом, театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребенок – прирожденный художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Елена ПАВЛОВСКАЯ, старший воспитатель, почетный работник общего образования РФ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту