Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель будущего

Игорь РЕМОРЕНКО, ректор Московского городского педагогического университета:

Без спора истина не рождается
УГ - Регион, №50 от 25 января 2021. Читать номер
Автор:

Чтобы говорить о школе будущего и учителе будущего, надо представлять, как далеко в грядущее у нас хватит смелости заглянуть. Мне кажется, самое заметное изменение в следующем году коснется темы смешанных форматов обучения. Совершенно очевидно, что боязнь очередного всплеска заболеваемости COVID или страхи перед какими-нибудь новыми болезнями будут стимулировать все более и более активный переход к использованию гибридного онлайн-офлайн-обучения, распространение его на разные категории школьников. И это будет проходить не по принципу «либо все ходят в школу, либо все сидят дома», а обязательно с учетом текущей ситуации, максимально гибко.

Отсюда вытекает набор навыков, которые понадобятся педагогу. В первую очередь уверенное владение ИКТ, а также готовность и способность оперативно осваивать все то новое, что появляется в мире. А это различные программы, сервисы, ресурсы и, как это сейчас принято говорить, лайфхаки, которыми люди активно делятся в социальных сетях.

Вернется ли в этих условиях система разновозрастного обучения, когда один педагог одновременно работает с разными классами? Думаю, что нет. А вот более тесное межпредметное взаимодействие, причем как на уроке, так и вне занятий, – совсем другое дело. Тут можно ожидать все более активного взаимопроникновения разных дисциплин и сотрудничества педагогов.

Надо понимать, что на сегодняшний момент школа и учителя являются скорее заложниками текущей ситуации и вынуждены корректировать ее так, чтобы все-таки научить чему-то детей с максимально возможным эффектом и минимальными потерями. А вот что касается более отдаленных перспектив, то тут совершенно очевидно следует ожидать, что в какой-то момент количество накопленных изменений достигнет определенного предела и качественно повлияет на всю систему образования. Грубо говоря, пока мы имеем дело с идиоадаптациями – мелкими изменениями, но до принципиальных изменений – ароморфозов – еще далеко.

Тем не менее энтропия усиливается, и большая часть образовательных программ теряют свою значимость, что, кстати, вполне естественно. Например, все, что можно быстро найти в Интернете и применить для выполнения тех или иных операций, решения задач, будет выходить на передний план. А это в свою очередь поставит под вопрос содержание школьных программ и учебников. Движение в эту сторону можно наблюдать уже сейчас, ведь, казалось бы, никто и ничто не мешает сидящим дома детям, получив задание от педагога, просто достать бумажный учебник и изучить нужную тему. Но, как показывают наши исследования, в дистанционном обучении учебники сильно уступают разнообразию образовательных ресурсов, к тому же, и это не секрет, самостоятельно осваивать материал способны не более пяти процентов детей. Остальным обязательно нужно обсуждать тему, задавать вопросы, сверять понимание, иногда спорить с одноклассниками и так далее. Кроме того, будем откровенны, у нас, к сожалению, мало учебников, которые дети действительно хотели бы взять в руки и начать по ним работать самостоятельно, без принуждения со стороны взрослых. И вообще в содержании образования слишком много тем, которые невозможно освоить без сторонней помощи. Без спора, пусть даже и учебного, истина не рождается.

Иными словами, вряд ли стоит ожидать, что в будущем количество детей, успешно изучающих школьный материал самостоятельно, без помощи педагога или кого-либо еще, заметно увеличится. Таковы, как говорится, законы жанра.

В десятилетней перспективе, я уверен, изрядная часть учебного материала, которая легко гуглится, будет естественным образом уходить в Сеть. Даты исторических событий, простейшие алгоритмы решения уравнений, описание географических открытий и так далее. Достаточно выйти на тот или иной ресурс, чтобы получить об этом исчерпывающую информацию. А вот гораздо более сложные темы, которые есть в любом предмете (законы эволюции, понятие вещества, общая логика социально-экономических реформ, экспедиции и открытия новых земель и прочее), для качественного освоения надо обязательно изучать коллективно. И как раз тут стоит пересмотреть образовательные программы именно в этом контексте: то, что можно освоить индивидуально, – в одну корзину, а то, что надо изучать вместе, – в другую. Общение должно быть обязательно, без него говорить о полноценном образовании не приходится. Но его нужно уметь правильно организовать, особенно с учетом набитых шишек в период тотального использования дистанционных технологий.

Стоит ли ожидать в будущем краха классно-урочной системы? Думаю, нет. Ведь Ян Амос Коменский во главу угла ставил четыре главных принципа. Ему было не так важно, как дети рассаживаются в классе, сколько следование принципам: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) постепенности и систематичности знаний; 4) упражнений и прочного овладения знаниями и навыками. Насколько можно убедиться, переход от офлайна к онлайну ничуть всему этому не противоречит, хотя содержательно, конечно, некоторые из этих принципов заметно трансформируются. Сейчас вовсе не нужно во всем подражать классической классной комнате, заставлять своих учеников сидеть перед экраном компьютера в школьной форме с непрерывно включенной камерой. На мой взгляд, сегодня вполне можно обойтись без этого, сосредоточившись на понимании, обмене мнениями и оттачивании аргументации.


Комментарии

Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt