Мне близки слова английского писателя Уильяма Голдинга: «Понимать – это моя профессия». Но чем больше работаю в системе образования, тем сложнее мне понять роль школы и учителя в современном противоречивом обществе.
К сожалению, на мой взгляд, школа по-прежнему ориентирована на ту модель образования, где доминирующим элементом является установка на получение твердых и крепких знаний, которые со временем устаревают, а не на расширение опыта интеллектуальной творческой деятельности, воспитания эмоционально-ценностного отношения к знанию. Поэтому согласен с мнением тех, кто говорит и пишет, что школа должна готовить выпускника не к поступлению в высшие учебные заведения, а к жизни в обществе. А жизнь сложнее и многогранней, чем о ней сказано в учебных программах, образовательных стандартах и школьных учебниках.
А может быть, прав швейцарский педагог А. Ферьер, который писал: «…и сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребенок любит природу, поэтому его замкнули в четырех стенах. Ребенку нравится сознавать, чтобы его работа имела какой-то смысл, поэтому все устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения, его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить, ему приказали молчать. Он стремится понять – ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания – ему они даются в готовом виде…»?
А немецкий социолог Кукартц констатировал: «Школа как социальный институт всегда будет парализовывать инициативу и подавлять оригинальность». Прогрессивно настроенные педагоги могут не согласиться с этими утверждениями. Мы делаем все или почти все, чтобы воспитать свободную мыслящую творческую личность. «Сеем разумное, доброе, вечное, а вырастает… лебеда и чертополох», – горько отмечал учитель истории в известном фильме «Доживем до понедельника».
Современные молодые люди в настоящее время часто попадают в плен экстремистских, националистических, тоталитарно-религиозных и криминальных установок с их ценностями нетерпимости, стяжательства, кумиротворчества. Что может противопоставить школа этим социальным болезням? Школа должна развивать интеллект учащихся и учить работать с информацией.
Поэтому нужна образовательная программа по формированию культуры мышления современного ученика на основе включения в учебные программы всех предметов системы работы с философскими и психологическими знаниями, а также современными информационными технологиями. Понимание учащимися ценности интеллектуального труда – задача школьного образования. Процесс думанья становится образовательной ценностью, имеющей социальную значимость. Думающая личность остановится перед соблазном попасть в зависимость от сомнительных авторитетов и мессий.
Для организации продуктивного мыслительного процесса учеников в школе необходимо высвобождать учебное время за счет пересмотра содержания каждого учебного предмета. В условиях перехода к профильному обучению, казалось бы, это движение наметилось. Но осуществлять эту огромную работу будет учитель, сформировавшийся в условиях функционирования авторитарной технократической модели образования и имеющий невысокий статус в обществе.
Ученица десятого класса в небольшом сочинении написала: «Учитель в Петербурге не обладает оригинальным характером, он подавлен равнодушием своих учеников и серыми безликими стенами питерских школ. Он грустен оттого, что его будущее бесцветно. Он незаметен в толпе, он сливается с ней. Но в классе он – царь и бог». В этих субъективных наблюдениях выявлено важное противоречие между социальным статусом и профессиональными притязаниями современного педагога. Разрешение этого противоречия становится важной задачей нашего общества.
Игорь КАРАЧЕВЦЕВ, учитель истории и обществознания гимназии №166, учитель года России-2003, Санкт-Петербург
Комментарии