search
main
0

И вот январь. И дни назначены! Зимняя школа «Учитель года» живет и процветает. В 2019 году – в Ростове-на-Дону

​Каждый год в одно и то же время, 4 января, начинает свою работу Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» – образовательный проект Межрегионального клуба «Учитель года», поддержанный «Учительской газетой» и Общероссийским Профсоюзом образования. А в этом году, поскольку 14‑я Зимняя школа проходила в Ростове-на-Дону, – Институтом психологии и педагогики Южного федерального университета (ЮФУ), Институтом истории и международных отношений ЮФУ, Ассоциацией творческих педагогов Дона, гимназией №95 Ростова-на-Дону.

Координаторы программы Межрегиональной Зимней школы «Учитель года»-2019 – Владимир Нодарович Головнер, Светлана Викторовна Малькевич.Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года» – уникальное учебное заведение, в котором учатся школьники различных регионов России, а преподают учителя – победители региональных конкурсов «Учитель года». Зимняя школа функционирует пять дней в году – в период зимних каникул.Программа действует с 2006 года. Зимние школы проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Сарове Нижегородской области, Таганроге, Вологде, Ижевске, Ленинградской области. Сайт программы – www.pelikanschool.org.Основные цели программы: реализация краткосрочных интенсивных образовательных программ обучения групп школьников из различных регионов России в учебных мастерских учителей – лауреатов конкурсов «Учитель года» по их авторским методикам; широкий обмен опытом в форме открытых уроков, круглых столов, мастер-классов.Все уроки и другие образовательные программы Зимней школы «Учитель года» являются открытыми.Стоп! Это официальная информация. Она совершенно правдива, но… увы, не отражает духа, стиля, настроения Зимней школы! Мало ли школ проходит в каникулы? Наверное, немало, но такая – одна, уникальная, потому что проводят ее учителя года, потому что собираются сразу после встречи Нового года, потому что вместе взрослые и дети, потому что инициатива проведения исходит от педагогов!Чтобы попробовать понять, что происходит на Зимней школе, надо на нее приехать. Или хотя бы прочитать ниже интервью с инициатором летних и зимних образовательных встреч учителей года и их учеников, химиком школы №1259 Москвы Владимиром Головнером, а также с представителем московской делегации, учителем обществознания столичной школы №1259 Мариной Говоровой. И еще впечатления тульской одиннадцатиклассницы Елизаветы Шишковой, для которой Зимка в Ростове-на-Дону стала финальной (в качестве школьницы). В этом номере нет интервью с учителем английского языка лицея №11 Ростова-на-Дону Светланой Малькевич, которая взяла на себя основной груз хлопот по организации 14‑й Зимней школы. Но тут нужен отдельный материал, а лучше – памятник в центре Ростова-на-Дону!Ну, и куда без социальных сетей, где в группе Зимней школы-2019 активно выкладывалась хроника пяти насыщенных дней: vk.com/club174551599. Читайте, представляйте, как все было.- Владимир Нодарович, Марина Владимировна, чем отличалась 14‑я Зимняя школа «Учитель года»?Владимир Головнер: Впервые в проведении Зимней школы в качестве основных организаторов приняли участие учреждения высшего образования – два института Южного федерального университета. Торжественное открытие состоялось в ЮФУ, на нем выступили ректор, руководители институтов. Университет организовал видеосъемку уроков.Еще мы очень благодарны за помощь в организации Ассоциации творческих педагогов Дона, лично Галине Михайловне Нестеренко. И 95‑я гимназия, которая нас принимала, – тоже молодцы, все-таки выходные дни, праздник, а они рядом с нами. Директор Денис Олегович Ващинников все время присутствовал.Марина Говорова: Встречали нас караваем на вышитом рушнике. Потрясающе вкусный, дети сразу его съели! Было белоснежное, воздушное тесто в прямом смысле этого слова.- Обязательная часть программы Зимней школы – экскурсии. Что вам запомнилось?Марина Говорова: Ездили в Азов, погуляли по городу. Я добралась до Азовской крепости, там сфотографировалась. Вышли на набережную Дона, увидела его в первый раз. Он бездонный! Очень заснеженно было – и это был дополнительный классный эффект.Владимир Головнер: Были экскурсии по Ростову-на-Дону, город произвел впечатление. В нем есть сила, мощь. Еще мы побывали в двух казачьих городах – Азове и Новочеркасске. В Азове такой краеведческий музей! Огромный по площади и потрясающий по составу экспонатов. Просто заворожил всех. В рейтинге музеев России он занимает шестое место. Причем интерактивные формы подачи информации сочетаются с традиционными. Расстановка экспозиции тщательно продумана, и ее постоянно перестраивают. Есть просто жемчужины. Первая – палеонтологический отдел музея, там есть настоящий динозавр, его собрали по частям. Это редчайший случай, потому что в основном кости динозавров рассыпаются сразу, когда их выкапывают, а тут удалось найти экземпляр, который не рассыпался, и реконструировать его. Его собирали из фрагментов 18 лет! Еще у них уникальный экземпляр пещерного шерстистого носорога, чуть ли не единственный в мире. Они его тоже собрали и выставили, но рог лежит отдельно, потому что очень тяжелый. Перевешивает остальной скелет. Коллекция золота скифо-сарматского периода потрясает, перестаешь понимать, что это золото, потому что его очень много.Интересен Новочеркасск, потому что это настоящий центр казачества. Меня впечатлили памятники, как будто на Марсе побывал. У нас почитают политических деятелей, писателей, артистов, военачальников, а там чтут казаков, больше нигде такого не увидишь. Много памятников атаману Платову, есть улица его имени. В Новочеркасске мы побывали в двух музеях. Один – дворец атамана, где назначенные атаманы заседали, в советское время там был обком партии. И в музее донского казачества. Еще в Новочеркасске есть удивительный храм, очень красивый. Огромный, по величине третий в России, построен в конце XIX века.- Были ли соблюдены традиции Зимки? Появились ли новые?Марина Говорова: Был рождественский вечер, творческий концерт, эта традиция появилась в прошлом году.Владимир Головнер: Были традиционные «Ростовские штучки» – квест с заданиями, выполняя которые, мы знакомились с Ростовом-на-Дону.- Какое было самое интересное задание?Владимир Головнер: Например, надо было у памятника атаману Платову спеть песню «Любо, братцы, любо» в течение 30 секунд и разыграть ее. Поскольку все группы эту песню повторяли, окружающим людям на это было, видимо, любопытно смотреть.На набережной стоит памятник Дону-батюшке, надо было придумать обряд поклонения реке. Мы с нашей группой разыграли обряд принесения в жертву снега: разожгли костер и на бумаге плавили снег. Дарили Дону воду. По заданию надо было также привлечь жителей города к участию в обряде. Это был вечер, погода плохая – ветреная, снежная. По набережной почти никто не ходил. Но одну женщину удалось уговорить. Она, во-первых, поучаствовала в нашем обряде, во-вторых, рассказала, что рядом есть уникальное место – старый заброшенный купеческий склад на берегу Дона, купол у него разрушен, осталась только коробка. И эта коробка стала сама заполняться водой! Оказалось, что там источник, причем теплый. Образовался естественный бассейн с температурой плюс 16. Люди там купаются, как раз эта женщина шла туда с полотенцем.- Какая делегация себя ярко проявила на внеучебных мероприятиях?Владимир Головнер: В который раз производит впечатление тверская делегация под руководством учителя физической культуры гимназии №12 города Твери Владислава Игоревича Иванова.Марина Говорова: Ой, только хотела сказать. Я их обожаю! Выступления у них театрализованные, артистичные, они всегда громко и четко говорят. Ощущение, что они прошли театральную школу. От них такая энергетика бешеная! Всегда с юмором, с музыкой, танцами и вместе с тем по делу. На рождественском концерте они показывали переделанную «Ночь перед Рождеством» Гоголя. Спасибо Владиславу Игоревичу, который их так здорово всему учит. Главное – дети все делают с огромным удовольствием.Владимир Головнер: Еще у нас в этом году оказалось много волонтеров, 12 человек. Они взяли на себя вторую, вне­учебную половину дня. Учителя к этому уже привыкли, а ведь раньше этой частью программы занимались педагоги…Спасибо волонтерам за то, что организовали гостей, ростовских учителей, которые приходили к нам на уроки. Давали им программки, провожали до дверей кабинетов.Очень содержательные взрослые часы получились (вечерние мероприятия для педагогического состава Зимней школы, на которых учителя делятся опытом). Физик из Краснодарского края Андрей Иванович Семке выступал, рассказал о своем новом сборнике задач.Мы с бывшим учеником, Степаном Степаньянцем сделали совместный проект «Мемы в практике обучения», Степан рассказал о нем, хорошо выступил.Екатерина Сергеевна Зорина, учитель истории и обществознания, кандидат психологических наук, доцент Южного федерального университета, рассказала о проекте «Учим, знаем» – программе, рассчитанной на обучение детей, которые нуждаются в госпитализации, лежат подолгу в больницах с тяжелыми заболеваниями, в основном онкологическими. Задача программы – дать ребятам возможность почувствовать себя полноценными членами общества. Рассказала, как они строят работу. Взрослые участники школы заинтересовались проектом, обменялись контактами с Екатериной Сергеевной.- Кто показывал в этом году мастер-классы?Владимир Головнер: Мастер-классов у нас было три, их показывали учителя года Ростовской области. Филолог Андрей Хугасович Барашев дал мастер-класс «Биология глазами филолога: классификация котиков». Еще были мастер-классы физика Игоря Анатольевича Изюмова из Аксайского района и учителя изобразительного искусства и МХК Елены Викторовны Калинкиной.- Интересные названия мастерских в расписании… Расскажите о них.Марина Говорова: У Владимира Нодаровича была интересная мастерская…Владимир Головнер: Я попытался показать особый взгляд химика на мир. С научной точки зрения и не только.Мне понравилась мастерская по издательскому делу Максима Сергеевича Высоцкого из Санкт-Петербурга. Он работает в Академии цифровых технологий, педагог дополнительного образования. И профессиональный редактор. На уроке ребята исследовали картину Питера де Хоха «Хозяйка и служка». Педагог учил их по деталям воссоздавать скрытое содержание картины: в каких отношениях состоят эти две женщины, как они смотрят друг на друга, что у них в руках, что на заднем плане, почему это присутствует, что художник хотел сказать этим? Как окружение работает на понимание ситуации? И так далее. Казалось бы, причем тут издательское дело? Дальше речь пошла о двух видах кавычек – «елочки» и «лапки», где какие должны стоять, как тире ставится, чем тире от дефиса отличается. И затем он поставил творческую задачу ребятам – отредактировать текст. А текст – искусствоведческая статья про эту картину! Мне показалось, интересная задумка, ведь текст не случайный, ты его читаешь с увлечением, потому что у тебя уже есть своя позиция. И ты еще раз смотришь на картину, но по-другому, было изображение, теперь текст анализируешь, то есть другой источник информации. Работа оживляется. И ты смотришь глазами редактора на этот текст. И заканчивалось тем, что редактор должен решить – отправляем в печать или на доработку?Ирина Анатольевна Фоменко, учитель химии, директор средней школы №12 города Новоалександровска Ставропольского края, Эльвира Федоровна Шаповало, учитель литературы этой же школы, давали интегрированный урок литературы и химии «Цвет как «код культуры». Было интересно, необычно! Например, они рассказали, как менялось зрение человека. Я не знал, честно говоря, что у людей было раньше черно-белое зрение. Такой факт – до XX века мы пользовались переводом «Илиады» Гомера, сделанным давно, чуть ли не в Средние века, в XX веке кто-то решил перевести по древнегреческому источнику, перевели – и оказалось, там совсем другой цвет. Трава, деревья – синие, небо фиолетовое. Зрение человека эволюционировало. Когда-то он различал только оттенки синего.Учитель истории и обществознания Международного образовательного комплекса «Гармония – Школа №97» города Ижевска Валерия Владимировна Балтачева показала «Самый большой урок в мире».Марина Говорова: Их школа – партнер проекта «школа ЮНЕСКО». Они запустили проект «Самый большой урок в мире», где рассматриваются глобальные проблемы, с которыми сталкивается современный мир. Валерия Владимировна говорила о социальном неравенстве, нужно было разработать занятие на эту тему. В чем может выражаться неравенство? Богатые и бедные, мужчины и женщины, и так далее…- Как вы считаете, Зимняя школа как-то меняется с течением времени?Владимир Головнер: Это как франшиза. Организаторы читают описание, пытаются воспроизвести на новой почве, мне кажется, получается. Сценарий работает. И школа постепенно эволюционирует.Например, теперь мы представлены во всех основных социальных сетях, и в мессенджере WhatsApp есть группа – удобно для координации действий. Елена Юдина ведет Инстаграм. На страничке ВКонтакте пишет репортажи Наташа Дробинина. Андрей Семке во время Зимней школы выкладывал фотоотчеты в Фейсбук.

Беседовала Оксана РОДИОНОВА

Мнение

Зимка – это возможность!Елизавета ШИШКОВА, ученица 11‑го класса центра образования – гимназии №11 Тулы:- Зимняя школа, или Зимка, как ее ласково называют участники, проходит каждый год вот уже 14 лет подряд. Дети получают уникальную возможность оказаться в школе, где преподают лучшие учителя со всей России и не только.Зимка – это возможность радостных встреч с друзьями и близкими… Возможность завести новые знакомства… Возможность получить бесценный опыт преподавания, беря пример с ведущих учителей. Зимка – это возможность! А какая именно, каждый решает сам.В Зимней школе появился новый индикатор окончания представления делегаций. Им стала… Елена Михайловна Юдина, которая когда-то была участницей Зимней школы в качестве ученицы, затем волонтером, а теперь стала педагогом, но осталась человеком с хорошим чувством юмора. Именно она старательно издавала звук «пиииип» по истечении 5 минут представления каждой делегации. По традиции региональные делегации рассказывали не о себе, а о других участниках школы, тщательно изучив географию и историю региона, биографии учителей и детей.А еще появилась новая область – Саровская, так решила делегация Тулы, которая представляла школьников и взрослых из города Сарова Нижегородской области. Саровчане с радостью приняли это известие, по достоинству оценив эту шутку…В этом году на Зимке присутствовало рекордное количество волонтеров. Аж дюжина добрых, веселых и креативных молодых людей! Они устраивали конкурсы, вечера, суперскую дискотеку и много-много всего крутого во второй половине дня, после уроков и мастер-классов.На уроках мы отправлялись в разные города. Например, на занятии по немецкому языку – в Вену вместе с Чеховым. На уроке французского состоялось путешествие в прошлое, во времена Вильгельма Завоевателя. На занятии по издательскому делу мы узнали, что такое французские «елочки» и немецкие «лапки». Поняли, как может сочетаться физика и лирика в одном человеке и что такое композиция.Самым трогательным было по традиции прощание. Мы пели наши любимые «Расстояния», «В палатке» и гимн экспедиции.В общем, все получили кучу позитивных эмоций и невероятный заряд мотивации в начале года. Будем надеяться, что его хватит до летней экспедиции!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте